Фото Александры Железновой
Умные имеют
держаться вместе!
ZN.UA
ZN.UA Зеркало недели
@zn_ua
Обзор самых важных и актуальных политических, экономических и социально-культурных событий в Украине и за рубежом.
Подписывайтесь!
Читайте @zn_ua
Я уже с ZN.ua
В столичном Тюзе на Липках почти две недели продолжался проект «Class Act: Восток—Запад».
Подростки из Западной и Восточной Украины писали в своих пьесах «о чем болит», а профессиональные режиссеры-актеры реализовывали эту боль на сцене. Куратор проекта — Наталья Ворожбит. Премьеру поддержал Евгений Нищук — министр и актер.
Драматург Ярослав Черкашенко живет в Попасной на Востоке. Перешел в 11-й класс, увлекается футболом. Во время обстрелов города вместе с семьей постоянно выезжает. Впрочем, его пьеса «Последняя жертва» не о войне. Внешне — о мире, о желании хорошего мальчика сделать маму счастливой. Он мечтает, чтобы она могла посетить престижную галерею. И ради этой мечты уступает одним из главных своих «принципов» (каким — оставлю в секрете). Режиссер мини-спектакля — Алик Сардарян.
Драматург Виталик Шмитько тоже из Попасной, ему 15 лет. И его пьеса «Камень» — тоже не о войне. О «мирных» забавы дворовой детворы. Играли на заброшенном элеваторе. Уронили с высоты огромный камень, который упал на женщину, что проходила мимо. Она осталась инвалидом. А у подростка этот случай вызвал угрызения совести, но не кризис жанра. Режиссер — Стас Жирков.
Драматург Яна Солоненко из Нововолынска, это Запад Украины. Ей 14 лет. Свою пьесу «По ту сторону реальности» она посвятила «поэтому» стороны реальности. Милая девочка, ее ровесница (если я все правильно понял) находится в противостоянии с неким Духом, который набирает разных образов. И, чтобы избавиться от наваждение, его нужно убить. Но и саму героиню ждет сползание в бездну. Экзистенциальный и мистический сюжет поставила Тамара Трунова.
Драматург Олег Майборода старше коллег — ему 17. Как и многие, он приехал из Попасной. И совместно с драматургом из Нововолынска Сашей Вакулюком (ему 14) написал «Блокпост» (режиссер Лиза Смит).
Пожалуй, самую тяжелую миниатюру на тему войны. (А эта тема, естественно, выпукло и объясним представлена в проекте Class Act). Два парня — украинца и россиянина — судьба свела на одном блокпосту. Разговаривают о том, о сем, сетуют на власть, которая не очень и помогает военным. Потом, розохотившись, покупают торт! А потом — бой. Из которого, похоже, никто не вернется.
Фото Александры Железновой
Сам Олег Майборода печальную историю мог бы написать и о себе. Его город под постоянным прицелом, парень с бабушкой живут в двух шагах от ада. А бабушка никуда не хочет и не может ехать: «Тут же мой дом!». Отец Олега умер после тяжелой болезни, проведя много времени в холодном подвале. Мама исчезла за горизонтом в поисках заработка. И вот драматург Олег в Киеве напишет свой «Блокпост», а затем вернется на свой «пост», к бабушке…
В одиннадцати подростковых драматургических миниатюрах, підрихтованих взрослыми авторами (Наталья Ворожбит, Ира Гарець, Дмитрий Левицкий, Кира Малинина), все-таки больше взрослого сумму, чем юношеской беззаботности. Время — ночь. И на сцене, и в текстах. Эта ночь необходима им, чтобы высвободить наваждение. А день — всего лишь период литературного огранки. Каждый пишет как будто о «других». Но все-таки о свое взрослое детство.
Пишут о столкновении с реальным, а не придуманным болью.
Рассуждают о нынешней суете красивой мечты (на эту тему — трогательный сюжет «На пуантах»). Они же говорят-кричат о несбыточные тревоги, которые поселились в их добрых душах и сердцах.
Фото Александры Железновой
Это тексты не из-под пера наивного мечтателя, который придумывает комиксы о виртуальных покемонов. Это послание подростков, которым неуютно в нынешнем мире. Поэтому некоторые из текстов — словно сдавленный крик Ваньки Жукова: «Вывези меня отсюда!»
Вывези из-под обстрела. Освободи от безысходности. Подари надежду.
При этом в сюжетах никакой экзальтации, никакого надрыва. Адекватное восприятие жизни, порой смиренное и рассудительно.
Маленькие пьесы — это часто тупиковый нарратив, наивный психологизм, заземленный в трагизм нынешних дней — несмелая попытка если и не изменить жизнь, то хотя бы временно изменить в нем декорации.
