В ожидании расцвета: гид по национальным конкурса ОМКФ

15 июля открывается седьмой Одесский международный кинофестиваль. В этом году киносмотр расширяется за счет еще одной конкурсной программы – документальной, но главные киноманские жемчужины спрятаны вне конкурса – в программах “Фестиваль фестивалей” и “Гала-премьеры”, где покажут фильмы, привезенные с Каннского, Берлинского и Венецианского смотров.

Впрочем, в последние годы самой интересной секцией на украинских кинофестивалях становится национальный конкурс. В Одессе в этом году представлено 5 полнометражных фильмов (два из которых участвующего в международных конкурсах) и 21 короткометражка.

Судит украинские фильмы будет жюри, куда вошли украинский режиссер и оператор Валентин Васянович, российский режиссер Михаил Сегал, израильская актриса Почета Кляйн и заместитель диреатор МКФ в Софии Мира Стальная. Конкурс украинских фильмов также будет оценивать жюри международной федерации кинопрессы FIPRESCI, участие в котором в этом году принимали и LB.ua.

Мы подготовили гид по национальной программе ОМКФ-2016.

Полный метр

“Гнездо горлицы” Тараса Ткаченко

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Этот фильм ждали три года – съемки “Гнездо горлицы” начались еще в 2013 году, а общий бюджет картины составил 16 млн 400 тыс гривен, из которых 40% – часть государственной поддержки.

“Гнездо горлицы” – это, фактически, первый полнометражный украинский фильм, затрагивающий проблему эмиграции за рубежом. Главную роль в ленте сыграла Римма Зюбина: ее героиня Дарья отправляется работать в Италию, чтобы прокормит семью и вырастить дочь, забеременевшую от парня, который вовсе не собирается на ней женится. Съемки фильма проходили в Черновцах и на Буковине, а некоторые сцены сняты в регионе Лигурия в Италии.

По словам режиссера Тараса Ткаченко “Гнездо горлицы” – “обращение украинцам задуматься еще раз перед отъездом в другую страну и посмотреть на то, что остается в Украине”. Стоит отметить, что в июне этого года Московский международный кинофестиваль отобрал картину в основной конкурс, однако Ткаченко в знак солидарности с Сенцовым, Кольченко и всеми, кто сейчас на фронте, от участия в конкурсе отказался.

“Varta 1, Львов, Украина” Юрия Грыцыны

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Помимо игровых картин в программе фестиваля, в этом году в Национальный конкурс одесского киносмотра попали 2 документальные ленты. Одна из них – фильм, получивший специальный приз национальной программы Международного кинофестиваля по правам человека DocudaysUA.

Впервые фильм был показан в Одессе в ноябре 2015 в рамках Дней молодого независимого украинского кино.

Материал для фильма был снят в начале 2015 года во Львове. Как заявляет режиссер Юрий Грыцына, с одной стороны, “Varta 1” – личный видео-дневник, разворачивающийся на фоне исторического события, а с другой – попытка предоставить голос огромному количеству людей, которых вряд ли бы услышали вне контекста переговоров по радио в последние дни Майдана.

Грыцына обработал около 50 часов аудиозаписей переговоров львовских автомобилистов и попытался реконструировать центральные дилеммы последних дней Майдана. “В тот момент все основные события происходили в Киеве, а во Львове люди уже пытались стабилизировать ситуацию и размышляли о границах правосудия.

Меня интересовали именно эти непосредственные высказывания, а не рефлексия о прошедших событиях, как это обычно бывает с историческими документальными фильмами.

Фильм я снял на VHS – это устаревшая, но дешевая технология. Она не совсем адекватно передает цвета, часто сильно подсвечивая одни цвета или обесцвечивая другие. Мне кажется, именно так и работает наша память – некоторые моменты забываются, некоторые становятся более яркими. Неуверенность картинки передает неуверенность тех дней”.

