Все будет танго!

Усе буде танго!

 

Украинский виртуоз-оркестр Kiev Tango Project — один из ярких музыкальных открытий последнего времени в Украине. Четверо молодых исполнителей играют танго. В составе оркестра лауреаты международных конкурсов Кирилл Шарапов (скрипка), Татьяна Павличук-Тышкевич (рояль), Сергей Курдицький (бандонеон, кнопочный аккордеон) и Дмитрий Третяк (контрабас).

Это талантливые солисты, виртуозно владеющие инструментами. До встречи в Kiev Tango Project все они получили консерваторское образование, выступали в разных коллективах. Играли академическую сольную, камерную и оркестровую музыку. Стремительно развивали, каждый по-своему, сольную и ансамбльное карьеру. Побеждали на международных и всеукраинских музыкальных конкурсах.
12 ноября «Территория танго» в киевском Caribbean Club станет музыкальным путешествием для тех, кто любит кино, джаз, танец, просто хорошую музыку.

Кирилл Шарапов, известный скрипач-виртуоз и идейный вдохновитель группы, считает, что украинцы «невероятно соскучились за положительными эмоциями». И именно танго дает их «в движении, ритме, мелодии, печали, надежды, страсти, чувственности, отчаянии, взлете и падении, нежности, борьбе, эротике, сексе, жизни и свободе». Концерт проведет известный популяризатор джаза Алексей Коган в виртуальном диалоге с Астором П’яццоллою — гениальным композитором, исполнителем на бандонеоні, основателем стиля «танго нуэво», что ушел в вечность 23 года назад. Прозвучат его произведения, а также музыка Анібала Тройло, Агустина Барди, Ришара Гальяно и зажигательные милонги.

Участники проекта накануне «музыкального путешествия» дали интервью нашему еженедельнику.

— Все вы — известные профессионалы в серьезной академической музыке. Почему переключились на более демократичный для восприятия жанр танго?

Кирилл Шарапов, скрипач. — Это очень непростой жанр. К созданию Kiev Tango Project мое представление о танго было банальным — «Кумпарсіта», цветок в зубах и страстные танцевальные объятия. Но в 1997 году радиопередача Алексея Когана, посвященная танго и Астору П’яццоллі, полностью перевернула мое представление об этом жанре. У меня возникло терпкое ощущение — музыка была такая необычная, что задела меня глубоко и надолго. Я сразу же купил все диски Пьяццоллы, переслушал и понял, что хочу выступать в таком составе и играть эту музыку. На самом деле, музыка Астора аккумулирует много стилей, и человек, который не умеет играть классику, вряд ли справится с ней. Позже начал искать единомышленников. Так возник наш квартет.

Татьяна Павличук-Тышкевич, пианистка. — В том, что мы делаем, я вижу много общего с академической камерной музыкой. Без полученного в консерватории и на конкурсах опыта мы бы не справились со своей задачей. Очень много чего в репертуаре Kiev Tango Project требует глубокого понимания, умение выстроить форму, хорошей технической подготовки. Конечно, параллельно мы играем академическую музыку, которую очень любим. Недавно мы вместе с Кириллом Шараповим играли в Швейцарии четыре концерта камерной музыки с нашим другом — замечательным виолончелистом Денисом Северіним. Выполнили с камерным оркестром концерт для скрипки и фортепиано Ф.Мендельсона (очень сложный, его редко исполняют) на сцене Национальной филармонии и в других городах Украины. Я поработала концертмейстером на Международном мастер-классе в Польше (м. Пила) для скрипачей и виолончелистов, где в первый день сыграла сольный концерт. Играла концерт камерной музыки с известной скрипачкой Евой Біндере (Латвия), которая 12 лет работала за одним пультом с Гідоном Кремером в «Кремерата Балтика».

Сергей Курдицький, бандонеоніст. — На днях пообщался со скрипачкой из Национального танго-оркестра Аргентины. В этой стране множество музыкантов, которые играют танго. Это традиционная музыка Аргентины, которую там все очень любят. А вот манера исполнения аутентичного танго, специфические приемы передаются как вербально, так и переходят из рук в руки. У нас такая танго-стилистика мало известна — разве только настоящим меломанам и джазменам. Что такое музыка Астора Пьяццоллы? Он взял аутентичное аргентинское танго, немного джазовых аккордов, добавил отличное знание композиции, свой талант, приправив все огромной любовью к танго, и получилась музыка, которую любят во всем мире. Он подарил ей большую сцену, превратив танцевальное танго на концертное. Жаль только, что украинская публика слышала его музыку не в оригинале, а в различных (и не всегда удачных) аранжировках. Что же до Kiev Tango Project, то мы уже давно играем не только П’яццоллу. В нашем репертуаре появилось множество прекрасных танго и других авторов.

— Как вы расширяете свой репертуар, откуда берете новые произведения, где достаете ноты?

