Художник Андрей Ермоленко: «И снова жлоб полез во власть…»

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

 

Андрей Ермоленко — одна из самых ярких фигур актуального украинского арт-пространства и общественного движения. Его смелые портреты Тараса Шевченко, Нестора Махно вызывают массу разных эмоций. Его участие в проекте «Жлоб-арт» многим представляется откровенной провокацией. Именно Андрею принадлежат идеи и реализация новых нашивок-шевронов для украинских воинов. И именно он — автор символики «Укроп», которая из шутки превратилась в нечто большее.

Последний проект, в котором был задействован Ермоленко, открыл немного другого художника: театральная премьера «Оскара и Розовой Дамы» (с участием Ирмы Витовской), которая уже успела стать заметным событием сезона, подарила зрителям мир детства, раскрытого художником трепетно, добродушно и даже юмористически. В интервью DT.UA художник рассказывает, почему он сегодня хочет рисовать добро.

— Андрей, именно с этой вашей последней по времени работы и начнем разговор. Расскажите, пожалуйста, как рождались художественные образы — рисунки, анимация — для арт-проекта «Оскар и Розовая Дама»? Вы предлагали свои варианты? Или, возможно, режиссер предложил свое четкое видение?

— С самого начала у меня с этим проектом связано много личного. Так случилось, что моя мама умерла от онкологии. И после этого бедствия я прочитал повесть Шмитта. Во мне она «засела». Я долго думал… Как то все можно сделать, как нарисовать? И вот встретились с Ирмой. Рассказал о своем желании художественно решить эту сценическую историю. Она удивленно посмотрела на меня и говорит, что именно сейчас работает над спектаклем по мотивам повести Шмитта.

Такое совпадение — это было какое-то чудо!

Поэтому режиссер Ростислав Держипильский поручил мне визуализацию сценической истории. Мол, рисуй что хочешь… В процессе работы мы двигались параллельно. Не знали, как оно будет выглядеть, когда все сведем воедино. Творческие команды работали независимо друг от друга. И материал буквально пазлами сложился в последние дни. Я был идеолог и арт-директор визуальной части. А львиную долю работы взял на себя художник Никита Титов, работавший в Харькове.

После Майдана, когда Никита на собственные глаза увидел расстрелы людей, у него возникли определенные проблемы с психикой. Он где-то полтора года молчал, общались только по Интернету. У него была затяжная депрессия, полная апатия к жизни. Но когда я спросил: «Можешь помочь в работе над спектаклем?» — он радостно согласился.

И вот, представьте, когда Никита начал рисовать для «Оскара», то вышел из депрессии! Даже приехал на премьеру. До тех пор вообще не выезжал из Харькова, боялся общаться с людьми. А здесь розтормошився, у него началась новая жизнь, стал другим человеком.

Анимация и идея — фактически, я был куратором проекта, Алексей Березюк сделал статические картинки действительно живыми, вдохнул пространство и жизнь, а также 3D-эффект — чтобы картинки были объемные. Получается, «Оскар» объединил небольшую группу художников. Я создавал и придумывал определенные образы, ребята добавляли свое, придумывали вместе со мной, это была интересная коллективная работа!

Убежден, что в этом проекте есть какая-то магия. Так, «Оскар» реально помогает больным детям. Но, к всего, он помог и взрослым.

Например, у меня до этого проекта была некая раздвоенность — не знал, куда дальше идти… Потом бросил пить, рисовал, представлял детские обиды. Сразу понял: если в спектакле речь идет о детях, то надо спуститься до уровня ребенка, показать разнообразие мира детскими рисунками. Хотя для меня, как для профессионального художника это был вызов — «спуститься» до детских рисунков. Чтобы детская искренность шла на зрителя захватывала его теплой волной, и он окунался бы в мир ребенка.

Спектакль «Оскар и Розовая Дама» ставили не раз, и всегда делался акцент на Углу, на ее внутренней драме.

А в нашем случае получилось так, что ребенок стал самым главным. Это и захотелось донести — не трагедию, а героизм ребенка.

Я по ходу работы выкладывал картинки и небольшие зарисовки в Интернет. Хотелось знать, какова будет реакция. Кое-кто писал: «Ребенок нарисует лучше!». Да, это была критика, но и одобрение, что движемся в правильном направлении, показываем живой мир детских рисунков.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

—С вашим именем связано создание нашивок для украинских воинов. Вы много сделали в этой, так сказать, отрасли. Или продолжаете, есть ли какие-то новые идеи и образы?

— Сейчас я немного выпал из этой обоймы. Много времени потратил на «Оскара». К тому же, когда начинал работать в геральдике, очень мало кто этим занимался профессионально.

