Звуки пустыни: как создавали музыку для «Соль с Бонневілю» в рамках Envision Sound

Музыка Ганса Циммера — неотъемлемая фишка фильмов Кристофера Нолана, а «Марш Империи» из «Звездных войн» известнее любого отдельно взятого персонажа саги. В кінокомпозиторів есть даже собственная номинация на «Оскар» (одна из четырех «звуковых», среди которых номинации за лучшую музыку, песню, звук и звуковой монтаж), которой могут похвастаться далеко не все кінодепартаменти. В Украине долгое время не складывалось с образованием именно для кінокомпозиторів. Положение вещей изменилось в 2017 году, когда была запущена первая специализированная учебная программа Envision Sound в коллаборации Британского Совета в Украине с Национальным центром Александра Довженко.

Уже три года подряд Envision Sound собирает талантливых композиторов из Украины, стран Восточной Европы и Центральной Азии на недельный интенсив. На воркшопе развивают умения в написании музыки для кино, а его результатом должно быть создание саундтрека для немого кино или украинского фильма, находящегося в производстве.

Участники получают менторську поддержку от известных кінокомпозиторів Майкла Прайса (Великобритания) и Аллы Загайкевич (Украина). Ежегодно приобщаются к менторам guest stars — приглашенные преподаватели. В разные годы тьюторами выступили Нейніта Десаи (обладательница премии BAFTA BREAKTHROUGH BRIT 2016-2017), Дэниэл Патрик Коэн (автор саундтрека для отреставрированного фильма Хичкока «Сад наслаждений»), Энрика Шандроне (лауреат премии SABAM в номинации «Лучший молодой композитор» 2016 года на World Soundtrack Awards в Ґенті) и Нил Бренд (признан одним из лучших аккомпаниаторов-импровизаторов на пианино в мире, свыше 30 лет аккомпанирует немым фильмам в кинотеатре Британского института кинематографии).

Результаты работы программы можно было услышать во время отдельных показов фестиваля «Немые ночи». В этом году впервые публично представят саундтрек, созданный для украинского полнометражного документального фильма — картины «Соль с Бонневілю» Семена Мозгового. Музыку к нему написали грузинские композиторы Лука Лебанідзе и Звяд Мгебрішвілі. Они также присоединятся к живого исполнения саундтрека.

Накануне перформанса «Соль с Бонневіллю» LB.ua поговорил о создании музыки к фильму с режиссером картины Сергеем Мозговым, композиторами Лукой Лебанідзе и Звядом Мгебрішвілі.

Автор документальной картины «История зимнего сада», бывший актер театра «Дах» Семен Мозговой:

Звуки пустелі: як створювали музику для «Сіль із Бонневілю» в рамках Envision Sound

Семен Мозговой

«Мой фильм пригласили на Envision Sound вместе с картинами Алины Горловой и Антонио Лукіча. Они были отобраны как три современные ленты, к которым должны были написать музыку композиторы.

Сначала над «Солью с Бонневіллю» работал другой парень, украинец. Он взялся за фильм на том этапе, когда у меня еще совсем не было музыки. Была только песня «ДахиБрахи» «Черная туча» и еще несколько песен, которые звучали в кадре. Он прислал мне драфт — это было немного не то, что я хотел. Потом я познакомился со Звядом и Лукой, которые сказали, что хотят работать с моим кино. Так все началось.

В Звяда и Луки была сутки на то, чтобы написать музыку. Мы встретились в «Вернисаже» на Подоле, выпили пива с рыбой, говорили о кино. Они посмотрели весь кат (то есть черновую версию фильма — прим.), что меня приятно поразило, рассказали мне, как восприняли эту историю, и выбрали эпизод, над которым начали работать. Мне понравился их драфт музыки — я даже перемонтировал эпизод. Сейчас эта музыка звучит в эпизоде фильма.

Звяд и Лука выиграли грант от Британского Совета и начали писать саундтрек. Мы связывались в мессенджере, общались о те места, где я хотел видеть музыку. Я дал им полную свободу и использовал все, что они мне прислали. За все время было только одно замечание, когда они впервые сделали музыку: было записано очень много грузинских аутентичных инструментов, и это было немного слишком для фильма. Они убрали их, и все стало классно.

Думаю, что Звяд и Лука сделали фильм более драматичным. Они выбрали такой дух — и страшный, и трогательный, и динамичный, и возвышенный одновременно. В финальную версию фильма вошло много музыки. Некоторые эпизоды зазвучали с ней. Даже там, где диалоги, гораздо лучше, когда есть музыка, чем когда ее нет.

Сейчас я доделал монтаж международной версии фильма. Украинская версия уже успешно сдана в Госкино, а международная еще дорабатывалась. Несколько дней назад я закончил монтаж. Композиторы написали очень много музыки, но сейчас в фильме есть места, которые они еще не видели. Над ними я планирую плотнее поработать после концерта.

Этот перформанс в рамках Envision Sound — идея ребят. Они приезжают сюда с мастер-классом для новой генерации программы и пожелали сделать выступление. Мы представим другой монтаж, версию фильма на 45 минут. Стоит ожидать живое сочетание музыки, ритма, где нет акцента на нарративе, а он сосредоточен на музыке. Мне нравится, что документальное кино может выйти за собственные рамки».

