Возницкий и Щербицкий в Олесском замке

Возницький і Щербицький в Олеському замку

В этом году (в апреле) исполнится 90 лет со дня рождения Бориса Возницкого. Именно он приложил много усилий для возрождения одного из самых популярных львовских замков — Олеський, который также празднует свой юбилей: 40 лет назад этот замок принял первых посетителей, а к тому у сооружения была захватывающая, удивительная история.

Только в прошлом году Олеский замок заработал около 1 млн. грн., — интерес со стороны туристов колоссальная. Хотя помещение давно требует вмешательства реставраторов, ремонтников.

Мало кто знает, что от полного разрушения этот замок спас счастливое стечение обстоятельств. После пожара 1951 г., вызванной ударом молнии, Олеский замок некоторое время пустовал. Именно тогда в его окрестностях начали строиться местные колхозы. А в замке стояли руинами трехметровые стены. И люди потихоньку стали их разбирать. Во Львове тогда на должности председателя областного исполкома был сын известного украинского писателя Василия Стефаника — Семен Стефаник. Узнав об этом, он распорядился, чтобы местная власть прекратила разрушения. Кто знает, что осталось бы от замка, если бы не Стефаник.

Ученые считают, что место для Олесского укрепления выбрано не случайно. В начале прошлого тысячелетия на этой территории были болота. Лишь кое-где попадались небольшие поселения.

В конце XIII века. среди болот на месте природного холма (который возник в результате тектонических процессов) наши предки и основали крепость. Конечно, тогда она не имела своего нынешнего вида.

Инициаторами возведения крепостного укрепления можно считать жителей старинного городка Плиснеска. Когда сюда пришла орда хана Батыя, она уничтожала все на своем пути. Поскольку же вся застройка Плиснеска была из дерева, после пожара от нее ничего не осталось. Город больше не возродился. И именно последние его защитники, которым удалось спастись, основывают село Подгорцы, а следовательно — и Олеский замок.

Укрепления в Олесько строят из камня. «Это были времена, когда на наших землях еще не существовало Галицко-Волынское княжество, — говорит заведующий отделом музея-заповедника «Олеский замок» Роман Соломко. — Размещение крепости было на удивление стратегически удачным. Ведь эти укрепления оказались между Волынью и Галичиной. И тот, кто владел ими, по сути, контролировал эти территории».

Личность Бориса Возницкого для Олесского замка, очевидно, не была случайной. Выходец из села Нагорное Дубенского района Волынской области, в 1950 гг. он учился в Львовском колледже имени Ивана Труша. Тогда же часто ездил домой на электричке, проходящей неподалеку замка. А когда стал директором Львовской картинной галереи, ездил по Западной украине, собирая уцелевшие экспонаты, которые массово выбрасывали из церквей и костелов. Их следовало где-то разместить, а места не было.

В 1969 г. решением Львовского облисполкома Олеский замок передали картинной галерее.

В начале 1970 г. в замке уже трудились работники галереи. Они обустраивали территорию, дорожки и тому подобное.

«Добрых 5 лет проводились работы по реставрации памятника и приспособления его под музей, — пишет Бы. Возницкий в своих воспоминаниях. — Средств было много, рабочих тоже. Раз в неделю приезжали главный архитектор области А. Шуляр, главный инженер Львовских межобластных научно-исследовательских мастерских Иван Могитич.

Одновременно велись работы в парке — охранной зоне замка (а это 14 га.). Люди Олеська писали жалобы на музей — у них «забрали огороды». Доходило до неприятных разговоров».

Восстановлению замка способствовала местная власть. Много работ для музея выполнили бесплатно. Рядом с Олесским замком находилось техническое училище, завод минеральных вод имел соответствующую строительную технику.

На летнюю практику со Львова ежегодно приезжали студенты местного института декоративного и прикладного искусства. Таким образом, в результате совместных усилий за каких-то 5 лет замок был полностью отстроен. Еще немного времени ушло на отделочные работы и размещение экспонатов.

— Замок могли открыть для посетителей еще в 1973 г., — рассказывает Роман Соломко. — Идеологическая ситуация не способствовала. Считалось, что в музеях должна выставляться гораздо более современного материала, чем старины. Но не все было так плохо.

