Zelyonka fest: Философия в движениях

В конце апреля в Киеве состоялся фестиваль современного танцевального театра Zelyonka fest 1.6, что стал одной из немногих возможностей познакомиться с европейским типом театрального пластического мышления. В этом году фестиваль предложил мощную международную программу в которую вошли лучшие спектакли жанра из Британии, Норвегии, Польши, Литвы и обширную конкурсную программу украинских хореографов.

Zelyonka fest: Філософія у рухах
Фото: www.facebook.com/zelyonka.dancefest.ua

Современный танец, или иначе contemporary, для широкой аудитории в Украине — terra incognita, судьба бездомных пионеров и романтиков, и, никак не інституалізована звено современного искусства. Формально ее, собственно, нет. Но она есть. Для рядового гражданина, современный танец, в лучшем случае может персоналізуватися в лице Раду Поклитару, который есть на данный момент безальтернативным лидером направлении. Особо «продвинутые», возможно, вспомнят Ларису Венедиктову с ее командой TanzLaboratorium.

Однако, панорама отрасли намного розмаїтіша, чем можно себе представить. Только весной в Киеве прошли вереницей Польская платформа танца, КМАТОБ-fest, Mysl-potok, и конечно же, — Zelyonka fest, что в лице своего художественного руководителя Антона Овчинникова стала культрегером contemporary в Украине, образовательной и коммуникативной платформой и мотивационным фактором в творчестве для сталкеров телесного театра. Впрочем, по большому счету, современный танец находится на обочине общественного внимания и входит в круг интерес ограниченной группы специалистов, преимущественно сами являются представителями хореографического цеха. Это явление абсолютно невідрефлексоване культуролгічним анализом. А жаль, потому что именно здесь можно встретить свежие формы и искренность экспрессии, что их так часто не хватает драматическом театра — заскорублому в штампах и в ограниченном лабильности средств выразительности жанра. В этом смысле вариативность и непредсказуемость contemporary дарит вдохновение.

На данный момент, едва ли не единственной возможностью познакомить зрителя с этой формой есть фестивали. Тогда как в течение года судьба contemporary — закрытые джем-сейшини «для своих». Надо заметить, что в странах Еврозоны современный танец является доминантным орудием культурной дипломатии и приоритетным направлением продвижения перформативних искусств.

Zelyonka fest: Філософія у рухах
Фото: www.facebook.com/zelyonka.dancefest.ua

Язык тела — универсальная, поэтому потери содержания при преодолении языкового бар’интерьера, его приходится преодолевать жанрам зав’язаним на слове, здесь является минимальной.

В отличие от классического балета, которая преимущественно работает с темой романтических отношений между мужчиной и женщиной, современный танец апеллирует к абстрактных категорий и философских понятий. Очень часто спектакли contemporary лишены традиционных драматургических форм и сюжета, как такового, а является скорее опытом переживания какой-то очень конкретной ситуации, медитативным и глубоким погружением в локальную проблему, ее исследованием: «предчувствие катастрофы», «неопределенность движения», «поиск взаимопонимания», «жизненная сила», «преодоление страха», «сон» и прочее. Техника, ее используют в современном танце, не ограничена средствами выразительности, но, как правило, это сочетание джаз-балета, контактной импровизации, буто, классической хореографии и драматического искусства.

Так, в спектаклях contemporary танцовщики часто разговаривают или поют. Но правил здесь нет. Главное — как можно выразительнее раскрыть рабочую концепцию постановки. Для своих выступлений исполнители современного танца часто выбирают нестандартные пространства. Поскольку этот жанр гораздо ближе к перформансу, чем к драматическому искусству в традиционном понимании — пространство здесь тоже играет роль партнера. В этом году фестивальным «домом» Zelyonka fest 1.6 стал арт-кластер Довженко: темные бетонные коридоры и необъятные своды заброшенных фабричных цехов создали необходимый для работы настрой экзистенции на грани перехода в небытие.