Авторы саундтрека «Соль с Бонневілю» Звяд Мгебрішвілі, соучредитель и композитор аудіопостпродукційної студии Post Red (Грузия) и Лука Лебанідзе, композитор аудіопостпродукційної студии Post Red и соучредитель студии видеоигр Post Red Play:

Звуки пустелі: як створювали музику для «Сіль із Бонневілю» в рамках Envision Sound

Лукf Лебанідзе и Звяд Мгебрішвілі

«Наш друг предложил подать заявку на воркшоп Envision Sound, анонсированный Британским Советом в Украине. Он знал, что мы создаем саундтреки, поэтому подумал, что интенсив мог бы быть для нас полезным. В конце он стал для нас невероятным опытом!

Мы представляем Post Red — ведущую аудіопостпродакшн компанию в стране. 95% всех высококачественных реклам в стране записывали звук или музыку в нас. Поэтому мы решили отправиться на Envision Sound вдвоем, и нам показалось хорошей идеей выступить единой командой. К счастью, мы оба прошли.

До начала воркшопа команда Envision Sound провела жеребьевку, и каждый из участников получил домашнее задание. Нам достался архивный немой фильм. Хотя у нас не было никакого опыта по написанию музыки для немого кино, это был интересный вызов. Мы врозь написали саундтреки для него и подготовили их для записи.

Уже на воркшопе мы обратились к команде с просьбой заменить нам кино. Нам было бы интереснее стать композиторами для документальной ленты, ведь мы уже имели опыт создания саундтрека для полнометражных фильмов и небольшой бэкграунд работы с документалистикой. Поэтому сотрудничество с режиссером, который до сих пор жив и мог бы коммуницировать с нами, стала бы отличным опытом.

Команда организаторов любезно предложила другой вариант: «Соль с Бонневіллю» Семена Мозгового. Мы были очень счастливы, потому что помнили отрывки фильма с показов, которые проходили в течение воркшопа. Мы срезонировали с историей и визуальной составляющей картины, и она имела очень интересный настрой.

На старте, когда нам прислали фильм, мы решили, что будет разумно обсудить детали с самим режиссером и понять его видение, какую музыку он держит в голове, и вообще узнать больше о кино. Мы хотели создать что-то, чтобы подходило всем сюжета фильма. Поэтому мы проанализировали сюжетную линию и прочитали о персонажах, чтобы почувствовать то, как бы они чувствовали себя в этих местах и ситуациях.

Времени было критически мало: другие участники воркшопа уже закончили свои работы над фильмами и готовились к записи. Мы же стартовали поздно ночью и потратили всю ночь, анализируя материал и создавая музыку.

Мы верили, что для музыки фильма нужен особый звук. Единственный музыкальный инструмент, который мы имели в Киеве, — это грузинский народный инструмент пандурі. Еще у нас была канифоль для скрипки. Мы клали ее на рожок, найденный в отеле, и играли на пандурі, как на струнном инструменте. Это стало звуком пустыне Бонневилль.

Следующим важным решением был звук чистоты и свободы, когда Назар Лаврушко (главный герой картины — прим. автора) ставит мировой рекорд. Мы старались подобрать правильный тон для передачи ощущения его полета и бытия в этом моменте. Предсказуемо было бы сделать его интенсивным, энергичным и быстрым, но мы не попали в эту ловушку и нашли решение «меньше — лучше». Мы наложили разную обработку на звук. Конечно, мы не делали это на ощупь, а держали видение полета Назара в голове, и это сделало звук таким чистым.

Очень важно овладеть искусством рассказа и найти эффективный путь для коммуникации с аудиторией через музыку. Поэтому мы решили углубиться в тему, познакомившись с режиссером. Мы пошли на пиво, рассказали Семену о наши идеи и показали драфт музыки. Наше видение персонажей оказалось довольно похожим за исключением небольших различий в деталях.

Работа над музыкой к фильму до сих пор не завершена, но мы считаем, что достигли успеха, когда преодолели главный вызов и подобрали тон. Мы верим, что направление, в котором все движется, органический.

В течение шоу 22 января мы выполним вживую саундтрек с ансамблем из семи музыкантов. Это будет скорее экспериментальный перформанс: мы не будем использовать привычный тип дирижирования. Будет короткая версия фильма, которая очерчивает большинство музыкальных подсказок и делает их репрезентативными для концертной аудитории. Но мы также пытались рассказать историю».

***

Звуки пустелі: як створювали музику для «Сіль із Бонневілю» в рамках Envision Sound

Ранее мы уже писали о фильме «Соль с Бонневілю», который стал одним из участников украинской делегации на IDFA. Напомним, что это история двух киевлян, которые отправляются к озеру Бонневиль, что в штате Юта, США. Там они планируют побить мировой рекорд скорости на модифицированном советском мотоцикле «ИЖ-49».

Bonneville Salt from 2020 from Simon Mozgovyi on Vimeo.

Кроме перформанса «Соль с Бонневіллю» в рамках публичной вечерней программы Envision Sound состоится еще два события. 23 января покажут ирландский документально-игровой фильм «Человек с Арану» (1934) в сопровождении музыкальной импровизации от Уни Монаган (арфа электронные инструменты), Аллы Загайкевич (электронные инструменты) и Сергея Охримчука (скрипка). 24 января состоится показ «Земли» (1930) Александра Довженко, музыку к которому вживую исполнит группа «ДахаБраха».