Хроники странствующего фестиваля: Харьковщина

Пока в социальных сетях идут споры о том, что делать со своеобразным отношением к нашему государству людей на Востоке, Минкульт имитирует бурную деятельность, а Мінстець даже имитировать ее не пытается, волонтеры от культуры нашли свой способ объединить страну.

Год назад рекламист и рок-музыкант Денис Блощинский организовал первые поездки волонтеров – музыкантов, киношников и народных мастеров в только что освобожденные Славянск, Краматорск и Дружковку. Участники мероприятия пытались продемонстрировать измученным людям на Востоке, что они не чужие Украине, в ком пробудить глубоко спрятанную украинскость, а тех, кто чувствует себя украинцем просто поддержать.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: www.facebook.com/krayna.ukraina

В этом году путешествующий фестиваль, получивший название «Из страны в Украину», планирует посетить 18 небольших городов на востоке и юге. И в каждое везет праздник столичного уровня с мероприятиями на любой вкус. Народные мастера проводят мастер-классы по традиционным искусств, историки, искусствоведы и этнографы читают лекции, аниматоры устраивают детские забавы и конкурсы, музыканты дают мастер-классы в музыкальных школах, а вечером выступают в большом концерте, который завершается эффектным фаер-шоу. Волонтеры также везут с собой две выставки: фотовыставка пейзажей неописуемой красоты из всех регионов Украины и выставку патриотических плакатов, созданных студентами-дизайнерами столичного Университета культуры. Цель фестиваля – не просто поддержать и развлечь, а создать определенные горизонтальные, межличностные связи между людьми из разных регионов. Ведь мы уже имели не одну возможность убедиться, что именно такие связи найтривкіші и эффективные. Недавно команда «Из страны в Украину» посетила города Харьковщины.

Чугуев

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
На центральной площади Чугуева есть и собор, и памятник Ленину

Это город в большинстве культурной публики вызывает ассоциации с выдающимся художником Ильей Репиным, который здесь родился, понемногу учился рисовать и писал иконы. Ассоциация правильная, к тому же ее искусно поддерживает местный Художественно-мемориальный музей. Ю. Репина. На самом деле музеев под одной вывеской целых три – собственно мемориальный, краеведческий и художественная галерея. Конечно, за один день трудно определить реальное влияние музея на чугуївців, но кажется, что он таки немалый. Это было видно уже по тому, как публика, очевидно приученный к культурных мероприятий, начала заранее подтягиваться к месту проведения фестиваля и со знанием дела выяснять его программу. На лекции по истории, искусству и этнографии в художественной галерее пришло примерно столько же людей, сколько бывает на публичных лекциях в Киеве. Народ привык, что в музее читают лекции, имеют интересную программу для детей, проводят мастер-классы и различные культурные мероприятия. Самый главный из них – международный пленэр художников реалистического направления, ведь Репин – мировая икона реализма.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Малышня делает глиняные свистки

Именно реалистическая живопись ХХ века. составляет основу экспозиции Художественной галереи. В Краеведческом музее можно увидеть интереснейшие археологические находки, слобожанские ткани, вышивки и традиционную одежду, а также удивительные вещи – резная мебель XIX века. работы местных мастеров, которые своеобразно трактовали господствующий на то время историзм. А вот с самим музеем Репина нам не повезло – домик художника закрыт на реставрацию. Ее почти закончено, сейчас руководство музея ищет хорошего експозиціоніста, чтобы подать вещи (а среди них – раритетные ранние работы и иконы Репина) по-современному интересно. Поэтому любителям путешествий стоит включить Чугуев в свои планы аж на следующее лето.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Фрагмент резного буфета из чугуевского Краеведческого музея

К музею относится и Путевой дворец. На самом деле это большой деревянный оштукатуренный дом, подобный тем, что строили в помещичьих имениях. А Путевой, ибо построен на пути рабочих и не очень поездок с севера на юг императора и имперских чиновников. Здесь цари останавливались на передышку. Временным обитателям дворца посвящен небольшую экспозицию. О, я уже слышу крик: «Они там все поклонники Российской империи! Не надо нам таких музеев!». Но как на меня, Музей Репина – образец взвешенной подачи материала, когда правда нашей сбивчивой истории не приносится в жертву ложно трактованому патриотизма. Ведь сам Илья Ефимович был, подобно Гоголя, человеком двух культур, рожденный в Украине, поклонник казацкой древности, но позиционировал себя как русский художник. То что, мы откажемся от гения имперской эпохи? Нет, мы его «нострифікуємо». Что и делают музейщики. Кажется, именно благодаря им Чугуев сохранил украинский дух.

Что же касается памятников архитектуры, то все они вместе с Путевым дворцом – вполне имперские. И абсолютно уникальные. Ведь Чугуев был военным поселением, в котором с крестьян-крепостных пытались воспитывать солдат для царской армии. И это также наша история. Город застроен зданиями по типовым проектам первой половины XIX века. Сохранилась помпезное здание Штаба военных поселений, жилые дома офицеров, некогда пышные торговые ряды. И ценность этой архитектуры не в имперском происхождении, а именно в ее уникальности, больше нигде в мире подобного нет. Езжайте в Чугуев и убедитесь.

