Музей кино Довженко-центра открылся осенью 2019 с большой выставки «ВУФКУ. Lost & Found», выставка «Кричать! Звать! Гореть!» еще больше углубляет интерес к украинского авангардного кино 20-х. От ярких цветов и временем перегрузки деталями этих плакатов рябит в глазах, однако экспонаты полностью справляются со своей целью – заинтересовать разнообразием и привлечь внимание потенциальных зрителей к черно-белому кино. В одном из журналов «Кино» 1927 года была напечатана статья кое-Ю. Миславского (сейчас не сохранилось никаких данных об имени автора), посвященную именно искусству кіноплакату. С нее взяли и название выставки – Ю. Миславский пишет, что киноплакат должно «кричать огнем красок, звать окраской, гореть».
LB.ua встретился с главным искусствоведом Музея кино Довженко-центра Мариной Скирдой и расспросил о 10 самых интересных экспонатов выставки.
Плакат к фильму «Укразія или 7+2» (1924)
Экспозиция начинается с плаката неизвестного художника к одному из самых популярных фильмов 20-х – первого в Украине приключенческого детектива «Укразія или 7+2». Лента режиссера Петра Чардынина рассказывает о большевистского агента с кодовым именем «7+2», который скрывается от белогвардейцев в Одессе. Марина рассказывает, что, несмотря на смелое цветовое решение, затейливую композицию и даже шрифты, эту афишу можно считать настоящим шедевром плакатного искусства. Есть в ней что-то от агитационных листков времен освободительных соревнований и народного лубка – прародителя современных комиксов. Художник изобразил своеобразные «реплики» героев, их мысли – то, как они по-разному видят Украину.
Работы Николая Ивасюка
Следующий зал музея посвящена постерам авторства известных украинских художников. Некоторые из них посвятил себя только искусству кіноплакату, а кто – то- принимал заказы на создание кинорекламы как дополнительную подработку.Николай Ивасюк был признанным мастером исторического жанра. Его мы можем знать по популярной картиной «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев 1649», которая представлена в Национальном художественном музее Украины. И в композиции афиш художник также обращается к традициям станковой живописи.
Ивасюку было присуще любопытство ко всему украинскому и народного, поэтому не удивительно, что он выбирает соответствующие сюжеты фильмов для создания плакатов. Среди его работ — постер к экранизации «Сорочинской ярмарки» Николая Гоголя 1927 года. Сама лента режиссера Григория Гричер-Черіковера, к сожалению, не сохранилась.
Рядом — еще один плакат авторства Ивасюка — американской приключенческой мелодрамы «Скарамуш» о временах Великой французской революции. Вероятно, художника, мастера батальных сцен, заинтересовала возможность воплощения языке кинорекламы драматической сцены дуэли, за которой наблюдает огромная толпа.
Плакат к ленте «Робин Гуд» авторства Анатолия Бондаровича
Анатолий Бондарович – график, известный иллюстратор ряда популярных советских журналов и книжных изданий, в частности, Остапа Вишни и Юрия Смолича.Один из самых ярких плакатов выставки, мимо которого точно трудно пройти – реклама «Робин Гуда» со звездой американского немого кино Дугласом Фэрбенксом. Смелое и искусное сочетание контрастных чистых цветов – оранжевого и фиолетового, красного и зеленого – чем-то напоминает современному зрителю Энди Уорхола.
Плакат к фильму «Джальма». Художник — Иосиф Кузьковський
Еще один важный экспонат выставки — постер к ленте «Джальма» Арнольда Кордюма. Этот фильм — во многом знаковый для отечественного кино 20-х. Здесь и история женщины в патриархальном мире, и изображение этнической дискриминации героини-чеченки. Кроме того, именно Кордюм в этом фильме впервые показал знаменитую сцену прибытия трактора до деревни, которая позже, уже с Довженкової «Земли», станет классикой не только украинского, но и мирового кино.
Неординарным является и рекламная афиша ленты. Здесь имеет значение все — от героини в красном платке, мастерски обрисованной из актрисы Лидии Островской, до силуэтов ее прошлого на фоне.
От трактора до красного коридора: 10 главных экспонатов выставки «ВУФКУ Lost & Found»
Плакаты художника Александра Сиротенко
Среди плакатних работ одного из учеников Федора Кричевского – постеры к абсолютно противоположных по содержанию и жанрам фильмов «Монти Бэнкс – авіятор» и «Звено энергетики».
Первая из этих лент – одна из целой серии популярных американских комедий про добродушного лентяя, которому постоянно улыбается удача, в исполнении популярного в то время актера и режиссера Монти Бэнкса. В плакате художник метко изображает крадущуюся натуру героя, вокруг которого стремительным пропеллером вращается мир. Никаких сведений о ленту «Звено энергетики» на сегодня не сохранилось, однако можно предположить, что это был культурфільм о развитии советской энергетики – образец популярного в то время жанра на пересечении между политической пропагандой и научно-популярным кино. Афиша к фильму создана в стиле авангарда. Монументальное лица рабочего смело обрезано краем плаката и сопоставляется с динамическими линиями электрических проводов – так художник подчеркивает масштаб гигантских преобразований эпохи индустриализации.
