Волынское Полесье дождалось…

Волинське Полісся дочекалося…

То, что из огромного массива современной украинской прозы телеканал «1+1» выбрал «Століття Якова» Владимира Лиса и поставил за ним четырехсерийный фильм, может показаться чудом. Ведь до сих пор в игровой продукции телеканалов преобладали торгово-криминальные сюжеты про современную действительность. И тут неожиданно должны четко очерченную географию (даже в титрах указано: Волынь, Любомльский район, село Загорани), и современность, которая становится только поводом для ретроспекции в сложный период волынского жизни межвоенного периода, когда эти земли были в составе Польши. Историки — как польские, так и украинские — достаточно тщательно исследовали и продолжают исследовать эту болезненную тему, стремясь объяснить причины Волынской трагедии, актуализированной сегодня в Польше постановлением Сейма о геноциде польского населения на Волыни, а теперь еще и фильмом Войцеха Смажовского. Однако украинское кино до сих пор не проявляло заинтересованность этими событиями. Если не считать документальной ленты «Береза Картузская» Юрка Лугового из Монреаля, то «Век Якова» стало первой попыткой и, появившись на телеэкране почти одновременно с премьерой «Волыни» Смажовского, стало незапланированной нашей кинематографической ответом в неформальном диалоге двух соседних кинематографий.

Юрий Андрухович, просмотрев первые послепремьерные публикации о «Волынь», делает печальный вывод: если рекомендации «польской стороны» режиссер Смажовський еще так-сяк выслушивал, то с украинцами и Украиной он не общался вообще. То есть диалога, а с ним и правды, он не искал. Он сделал фильм о стране, которой совсем не знает (ни языка, ни истории, ни культурных кодов) и которой, смею предполагать, на самом деле совсем не интересуется.

Волинське Полісся дочекалося…

А знаем ли мы сами драму Волыни середины 1940-х? Ведь в советское время нельзя было даже вспоминать о кровавых расправах над мирным населением, которые творили поляки в волынских селах. А сегодняшнее поколение с удивлением узнает, что на их исконно украинской территории оказывалось «геноцид поляков». Они даже представления не имеют, почему здесь были поляки, почему они здесь жили, как велось волынском населению во времена Польши. Я, например, не из литературы, а из рассказов отца знаю, что он вынужден был покинуть польскую гимназию за дискриминацию его как украинца. В «Веке Иакова» то время показано через историю двух семей. Тема отношений украинцев и поляков всплывает вскользь, не раскрыто, почему один из главных героев — Тимофей — недолюбливает поляков. Непонятно, почему энкаведисты оказывают тайные убийства по национальному признаку: сначала уничтожают еврейскую семью (странно только, как Гершкові и Ґолді удалось избежать Холокоста?), а потом жену Якова, которая была полькой, и обвиняют в этом «бандеровцев». Аналогичных вопросов к автору сценария Андрея Кокотюхи и режиссера Баты Недіча — очень много. И если бы они хотя бы поехали в Згораны Любомльского района, послушали местный говор взяли консультантом директора Любомльского краеведческого музея, удалось бы избежать многочисленных ляпов и ошибок и не раздражать продвинутых зрителей лемковской песней или нехарактерным приветствием. Если бы продуценты сериалов имели в штате внимательных редакторов, можно было бы избежать и драматургических ляпов (например, дочь Якова и Зои, которая родилась значительно позже ребенка Ульяны, в фильме выглядит старше, и обвиняет отца Иакова в том, что не отомстил за смерть матери и младшего брата, так серьезно, что взрослый позавидовал бы). Вообще с возрастными параметрами героев в «Веке Иакова» значительные натяжки. Рука чешется, чтобы называть ошибки еще и еще, так же экран, это не проза, где натяжек читатель может и недосмотреть, здесь должно все быть, как в жизни.

И все же, неожиданность, которую предложил зрителям канал, не перечеркнуть. Это его первый шаг к освоению украинской темы. Пусть не во всем удачный, но не знецінюймо усилий и желаний снимать кино про нас и наше прошлое. Как бы кто к этому не относился, прошлое должно быть озвучено и пережито. В кино в том числе.

Источник

Добавить комментарий