Дмитрий Третьяк, контрабасист. — Во время первых гастролей квартета по Украине мы познакомились с танцорами танго. Они ставили нам записи, показывали ноты, и мы с удивлением узнали, что и танго-исполнителей, композиторов, очень много (среди них есть даже обладатели Grammy), и вообще мир танго очень разнообразен. Тогда же встретились с атташе по вопросам культуры посольства Аргентины в Украине Кристианом Соколовски, который также помог нам с нотным материалом. Помню, что-то заказывали в Америке, то в Аргентине. Много вещей (как авторских произведений, так и аранжировок) — настоящих шедевров — для нас пишет замечательный музыкант-скрипач и наш друг Андрей Рахманин.

— Много импровизации в ваших программах?

С.К. — Импровизируем постоянно, не помню, чтобы дважды сыграли произведение одинаково. А что Кирилл с Дмитрием производят на репетициях! Только на концертах возвращаются в рамки. Поначалу мы опирались на авторские партитуры Пьяццоллы, играли, как написано в нотах. Наш первый диск посвящен его музыке. На сегодня у нас уже три альбома и работа над четвертым, в котором будут собраны лучшие записи из live-концертов. В процессе занятий у нас возникает много споров, идет интенсивная работа. Танго — это эмоции, настроение. И порой сыграть мажорную мелодию, когда на душе нерадостно, непросто.

— Как вы встретились?

Т.П.-Т. — Сначала думали, что это будет разовый проект к 90-летию Астора Пьяццоллы, но оказалось, что мы хотим продолжать эту идею. Контрабасиста Дмитрия хорошо знал Кирилл, они вместе несколько раз играли в различных концертах. А бандонеониста искали среди баянистов. Сергей через два года купил бандонеон (маленькая гармошка, названная по имени ее изобретателя немца Генриха Банда. А.К.). За два месяца уже сыграл на концерте несколько произведений. Постепенно Сергей добавлял программ следующих концертов одно-два новых танго на бандонеоні, и теперь играет программы исключительно на нем.

С.К. — Бандонеон — инструмент супернелогічний, в каждой октаве разная аплікатура для левой и правой руки. Это, наверное, самый нелогичный изобретение немцев. В Украине нет ни одного преподавателя по классу бандонеона, и на этом инструменте практически никто не умеет играть (мы знаем только двух музыкантов). Но я нашел в Интернете раскладку кнопок и начал изучать.

К.Ш. — Переложение для других инструментов делают танго банальным, приводят к упрощению. Есть мнение, что танго — это простая легкая музыка, в которой нет ничего сложного как в игре, так и в восприятии. Бандонеон — очень нужный инструмент в музыке танго. А еще можно сказать, что он имеет двойное дно. Бандонеон изобрели как маленький переносной орган, и служил он для церковных служб. Затем вместе с иммигрантами попал в публичных домов Буэнос-Айреса. В нем святость и разврат. И в игре тот же контраст: когда он «вдыхает» — звучит одна нота, когда «выдыхает» — другая. В бандонеона в танго своя линия — вздох, рывки, инструмент как живой. Он придает особое звучание танго, тем самым вызывая у слушателей, и у нас, музыкантов, особое настроение и необъяснимый состояние.

Ни один инструмент так не подходит для музыки танго, как бандонеон. Мое убеждение —играть танго следует именно таким, традиционным и классическим составом, принятым в аутентичном исполнении этого жанра. Би Би Кинг (американский гитарист. — А.К.) говорил, что блюз — это когда хорошему человеку плохо. То же самое можно сказать и о танго. Порой идешь по улице в ужасном настроении и, придя домой, включаешь запись танго, которое возрождает тебя и приводит в чувство. Помните, как Барон Мюнхгаузен вытаскивал себя одной рукой из болота за косичку?..

— На каких концертных площадках выступаете?

Т.П.-Т. — Раньше это были филармонии, театры. Теперь чаще — клубы, открытые площадки на фестивалях. Открывали Волошинскую сцену в прошлом году в рамках фестиваля Jazz Koktebel в киевском культурно-образовательном центре «Мастер-класс». Дважды дали сольный концерт в Национальной филармонии Украины. Также выступали в многих других городах нашей страны. Трижды играли на открытой сцене на фестивале «Країна Мрій».

Много играем на разных тематических корпоративах, праздниках, открытиях, показах. А во время поездки в Китай выходили перед тысячными аудиториями.

— Что запомнилось за четыре года жизни ансамбля?

Д.Т. — Очень интересный был весенний концерт в Доме офицеров. Нам стало легче играть с підзвучкою и аппаратурой, начали лучше использовать синтез академического и поп-искусства. Когда мы подошли к краю сцены, чтобы поклониться после исполнения пьесы на бис, из зала нам навстречу хлынула огромная волна эмоций. Люди кричали, как на рок-концертах.

К.Ш. — Атмосферой и градусом эмоций мне это напомнило выход с группой «Океан Эльзы». Я тогда гастролировал с ней в туре «Тихий океан» в составе струнного квартета.

Т.П.-Т. — Мне запомнились не только концерты, но и съемки клипов. Это было очень весело. И, конечно, поездка в Китай. Там было много всего интересного, смешного и незабываемого. У нас даже есть шутка: «Все, что было в Китае, остается в Китае».