“Холодный Яр. Интро” Алины Горловой

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Еще один документальный фильм, полнометражный дебют режиссера.

При этом на фестивале представят только 60-минутную версию. К осени съемочная группа, которая еще будет выезжать на съемки, планирует завершит монтаж 90-минутной версии картины.

Кроме того, к фильму еще напишут музыку – ее автором выступит Петр Сказкив, известный цимбалист из Ворохты.

“Съемки “Холодного Яра” начались осенью 2014го года. Много времени заняло исследование материала, мы ездили, снимали, но четкого понимания, каким будет фильм, не было. Лишь на половине пути мы увидели наше кино, почувствовали эго, – рассказывает Алина Горлова. – Нужно сказать, что Холодный Яр и впрямь очень загадочное место. С нами происходило много странных вещей, совпадений, иногда герои фильма буквально стучали в наши двери. Что касается самого содержания фильма, съемочная группа стремилась максимально уйти от пропаганды, «шароварщины» и героического эпоса.

Герои, за которых мы рассказывали о Холодный Яр, очень разные: это школьники, бабушки и дедушки, которые пересказывают нам то, что помнят о своей молодости, и даже потомок Холодноярского атамана Чучупаки.

В итоге получился некий нелинейный калейдоскоп событий, значений, героев, которые складываются в одно ощущение: “это место особенное”.

“Голубое платье” Игоря Минаева

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Премьера этой драмы прошла на Неделе критики в рамках 66-го Берлинале в феврале этого года. К слову, в 2013 году на ОМКФ показывали другой фильм Минаева – ”Первый этаж”. Фильм вошел в ретроспективную программу “Затерянный мир” о потерянном поколении украинских кинематографистов 90-х.

В “Голубом платье” Минаев, многие годы проживающий во Франции, представляет нам историю потерянной любви и упущенных возможностей: после смерти матери, сын понимает, что, по сути, ничего не знает о ней и ее прошлом. Дневники матери и ее видеоархив приоткрывают эму атмосферу забытых постсоветских 90-х. Фильм отчасти автобиографичный: он не только обращен в прошлое Минаева – там также используются фрагменты эго ранее запрещенных или не выпущенных в прокат фильмов.

«Моя бабушка Фанни Каплан» Алены Демьяненко

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Как и “Гнездо горлицы” Ткаченко, свой фильм Алена Демьяненко начала снимать в 2013 году. По словам сценариста фильма Дмитрия Томашпольского, съемки фильма проходили в Киеве и Одессе и продолжались почти час из-за перерыва, связанного с проблемами в финансировании.

«Моя бабушка Фанни Каплан» рассказывает о жизни революционерки, всем известной своим покушением на Владимира Ленина в 1918 году. Сценарий основан на рассекреченных в 1990 году умолчанию флаг КГБ, согласно которым между младшим братом Ленина Дмитрием Ульяновым и революционеркой Фанни Каплан была любовная связь.

Так что этот фильм, скорее, о поиске ответа на вопрос, героиня она или жертва обстоятельств. Особенностью фильма Демьяненко является то, что в нем можно увидеть много знакомых актеров и режиссеров: в роли Дмитрия Ульянова – кинорежиссер Мирослав Слабошпицкий, Каплан играет актриса Екатерина Молчанова, также в фильме можно увидеть Геннадия Кофмана, Владислава Троицкого, Викторию Трофименко, Марину и Оксану Артеменко, Ирину Цилык.

Короткий метр

«Без тебя» Наримана Алиева

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Последний фильм трилогии “Крымские истории”, который он снял в 2015 году в Крыму. В феврале этого года картина участвовал в программе Generation 66-го Берлинского кинофестиваля, а в июне – в конкурсной программе 22-го международного фестиваля короткометражного кино в Палм-Спрингс (США).

“Без тебя” – короткая зарисовка о том, как по пути на день рождения старшего брата у молодых людей ломается машина и они решают пройти остаток пути пешком.