По мнению главного хранителя фондов музея «Олесский замок» Татьяны Сабодаш, Бы.Возницкому очень помогло то, что тогда он был первым львовским музейщиком, который имел профессиональное образование: заочно учился в Ленинградской академии искусств.

Возницький і Щербицький в Олеському замку

Борис Возницкий

— Я была свидетелем одной нервной разговора между Бы.Возницким и секретарем обкома партии по идеологии, — вспоминает татьяна Сабодаш. — Последний настаивал, чтобы Бы. Возницкий знал с экспозиции распятие XV века. «Ты должен это снять!» — кричал он на него. А когда Возницкий был в музее, для него не имело значения, кто перед ним стоит. Директор также перешел на «ты»: «Ты ничего не понимаешь… это должно быть здесь. Это народное, народ должен это видеть». Я думала, что будет драка, так они ссорились. Ситуацию спас приезд Владимира Щербицкого. Прежде чем повести его по залам, Возницкий вручил книгу отзывов и попросил ходить за ними и, как только представится случай, попросить Щербицкого написать хотя бы несколько слов. Лично на меня Щербицкий произвел впечатление английского лорда. Вот ходит он по залам и останавливается взглядом на распятии. Все замерли. А он посмотрел на распятие и сказал: «Какая красота!» (или красота). Все. В это время на небольшой рост секретарь партии по идеологии весь сник. Сакральные экспозиции было спасено…

Олесский музей не рассчитан на показ всего того богатства, которое имеет. Преимущественно здесь представлено украинское и западноевропейское искусство, что творилось на землях Западной Украины. А развивалось здесь не только украинское, но и итальянское, французское, австрийское искусство. В фондах музея также представлен народный примитив XVIII — XIX вв.

Как считает Татьяна Сабодаш, посетителей музея всегда интересовала жизнь людей в замках. А оно было здесь разнообразное и богатое. Туристы хотят знать не только, что Ян III Собеский был полководцем, а его жена Марусенька — француженкой и королевой, но и что они делали, чем прославились. Поэтому экскурсоводы должны обладать большим объемом исторического и этнографического материала.

Сейчас ежемесячно Олеский замок посещают около 18-19 тыс. туристов. Иногда бывает так, что во львовских музеях пусто, а замки страдают от «перегрузки». Туристические фирмы имеют практически беспроигрышный маршрут, на котором неплохо зарабатывают, чего не скажешь про сами замки. Красноречивый факт: за последние 10 лет на ремонт трех замков «Золотой подковы», которые находятся в составе Львовской национальной галереи искусств, из государственного бюджета не выделено ни одной гривны.

— С экспонатами больших проблем нет, — говорит Татьяна Сабодаш. — С этим нам помогают волонтеры. А вот с остальными сложно. За последние годы музей не приобрел ни одного нового экспоната. Ранее новинок поступало десятками. Покупали через закупочный комитет. Галерея имела специальный фонд на закупку экспонатов. Если предмет стоил более 300 руб, нужно было специальное разрешение министерства. Сейчас таких возможностей у музея нет. Разве что кто-то может подарить какую-то вещь.

Сегодня львовским замкам много помогают общественные организации. В частности, длительное время с Львовской галереей искусств сотрудничает организация «Новый Акрополь». В нее входят люди из разных городов Украины — ученые, врачи, юристы, бизнесмены. Раз в год они берут отпуск за свой счет, приезжают сюда. Здесь работают, отдыхают. Кроме того, волонтеры помогают в приобретении реставрационных материалов.

Иногда можно услышать, что замок много зарабатывает. Однако в самом замке эти средства не достаются. А потребности у них немалые. Много что просит ремонта.

Еще 10 лет назад при содействии немецкой фирмы «Метро» в замке была перекрыта часть крыши. Однако вторая половина сейчас находится в плачевном состоянии.

Много лет ремонтные работы в замке не ведутся. 5 лет назад разработана проектно-сметная документация на ремонт фасадов, крыш, замену окон. Даже оплатили документацию, но на ремонт государство средств не выделило. Теперь даже если бы они поступили, документацию нужно изготавливать заново.

Источник.

Добавить комментарий