Программа фестиваля состояла из конкурса молодых украинских хореографов, панорамы лучших пластических спектаклей из Европы, украинского шоу-кейса, панельных дискуссий, и презентации проекта «відеотанець» — синтетического жанра, что объединяет кинематограф и пластика тела. Конкурс работ молодых хореографов (проводится в третий раз) это соревнования исключительно хореографов, а не исполнителей. Мастерство артистов здесь является вторичной, тогда как решающим является воплощение идеи и концепции и точность подбора исполнителей в рамках поставленных задач. В конце конкурса каждый член жюри, среди которых были ведущие специалисты отрасли из Великобритании, Литвы и Польши, имел право отметить двух хореографов. В этом году на рассмотрение оргкомитета было подано около тридцати заявок, из которых к участию в конкурсе попали двадцать работ.

 

Zelyonka fest: Філософія у рухах
Фото: www.facebook.com/zelyonka.dancefest.ua

В лидерах оказалась работа «Сознание под». Все члены жюри единогласно признали ее наиболее точно выстроенной и концептуально выверенной. Авторы проекта Богдан Кириленко и Влад Детюченко. Также призерами стали Ирина Плотникова, Анастасия Рембецька, Юлия Гришина и хореографы из Хмельницкого Оксана Мазур, Ирина Вальчук и Ирина Бубенок.

Кроме конкурса, состоялась демонстрационная программа наиболее интересных работ из Украины — шоу-кейс. Потенциально это инструмент продвижения хореографов как внутри страны, так и за ее пределами. Но для того, чтобы использовать его в полной мере, надо приглашать кураторов международных фестивалей, а это дополнительные средства которых Zelyonka, к сожалению, сейчас не имеет: с момента своего основания и до теперь фестиваль не поддерживается никакими государственными структурами. На теперь Zelyonka fest существует благодаря частному капиталу и активной поддержке европейских культурных организаций, которые взяли на себя расходы по формированию гостевой программы. В этом году в шоу-кейсе было представлено семь работ, которые показали одним блоком в один день с 12.00 до 18.00. Для рядового зрителя такой трип сложен в восприятии, поэтому гостями события были в основном участники фестиваля. В следующий раз организаторы обещают доработать рабочую модель шоу-кейса, чтобы максимализировать его эффективность.

LB.ua расспросил художественного руководителя Zelyonka fest Антона Овчинникова формирования программы: «Формировать программу шоу-кейса было нелегко — наши хореографы создают очень мало работ. У них нет мотивации и понимания того, зачем это делать, если нет, где показать их работу и это мало кому интересно», — признается он.

Zelyonka fest: Філософія у рухах
Фото: www.facebook.com/zelyonka.dancefest.ua
Антон Овчинников

«Половина из тех работ, что были на шоу-кейсе, готовились специально под фестиваль, и, возможно, нигде больше уже не будут показаны. Европейские эксперты и хореографы, которые присутствовали на показе, отмечают очень высокий базовый уровень наших артистов, технику, присутствие на сцене, качество движения, но, к сожалению, пока это не выливается в качество постановок. В подавляющем большинстве работ хореография используется в качестве иллюстрации к истории, — что не является присущим современному танцу в начале XXI века. В то же время, очень мало работ концептуальных, где танец является самодостаточным высказыванием.

Это новый уровень, на который сложно перейти, но надо к нему стремиться. Именно про такие работы говорят члены жюри после конкурса, обсуждают их, потому что танец, как иллюстрация нарратива, сейчас не является актуальным. Тем не менее, все больше появляется людей, которые начинают интересоваться так называемым «современным европейским танцем». Но на самом деле, это просто современный танец, он такой, как он есть. Просто у нас понимание его сути является несколько искаженным. Странно, когда модерн, нечто такое, что вызывает у зрителя сильные эмоции и следует логике нарации, называют современным танцем… я бы скорее отнес это к импрессионизму. Только сейчас у нас появляются хореографы, способные мыслить современно, мыслить телом, развивать концепцию телесности и осознанного движения. По моему мнению, это является демонстрацией того, что современный танец в Украине развивается. Надеюсь, не без участия нашего фестиваля».

Источник