Взболтать, затем смешать

Збовтати, потім змішати

 

В отечественном прокате — долгожданный премьерный Джеймс Бонд. Фильм Сэма Мендеса «007: Спектр», что продолжает шпионский летопись и самую популярную в мире франшизу. Это четвертый эпизод бондианы с участием актера Дэниела Крэйга. И 24-й (официальный) эпизод самой франшизы. Хотя, по сути, таких уже 26, но две картины к титульному расчете не принимают.

Появление премьерного «007» вызвала оживление в столичном кинопрокате, что буквально стонет от отсутствия на экранах ярких харизматичных кассовых кинохитов и таких же героев. По поводу появления бессмертного агента киевские гала-премьеры сопровождаются пафосными пиар-отчетам. Вроде: «Мероприятие вызвало невероятный ажиотаж среди украинских селебритиз… Игорь Скрипко, Игорь Кириков, Серж Смолин, Монатик, Даша Коломиец, Регина Тодоренко…». (Господи, знать бы, кто они, все эти милые и талантливые люди!)

Тем временем на родине агента — можно сказать, в самом сердце британской империи — на премьеру в королевский Альберт-Холл посетили принц Уильям и его жена герцогиня Кембриджская Кейт, принц Гарри и другие официальные лица.

Заметно, что 007 от эпизода к эпизоду отнюдь не теряет своей общественно-медийной привлекательности. Неизменно, как к вечному огню, к нему слетаются и короли, и нищие. В матрице Яна Флеминга, которая легла в основу бондианы, заложены вечные истины и прописные. Добро побеждает Зло, а «бабло» — это тоже Зло (хотя как посмотреть). По крайней мере, материальные ценности пока что особо не совратили стойкого, как оловянный солдатик, Бонда. На весах его судьбы и его принципов всегда преобладает гиря, символизирует настоящие ценности: любовь к родине, долг службы, борьба со злом в каких-угодно его проявлениях.

В определенном смысле 24-й эпизод бондианы — «007: Спектр» — фильм о утверждения настоящих ценностей безумного агента. О его тоске по туманной родиной. По собственным туманным прошлым. Личностное начало и в этой части — определяющее. Хотя харизматичных злодеев для расправы с агентом выпущено немало.

Збовтати, потім змішати

Начнем с того, что преамбула фильма разворачивает перед зрителями массовые эпизоды погрома в Мехико. Бонд оказывается среди карнавального шествия (карнавал мертвых), превращая свою битву с террором на такой же карнавал, борьбу без правил. Можно сказать, это не бенефисный вспышка деятельности Бонда. Ведь в предыдущей картине «007: Координаты «Скайфолл» того же Сэма Мендеса он уже потерял много и многих. В частности, свою шефиню-страстотерпицю «М», мощно сыгранную Джуди Денч.

Так вот теперь, после карнавала, Бонд остается чуть ли не один на один с врагами, со всем миром. Его новый начальник Мэллори (Рэйф Файнс) — бюрократическая мумия, человек-машина: такой вряд ли протянет руку помощи, если это не прописано в инструкции.

На горизонте просматривается еще одна туманная планета, испепеляет своим таинственным светом агента, — молодой директор госбезопасности «С». Затаите дыхание, поклонники британского Холмса: в этой роли на арену бондианы выходит гениальный Мориарти — харизматичный Эндрю Скотт. Вы правильно догадались — такой человек никогда не окажется в состоянии друзей борца за справедливость. Он создан с другой целью.

Одно слово, секретарша Манипенни и странный «знайка» «Q» — вот, пожалуй, и все соратники Бонда в новом сюжете.

Между тем задача перед ним стоит не из легких. Добраться до очередного мерзавца-террориста — Франца Оберхаузера (Кристоф Вальц), который оставил грязные следы в светлом прошлом популярного агента…

Збовтати, потім змішати

В «Спектре» у Бонда две главные мишени. Расправиться с международной террористической организацией, к которой непосредственно причастен Оберхаузер. И попутно предотвратить «убийство» своего же ремесла. Поскольку герой Скотта стремится заменить живых агентов электронными аналогами. Затем унифицировать эту разведывательную виртуальную сеть таким образом, чтобы передать все под контроль» — тем же террористам.

Первые отзывы на «Спектр» пестрели сводками о том, что в новой ленте Сэм Мендес специально апеллирует к скандальной истории Эдварда Сноудена. В истории мирового прослушивания и подглядывания. Иначе говоря, авторы бондианы во главе с главным героем выходят на тропу войны с глобальным вуайєризмом — нарушением прав личности, оказавшейся под пристальным вниманием разведок. Бонд нахмурив брови принимает решение поломать эту игру. Проявляя завидные грани своего гуманизма. При этом неизменно укладывая штабеля трупов.