Class Act, собственно, как социальный и театральный проект как раз и нацелен на возможность «что-то» изменить. И, поскольку в жизни больше идиотизма, чем здравого смысла, естественно, никакой Театр никакого такого Жизни не изменит. Видимо, может измениться хотя бы их (подростковая) отношение — к вызовам и сюжетов жизни.
Фото Александры Железновой
Удивительно, но даже внешне мирную тему — аферисты в арт-среде (пьеса «Моя стартовая цена») — драматурги Алина Демусь и Володя Ришитюк (с Нововолынска) заводят в тупик безысходного драматизма. Мальчик пишет картины. С него смеются: «Мазня!». Мальчик накладывает на себя руки. И тогда опытные «арт-кураторы» стремительно наживаются на творчестве юного гения, который преждевременно ушел из этой жизни, продавая «мазню» втридорого. Как вам такое?
Пожалуй, только одна история (из одиннадцати драматургических сюжетов) в большей степени — мажорная, даже комичная. Над сюжетом «Через боль к звездам» работало трио из Нововолынска и Николаевки: Богдан Мазурок, Влад Волощенко Инна Якобчук. Смешной сюжет и такая же веселая постановка (режиссер Стас Жирков) немного троллит «Наталку-Полтавку» и мультфильм «Жил-был пес». В конце концов, хоть здесь все заканчивается миром и свадьбой. Взявшись за руки, герои поют и радуются. Сцена, перед этим погружена в «ночь», временно светлеет. (Композиционный принцип сборного спектакля — подчеркнуто кинематографичен. Как «короткометражки» в формате «Открытой ночи». Задействованы экран, ступени, минимальный реквизит.)
Class Act возник когда-то в одном из театров Шотландии. У его истоков стояла (да и теперь неподвижно стоит) Никола Маккартни. За время существования формат покорил прогрессивных театральных деятелей Британии, России, других стран. В Украине такая история — впервые.
Собственно, это первая попытка в такое непростое время объединить творческих подростков из разных регионов — в одной среде. В одном котле, в одном инкубаторе.
Это попытка «вывести» их из зоны конфликтности, а перевести конфликт в плоскость драмы. Где ему самое место.
Талантливых детей искали на освобожденных территориях Востока, в шахтерском городке на Западе Украины. 20 юных авторов не очень долго притирались в столице одни к одному: мне показалось, общий язык они нашли сразу. У подростков все это получается легче, эффектнее, без особых мук преодоления культурной или географической дистанции.
Допустим, Макс Фісюра из Нововолынска и Богдан Місан из Попасной вместе «в четыре руки» пишут «Братские войны». О чем пьеса — понятно, хотя внешний антураж вневременной. Один из мальчиков говорит: «В этой пьесе история двух братьев, у которых цель одна, но достичь ее они хотят по-разному. Один — с помощью мира, второй — с помощью войны».
При этом каждый из двух драматургов — большой дипломат, терпеливый умница. Каждый эти «братские войны» хотел бы оставить только в текстах подростковых пьес, а для жизни прийтись — то другое.
Class Act тем временем обнаруживает не только разножанровые предпочтения подростков-драматургов. Здесь же, в спектакле-коллаже, сами собой оказываются и особенности сценических почерков некоторых молодых режиссеров.
Фото Александры Железновой
Например, в сценических сюжетах Тамары Трунової («По ту сторону реальности» и «Военный вальс») заметен строгий подход аналитика, для которого на первом плане — разум, затем — чувственность. В маленьких спектаклях Стаса Жиркова («Камень», «Через боль к звездам») за внешней бравадой, напускным стебом и модной раскованностью непременно предусматривается такое себе второе и даже третье глубокое дно. Он так и действует на сцене, лихо жонглируя жанрами. Когда надо, подменяя комичное — трагично, а пафосное — патетичным.
Еще похвалю артистов. Поломав свои графики и, естественно, без никаких гонораров, они работали в Class Act днем и ночью. Для многих по-новому открылся актер Роман Ясіновський. Несколько выразительных образов воплотила Римма Зюбина. А уж когда на сцене в миниатюре «Через боль к звездам» в роли современной Терпелихи появляется Ирма Витовская — «детский театр» превращается в настоящий театр. С его вторыми и третьими планами, багатоходівками и парадоксами.
Фото Александры Железновой
За день-два (не дольше), собственно, и были поставлены маленькие сюжеты (короткометражные «испечь»), которые создали трехчасовой коллаж — со своим ритмом, смыслом, подтекстом. И убедили, что не всегда продолжительность репетиций предусматривает эффектный результат. Поскольку здесь, в очень сжатые сроки, в состоянии творческого стресса родились чистая эмоция и чистая энергия.
Родился какой-то новый, многим из наших корифеев непонятный, но все-таки — театр. Который, повторюсь, если и не изменит то или иное жизнь, то хотя бы что-то подкорректирует.