Сейчас имею создать пару нашивок — для разведчиков и для военных из Кривого Рога, то есть вернуться в это русло. Эти две нашивки я давно обещал.

Рад, что присоединились к разработке дизайна различных шевронов новые художники. Например, Роман Шостя. По моему мнению, он один из лучших в этой сфере. Я — лишь первопроходец. А теперь многие дизайнеры стали социально активными. Если же кто-то нуждается в помощи, консультации, то я всегда готов помочь.

«Оскар» и воєнщина — не очень вяжутся. Я брался рисовать, но это меня не удовлетворяло… Все не то… Относительно символики «Укроп» — то сначала это было шуткой. У нас, в украинцев, в крови — шутить над собой. Нас начали оскорблять словом «укроп». Тогда и появилась и история с «укропом». Я изобразил вариант реальной растенья и как прикол выкинул его в сеть. Оно «ушло», розкачалося. Уже впоследствии появились шевроны «Укроп».

— Недавно был взрыв интереса к такому явлению как «Жлоб-арт». Как считаете, сегодня — время тяжелых испытаний для страны — это течение пошло на спад, или, возможно, ее ждет какой-то новый взлет?

— Проект «Жлоб-арт» мы закрыли в 2013-м, еще накануне революции. С этим согласились все художники — Олекса Манн, Антон Мухарский, Иван Семесюк. В «Мыстецьком Арсенале» состоялась большая выставка как исследования жлобизму в Украине. Тогда Ваня Семесюк сказал: «Усе! Жлоб-арт себя исчерпал!» Нас упрекали, что мы почти «фашисты», потому рассказываем про украинцев только плохое.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

Но мы отнеслись к направлению «жлобизм» профессионально — провели целое исследование, показав, как в зеркале, состояние нашего социума.

Сразу после закрытия проекта начались известные события… Та же кутерьма, о которой мы говорили в проекте «Жлоб-арт». Мы на своих выставках сажали жлобов в клетке. А в центре Киева произошло то же самое — людей завезли в Мариинский парк и отгородили их клетками.

После революции было некоторое затишье, но теперь жлоб снова полез во власть!

Майдан — это антижлобська революция, очень креативная, когда опытные люди вышли против идиотов и жлобов.

Почему захлебнулся партийный майдан? Потому что там было много жлобов. Они не выдержали нагрузки. А те, кто был не на партийном, остались стоять на холоде и морозе.

Олекса Манн рисовал людей в балаклавах и ментов с кровавыми рожами еще задолго до революции, и тут мы увидели , что его картины ожили… Мы видели, как убивают наших собратьев на улице. Тогда наступило понимание, что на улицах Киева рождается новая украинская героистика — герой-воин.

Теперь я не хочу изображать генералов или политиков. Для меня интереснее простой солдат, который на фронте, или простой человек, который помогает фронта… Или тот же волонтер, помогает детям в больнице.

Я живу рядом с героическими личностями. Живу в то время, когда страна родила много героев.

Но сейчас опять жлобы прутся к власти. А еще парадокс в том, что, пока человек не при власти, она вроде нормальная, говорит правильные вещи, а как только попадает туда, меняется, как будто ее там кто-то кусает и заражает. Поэтому у меня другая миссия — рисовать добро. Я понял, что Вселенная, которая нас окружает, начинается с меня самого. Я камертоном Вселенной. В случае с «Оскаром» я верил в то, что этот проект приумножит количество добра в мире.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

— Год назад вы сказали в одном из интервью, что украинцев не стоит путать с «вишиватниками». Год прошел. Может, появилась какая-то новая концепция относительно «вишиватників»?

— Совсем не хочу, чтобы у нас были такие персонажи, которые только стремятся перекрасить фасад здания, не изменив сути. Вместо Ленина поставить Шевченко. Вместо красных галстуков — сине-желтые. Вместо звезд — трезубцы. И при этом ничего не делать! Остальное оставить без изменений, притрушену пылью со жлобською позолотой. Со всеми теми принципами, которые были в СССР.

Я хочу, чтобы Украина была современной и модной, чтобы украинские политики имели большие амбиции, чтобы к ним относились с уважением, наравне с Обамой, Меркель… И чтобы они чувствовали себя такими, а не политиками второго эшелона. Как на меня, у них большой комплекс неполноценности.

Сейчас вижу, что страна меняется к лучшему, не так быстро, как хотелось бы, но мы идем в правильном направлении, — однако пугает наше извечное украинское: «У нас ничего не получится».

Я хочу, чтобы украинцы верили в себя, говорили, что у нас лучшие люди, лучшая страна. Тогда будет стыдно делать плохие дороги, давать взятки, плохо выполнять свою работу!

Наблюдаем еще одну предвыборную кампанию. И во многих кандидатов уже иссякли обещания, уже не знают, что обещать людям.