Хотя, конечно, зритель заметит печать замыслы на его главе. Даже невнимательность во время выполнения того или иного личного сверхзадача. Как будто сам Бонд чувствует неудобство: а что если и за ним наблюдают? Что если и он — еще одна мишень на пестром карнавале тех «наблюдателей за наблюдателями» (по меткому выражению Фридриха Дюрренматта).

В 2006-м человечеству был презентован именно такой типаж Бонда, талантливо сыгранный негламурним Крейгом в «Казино «Рояль». Сама личность актера (хотя и не без помощи режиссерского сопровождения) мигом перезагрузила популярную франшизу. Явила образ не только шпиона, а прежде всего человека, который теряет и почему-то подолгу тихо страдает. В которой даже шутки — сквозь горечь потерь. Крейг соскоб гламурный лак с постамента агента (ранее сыгранного Шоном Коннери, Пирсом Броснаном, Роджером Муром). И перевел бывший шпионский экшен в русло дорого обставленной, со стрельбой, и все же человеческой драмы.

Кто вы, мистер Бонд? Этот вопрос неизменно волнует и зрителя, и самого героя — уже четыре эпизода подряд, начиная с «Казино». В его прошлом — такая же мутная и неоднозначная тайна, как, извините, в известных драмах Генриха Ибсена. А в его настоящем не так много радости, хотя бюджет новой бондианы — около 300 млн долл.

Збовтати, потім змішати

Моника Белуччи, которая с опозданием предстала в образе девушки Бонда, и самым молчаливым взглядом как бы намекает уставшему агенту: «Ты был не первый мой подснежник!» (Как будто цитирует лирику из репертуара пожилых песенных героинь). У самого Бонда и в предыдущей драме, и в этой премьерной — все равно беспокойный, часто невнимательный взгляд: «И что я здесь делаю?».

Одно слово, прошлое вновь настигает его, снова ставит под удар его профпригодность. Ведь шпиону не пристало так долго страдать. Ему надо действовать.

В новейшем эпизоде франшизы Барбара Брокколи и ее надежные друзья сознательно или неосознанно заигрываются с усложненностью и драматизмом образа агента. То, что было мощно и убедительно раскрыто в трех предыдущих фильмах с участием Крейга, в нынешнем (даже несмотря на режиссуру сильного Мендеса, который снял когда-то «Красоту по-американски») кажется каким-то сценарным бременем, повторением пройденного, маслом масляным. Агент словно барахтается в силках, расставленных во времена его предыдущего охоты. Тогда как вокруг него самого так много новых и интересных вызовов.

Одно слово, «целого мира мало», чтобы одолеть вселенское зло!

В этом плане, кстати, картина Сэма Мендеса немного отступает от традиции классической бондианы — использовать горячие темы для киносюжетов согласно нынешних тревожных угроз и рисков. Ранее, как известно, в бондиане обителью зла считались советские генералы, северо-корейские плохие парни, владельцы нефтяных акций etc. В связи с последними известными заявлениями, такими угрозами для всего мира сегодня могли бы значиться:
1) ІДІЛ, 2) РФ, 3) Эбола.

Но ни одна из упомянутых общественных тревог особо не беспокоит ни Бонда, ни Крейга, ни Барбару Брокколи. Из РФ в этом фильме — мир-дружба-балалайка, поскольку Лондонград уже как федеральный округ… А проблемы Ближнего Востока, в частности Сирии — актуальнее и оперативнее отраженные, например, в пятом сезоне сериала «Родина», что дает фору агенту в плане реагирования на настоящие опасности настоящего.

Збовтати, потім змішати

В дебютном же фильме такое себе Зло — абстрактный терроризм и тотально підступаючий вуайеризм. С чем и борются. Попутно обставляя долгий и не всегда динамичный качественный фильм классической погоней, остроумными гэгами и ироничными шутками режиссера над самой мифологии бондианы.

Если добавить к этому очаровательную камеру Хойте ван Хойтема (именно он снимал нашумевший «Інтерстеллар» Кристофера Нолана), практически все пазлы большого стиля бондианы в премьере, в общем, имеются.

Кроме одного — оригинального сценарного мотива. Минусы которого угрожают усталостью героя, его забывчивостью, растерянностью и другими тавтологіями.

Танжер, Лондон, Альпы — ни одна живописная точка планеты не добавляет смелому парню свежего воздуха в легкие. Он летит, спешит, бежит, стреляет, убивает. Потому что так надо, и так будет всегда. Потому что этот фильм — про «истинные ценности», смысл которых знают л опытные шпионы.

Источник.