Купянск и Изюм

Купянск, как и большинство городов Слобожанщины, основан в XVII ст. Хоть с тех времен в городке не осталось ни одной достопримечательности, а в крошечном краеведческом музее выходные «как у людей», суббота-воскресенье (поэтому осмотреть его не удалось), но, кажется, здесь, как нигде ощутимо дух Слободской Украины, самодостаточной, жизнерадостной, какой-то очень уверенной. «Наш мэр – сепар хреновое, так сопротивлялся, чтобы этого фестиваля не было!» – с легким раздражением сообщают местные активисты. Но мэру не удалось обуздать общину, поэтому фестиваль таки состоялся и куп’янчани полной мере им насладились. Люди здесь необычайно приветливы и коммуникабельны, любят поболтать, услышать чужое мнение и высказать свое.

Почему-то вспомнилось, что неподалеку Купянска имел свой хутор корифей украинского театра Марко Кропивницкий. Если бы гостеприимные по определению куп’янчани пооткрывали на живописных холмах над Осколом готелики и устроили хозяйства зеленого туризма, думаю, нашлось бы немало желающих ощутить прелесть того самого «хуторянства» XIX века, которое все так ругали, считая его предшественником «шароварщины». Но желание пожить в домике с садиком среди пышной природы порой бывает непреодолимым, сюда могли бы ездить на отдых со всей Украины, как сейчас ездят в Карпаты.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Когда в Купянске делали сахарные головы

И наконец, Изюм, основанный полковником Григорием Донцом-Захаржевським, подвиги и строительную деятельность которого воспевали в панегіриках барочные поэты. На въезде в город нас встретила колонна байкеров под национальными флагами.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Встреча посреди степи: байкеры и участники фестиваля

Под рев моторов мы с помпой въехали на центральную площадь. И немедленно устроили небольшую художественную акцию: разместили прямо на постаменте памятника Ленину выставка патриотического плаката. Когда местные любители искусства узнали, что плакаты останутся Ленину на память, то начали потихоньку выяснять, кому произведение доберется до самого вечера ждали возможности забрать желанный сувенир.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Страшный сон коммуниста: украинские патриотические плакаты на постаменте памятника Ленину

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа

Ценителям прекрасного в Изюм надо ехать хотя бы ради того, чтобы увидеть воочию жемчужину барокко – фундированный Донцом-Захаржевським величественный Спасо-Преображенский собор. Каменный собор стал образцом, на котором выросла целая школа деревянного зодчества Слобожанщины. В советские времена разрушили все деревянные храмы региона, а «первоисточник» чудом уцелело. Может, если бы по селам и городкам и до сих пор стояли церкви, в которых безошибочно угадывается казацкое барокко, ни у кого не возникало бы вопросов, это украинские земли.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: Екатерина Липа
Спасо-Преображенский собор в Изюме. 1684 г.

Впрочем, Изюма присутствие собора не слишком помогла. Красавица-байкерка в кожаных штанах и вышиванке, что пришла на лекции с дочкой-школьницей, предостерегла: «У нас здесь не так, как в Купянске, за вышиванку могут и ударить. Муж меня одну боялся отпускать». Какой-то особой агрессии я не почувствовала, но люди, которые таки пришли на центральную площадь, кажется, были сначала немного менее раскрепощенными, чем в Чугуеве и Купянске. Заглянули мы и до краеведческого музея. Смотрительница приглашает в зал: «А здесь у нас экспонаты эпохи Петра i» Я автоматически: «Эпохи гетмана Ивана Мазепы». Смотрительница: «Это у вас Мазепы, у нас все иначе». Так. Что Изюм основал казачий полковник Григорий Донец-Захаржевський в музее ни одного упоминания, зато о имперского тирана – пожалуйста. И фестиваль, который всколыхнул город на один день не поможет, если школьникам на экскурсиях будут рассказывать всю эту имперскую бредятину. Нужна целостная, хорошо просчитанная программа культурных влияний, прежде всего методическая поддержка малых музеев, переобучение персонала, развитие образовательных программ. Но министру культуры интереснее устраивать потасовки в целом благополучных столичных музеях, а не решать проблемы мелких заведений (особенно на востоке), которые заключаются не только в традиционном безденежье.

А украинский Изюм под вечер таки разгулялся. И когда на конец праздника участники фестиваля спели национальный гимн, первыми в толпе стали подпевать дети. С ними, оглянувшись вокруг, запели и родители. Странствующее праздник удался и будет продолжаться уже в других городах.

Хроніки мандрівного фестивалю: Харківщина
Фото: www.facebook.com/krayna.ukraina

Неприкрытая реклама

Для многих участников «Из страны в Украину» путешествие стала возможностью хоть краем глаза увидеть города, которые для надднепрянцев (не говорю уже о западных) никогда не были туристически привлекательными. Но местный туризм здесь существовал еще совсем недавно. Как сообщили в Краеведческом музее Изюма, экскурсанты из Донецка в лучшие времена посещали город довольно активно. То что мешает, например, киевлянам или полтавчанам осмотреть эти замечательные места? Музеи, памятники архитектуры, пышная природа, даже отеле – есть все, кроме рекламы этих мест. Хотелось бы верить, что когда мы более-менее массово рванем знакомиться с южной Харьковщиной, то здесь вскоре появятся мини-гостиницы, рестораны хозяйства и зеленого туризма, как это случилось на Хмельнитчине и Тернопольщине. И это также станет фактором объединения и взаимопонимания.

Источник.

Добавить комментарий