«Сумка дипкурьера» Александра Довженко
В этом блоке, кроме рекламных афиш, можно увидеть и фрагменты самого фильма, что хранится в Довженко-центре. «Сумка дипкурьера» – вольная экранизация реальной истории о нападении на советских дипломатических курьеров в 1926 году, снята с элементами немецкого экспрессионизма. Поскольку режиссер имел опыт дипломатической работы в Варшаве и Берлине, это помогло дополнить ленту довольно точными деталями.Кстати, сам Довженко сыграл в фильме свою первую и последнюю эпизодическую роль кочегара и, несмотря на популярность «Сумки…», считал ленту «жалкой пробой пера».
Рядом с экраном – два плакать, и мы с легкостью можем увидеть, какими кадрами фильма вдохновлялись художники. И хотя оба плакаты созданные в подобных сине-желтых цветах, броские выразительные особенности стилей художников Константина Болотова и А. Финогенова. Болотов (слева) специализировался на психологических тонких портретах актеров, он использует игру света и тени, виблискування дождевых капель, чтобы придать образу драматичности. В Финогенова фигуры монументалізовані, всегда немного напоминают скульптуры из будто рублеными формами.
ВУФКУ: археология современности
Плакаты художника Константина Болотова
Представлены на выставке и другие кінорекламні работы обоих художников. В частности, и плакат-диптих Болотова к экранизации стихотворного романа Владимира Сосюры «Тарас Трясило».
Обращает внимание госпожа Марина и на афишу первого украинского фильме «Тарас Шевченко» 1926 года – одного из самых ценных отечественных фильмов своего времени. На фоне живописного пейзажа Черкащины фигура Шевченко, в которой все же больше узнается актер Амвросий Бучма, кажется немного отстраненной — и через цвет, и через то, как художник расположил фигуру в композиции — силуэт будто выпадает из пространства плаката. Интересно, что «Кричать! Звать! Гореть!» сопоставляет плакаты авторства Болотова и Финогенова, расположив их на одной стене. Они действительно довольно контрастные, несмотря на одинаково яркие цвета и сложные композиции.
Киноплакаты Александра Довженко
Среди малоизвестных для рядовых украинцев фактов о личности Александра Довженко – это то, что до того, как стать кінодіячем, Довженко получил художественное образование в Германии и некоторое время работал иллюстратором и карикатуристом. Кстати, свои карикатуры художник подписывал «Саша», а позже, когда начал создавать киноплакаты, в подписи появилось и фамилия.
Киноафиши Довженко — лаконичные, графические и приближаются к стилю конструктивизма. Часто в его работах присутствует определенная ирония — как в плакате к фильму «В когтях советской власти», где главный герой изображен в пальто с меховым воротником, однако — в дырявый носок.
Плакат к «Акул Нью-Йорка» выглядит романтично, несмотря на то, что название фильма, который не сохранился, есть довольно прозрачной аллегорией. На нем смущенная юная пара цепляется за канат, сброшенный с самолета, и улетает в неизвестность на фоне сумеречного неба. Только надпись, который окутывает облако, намекает на возможный подтекст, связанный с классовой борьбой или всемирным Интернационалом.Довженко, в отличие от своих коллег, не заполняет пространство листа полностью, а концентрирует зрительское внимание на отдельных элементах и фигурах героев.
Лицо с киноплакатов
Последний зал выставки предлагает рассмотреть плакаты с учитывая характерные элементы их визуального языка — шрифт, фотомонтаж, крупный план, цвет. В частности, привлекают внимание две афиши к фильму «Звенигора» Довженко. Об эту ленту Довженко в автобиографии напишет, что за сто дней кино «не сделал, а пропел, как птица». Именно со «Звенигоры» начинается тот довженковский направление в киноискусстве, которое мы называем поэтическим кино.
Марина советует сравнить плакаты Маркова и неизвестного художника (вероятно, Василия Кричевского) к этому фильму. На обоих центральным элементом композиции является лицо героини, однако цвета плакатов рассказывают совершенно противоположные истории. Так, не слишком изящное сочетание ярких оранжевых и зеленых оттенков в работе Маркова даже несколько упрощает метафоричность самого фильма. В другой же афиши использован смелый композиционный ход – лицо героини на весь лист служит фоном для изображения динамических сцен борьбы и стремлений персонажей. Образ женщины настраивает на определенное восприятие фильма, его неоднозначного и многопланового сюжета. Знаково воспринимается и доминирующая желто-синяя цветовая гамма.
«Отпечаток» в Арсенале. Декоммунизированна энциклопедия украинской печатной графики
Цвет киноафиш
Отдельный стенд выставки посвящен цвета в кіноплакаті. Именно цвет в изображении всегда является наиболее эмоциональным фактором. А в рамках выставки говорится о цветную рекламу черно-белого кино. Итак, художники давали волю своим чувствам, и чтобы воссоздать атмосферу фильма, и чтобы привлечь зрителя. Плакат к ленте «Ветер с порогов» о строительстве Днепрогэса выполнен в сине-голубо-желтых тонах. Образы на нем свидетельствуют скорее не о достижениях индустриализации, а о трагедии тысяч земледельцев из прибрежных затопленных сел.
Полон драматичности и плакат Семена Манделя до шедевра украинской и мировой киноклассики – «Земля» Довженко. Здесь доминирует красный с добавлением черного – символическая для народного мироощущения цветовая гамма.
Позже много сцен из «Земли» повирізають через цензуру, а еще позже – ленту и вовсе уберут «на полку». Для украинского кино наступят совсем другие времена, отразится это и на искусстве кіноплакату. «Начинает доминировать красный, начинает доминировать политика».
Выставка «Кричать! Звать! Гореть!» продлится до 27 сентября.