Я же всегда буду не то что в оппозиции к власти — я буду критически относиться к ней. Украинцу нужно осознать простую вещь, что ты — хозяин страны, а чиновники — то люди, которых мы нанимаем на работу.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

— В свое время вы работали учителем химии в школе. Представим такое: вы возвращаетесь преподавать в средней школе…

— Я бы с удовольствием вернулся! Знаете, я был неплохим преподавателем. Возможно, и вернусь, когда буду старше. Скажу откровенно: мне нравилось работать в школе, это честно. Ведь дети — как лакмусові бумажки на ложь и на отношение к ним.

Я люблю всех учеников, которых учил, без исключения. Все они — гениальные дети, хотя теперь уже совсем не дети, у них уже семьи, свои дети.

Знаете, вообще, на весь класс может быть только одна суперледача ребенок, который не хочет учиться. И, наоборот, каждый ребенок — индивидуальность. Нет тупых детей! Есть проблема учителя, который должен правильно выполнять свою работу, не создавать из своего предмета суперребус. Задача учителя — заинтересовать ученика предметом, указать правильное направление, показать, что в предмете нет ничего сложного. Учитель должен быть таким себе проводником в мире знаний, а ребенок — путник, который с ним путешествует и учится в тех странствиях! Если ты недостоин проводник, то никто за тобой идти не будет.

Проблема и в том, что в школе мало уделяется внимания, мало денег вкладывает страна в школу. Поэтому в Украине сложилась ситуация, что учителя или лузеры, или фанаты своего дела (таких мало).

Почему учитель должен заниматься благотворительностью? Такая история с врачами и учителями была 24 года. Теперь, благодаря волонтерскому движению, все немного розтормошилося и пошло к лучшему. Но без поддержки государства пыл стал угасать. И снова: учитель — лузер, врач — лузер. Все возвращается, как и чесотка. Опять крысы стали вылезать из дыр…

— Как вам известно, в последнее время наша власть формирует так называемые «черные и белые» списки, накладывает табу на некоторые фильмы. Что запрещали бы — но уже с украинского так называемого культурного «контента», который создается в нас?

— Вот, например… Я бы отстранил от эфира судей шоу «Танцуют все!», которые смеялись с белорусского языка. Мне реально было стыдно за мою страну! А если бы эта девочка заговорила на английском, то они бы ее уважали?

Запрет иностранных пропагандистских фильмов — поддерживаю. Там много шлака.

Нам надо думать, как снимать на нашей территории качественные фильмы. Пока сняли один приличный фильм — «Поводырь», который не для изысканного ценителя, а для всей семьи.

Надо раскручивать своих ребят. Во время революции произошел какой-то фантастический всплеск творчества, появилось много талантливых художников, художников, точнее — они вышли из тени, поверили в себя. Много кто начал писать книги — Ваня Семесюк, Владислав Ивченко. Но раскрутка украинского автора у нас низкая. Вот этим и надо заниматься властям, а не «черно-белыми» списками.

Хотя откровенных негодяев, таких как Охлобыстин, Порєченков, я бы не пускал в Украину. Они заявили, что против украинской государственности. Они за то, чтобы захватить нашу территорию.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

— В вашей портретной галерее есть довольно неожиданные образы Тараса Шевченко, Нестора Махно. А какие новые персоналии уже просятся сегодня в такую же галерею?

— Хочу нарисовать солдат. Есть один замысел. Не могу о нем говорить, потому что отношусь очень серьезно. Будет украинская героистика. Хочется сделать что-то важное, связанное с украинским героем. С украинцами, чьи корни здесь. Надо показывать людям, что и это «наши». Ведь у Чехова, Достоевского, Ахматовой есть украинские корни.

Вот армяне с гордостью говорят, что Шер — армянка, гордятся, что она причастна к их народу.

Мы должны быть благодарны многим людям, которые пришли в Украину,— это белорусы, россияне. Это и есть определенные истории — для рисунка, картин.

Художник Андрій Єрмоленко: "І знову жлоб поліз у владу…"

— Сегодня украинцы в очередной раз разочарованы в украинских политиках. А что бы вы лично посоветовали делать, чтобы украинцы снова «зачарувалися» ими?

— Мы уже никогда не зачаруемся политиками. На Майдане выиграла не политика, а украинский народ. Только вместе можем изменить страну.

Обещания ничего не стоят. Нужны дела, реальные действия. Когда на билборде написано «реальными делами меняю город», то думаю: зачем этим хвастаться? Ведь это — прямая обязанность политика.

Поэтому политикам и чиновникам пожелал бы делать реальное дело.

И вообще, на предвыборных билбордах должны быть такие люди, как мой кум, что заботится о два детских дома и был в АТЕ…

Источник.

Добавить комментарий