К.Ш. — За эти годы для меня не было ни одного концерта, который не запомнился бы яркими эмоциями. Каждый концерт особенный. Кстати, не всегда это зависит от количества зрителей в зале. К примеру, однажды мы играли для пяти человек и получили невероятное удовольствие. За эмоциями, которые идут от нас и идут нам навстречу, этот концерт можно сравнить с выступлением перед тысячным залом.

Д.Т. — Благодаря танго мы открыли для себя украинского композитора Богдана Весоловского, который написал более 25 танго в 40-е годы прошлого века. Во Львове выступали на фестивале его имени, затем в Киеве. Играли и традиционно как инструментальный квартет, и с певицами Джамалой и Илларией.

Т.П.-Т. — Сотрудничаем с Константином Томільченком, известным хореографом и одним из судей танцевального телешоу «Танцуют все!». На концерте в Доме офицеров мы представили публике синтез жанров — танго и хип-хоп. Мы играли танго, а двое танцоров танцевали хип-хоп. Это было необычно и очень по-новому, потому что хип-хоп — это эмоции тела, а танго — эмоции сердца и души. Их сочетание оказалось органичным.

Недавно мы продолжили наш тандем, приняв участие в шоу «Танцуют все!», где впервые за все восемь сезонов этого шоу выступили вживую, сыграв одно танго 33 раза (для 33 танцевальных пар). Это были просто фантастические ощущения — и у нас, и у танцоров, которые впервые танцуют под живой оркестр, и у всей съемочной группы.

— Отдаетесь музыке полностью. Задам, возможно, бестактный вопрос: есть ли у вас конкуренты?

Т.П.-Т. — Скажу честно и без ложной скромности — нет! Многие музыканты исполняют переложения, обработки танго. Но традиционный танго-состав — большая редкость. Ни в Киеве, ни вообще в Украине такого коллектива нет. Секрет нашего успеха — мы очень увлечены этой музыкой. Нам нравится играть вместе.

Мы с уважением и большой симпатией относимся друг к другу. Любим работать и очень любим сцену. И потом, даже если появятся танго-коллективы, ну где они еще найдут таких музыкантов? Такого скрипача, меня, Дмитрия, бандонеониста?

С.К. — Есть еще один, я знаю!

Т.П.-Т. — Но такого профессионального и с таким шармом, как наш, нет (смеются).

— Где еще работаете, кроме Kiev Tango Project?

Д.Т. — Я работаю концертмейстером контрабасов в оркестре «Киевские солисты», часто играю по приглашению в других коллективах.

К.Ш. — Я солист Национального дома камерной и органной музыки. Играю в камерном ансамбле «Киев», в дуэте Te Deum с нашей пианисткой Татьяной Павличук-Тышкевич, выступаю как солист с New Era Orchestra и Таней Калиниченко (основатель и дирижер оркестра. — А.К.). Кстати, с ними этой весной выполнил в Мыстецком Арсенале потрясающий 45-минутный скрипичный концерт №2 Филиппа Гласса American Four Seasons.

— Премьера в Украине. Или выкладываете где-то?

Т.П.-Т. — Я имею частных учеников, даже устраиваю им концерты. Очень их люблю, со многими их семьями мы стали уже практически родственниками.

К.Ш. — Я всегда открыт для всех и готов поделиться тем, что знаю и умею сам.

— Кирилл, вы закончили специальную школу им. Лысенко у Людмилы Овчаренко, а консерваторию?

К.Ш. — У Богодара Которовича, который часто занимался со мной по два месяца подряд по два часа в день. Он мне очень много дал. Это был исключительный артист, невероятно харизматичный, яркий человек. Его уроки были для меня праздником и большой ответственностью. Я никогда не приходил неподготовленным. Иногда он давал чрезмерные задачи: например, я за неделю выучил концерт Глазунова. Но всегда исполнял то, что требовал Богодар Антонович. И если иногда что-то не получалось, он так показывал и объяснял, что потом все работало. Надо было уметь правильно считывать информацию.

Д.Т. — Однажды, когда я пришел работать в оркестр «Киевские солисты» (Богодар Которович основал этот камерный ансамбль. — А.К.), ему не понравился штрих, которым я играл, и он посоветовал пойти в филармонию и послушать, как играют скрипачи. И мы, контрабасисты, которые учились азам в консерватории, действительно перенимали звукодобування, фразировка у скрипачей.

Иванна Слабошпицкая, пиар-менеджер. — Я люблю скрипку, на которой училась играть в музыкальной школе. Кирилла знаю давно, слежу за его карьерой и хожу на концерты.

С Kiev Tango Project начала сотрудничать как журналист, просто помогать. Потому что сами себя они никогда из скромности не похвалят. Это перешло в конструктивное сотрудничество. Они сняли клипы, делают фотосессии в глянцевых изданиях, у них есть серия разнообразных программ. «Территория танго» — идея Алексея Когана, где в відеомепінгу оживет великий Астор Пьяццоллы. Это большой музыкальный перформанс, и задумано в новом формате. Приходите, это очень интересно!

Источник.

Добавить комментарий