“Во всех моих фильмах принимают участие непрофессиональные актеры, зачастую мои родственники. Последний фильм «Без тебя» не стал исключением, в нем сыграли два моих двоюродных брата Февзи и Ремзи Биляловы. Съемки продолжались на протяжении 4 дней, основная часть была отснята в Белогорском районе, в местностях Белой Скалы”, – рассказывает Нариман.

«Reve ta stohne» on tour» Нады Парфан

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Героями фильма стали эксцентричные украинские музыканты Женя и Макс из группы “Ревет и стонет”, которые мечтают стать настоящими рок-звездами.

“С Жекой мы познакомились несколько лет назад. Он мне очень понравился своим выбитым передним зубом и абсолютной непосредственностью. В прошлом марте мы случайно встретились в кафе «Вавилон» в Доме Кино во время Докудейз. Жека пил с другом водку без закуски и рассказывал о своем плане покорить Европу. На тот момент я мало знала о его музыкальном творчестве. Все это звучало одновременно комично, безумно и романтично. В тот момент я училась в киношколе Анджея Вайды и поняла, что хочу сделать об этом кино”, – говорит режиссерка.

“Съемки начались в марте и закончились в ноябре. Европейские приключения снять почти не удалось. Самая интересная часть осталась за кадром, и долгое время я не верила, что без нее что-то в принципе получится. Всю зиму мы с моим другом Колей Базаркиным сидели за монтажом, пытаясь собрать историю — и все время хохотали. Наши ребята говорились нам очень милыми и бесконечно смешным. Фильм был показан всего несколько раз — и каждый раз были полные залы. Люди воспринимающие все очень тепло. Задают много вопросов, становятся фанатами музыки группы. В Славутиче Reve ta Stohne восприняли как украинских Rolling Stones”.

«После всех столкновений» Юрия Хусточки и Никиты Кравцова

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Фильм о социальных проблемах общества, но при этом с абсурдной и юмористической подачей.

О природе личностных и глобальных столкновений в проекте размышляют актер Дима Ярошенко, музыкант Юрий Хусточка, поэт Антон Слепаков, художник Никита Кравцов. Тандемы “актер-музыкант”, “актер-поэт” работают над образом Орфея и в результате на свет является музыка и текст, образ и стихотворения. По словам участников проекта, работа над фильмом велась в Париже, Киеве и Днепре.

«70 улиц» Макса Лыжова

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Документальный фильм о еще одном столкновеним, на этот случае историческом и политическом.

В 1956 году село Бровары получило статус города, в котором каждый житель был комсомольцем и коммунистом. Сегодня процесс декоммунизации в городе все еще продолжается.

«Декоммунизацию без люстрации я не воспринимал самого начала, – признается режиссер Макс Лыжов. – Впрочем кроме политико-экономического в нынешних процессах есть другие слои: исторический, социальный, урбанистический, математический, культурный. Говоря о культуре, я прежде всего имею в виду кино, визуальное искусство, музыку, поэзию. Все это есть в нашем фильме.

Декоммунизация – лишь повод, хороший материал для киноэксперимента.

Всем надоевшая тема на поверхности, возможно, лучше подходит для того, чтобы сделать нескучное документальное кино. Это было нашей целью. Съемки продолжались суммарно 3-3,5 дня. Больше всего времени занял постпродакшн — целые недели непрерывной работы в течение двух месяцев в компании друзей с Tenpoint. Для всех причастных это был первый полноценный опыт в кино”.

Сокращенную версию фильма была показана в нескольких городах Украины в составе альманаха «My Street Films». Однако завершенную работу впервые представят в Одессе.

«Черногора» Тараса Дроня

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Игровая драма о взрослении и о том, как легко разрушаются иллюзии молодого человека, решающего узнать правду о своем отце. “Черногора” был снят еще в 2015 году в рамках конкурса игровых короткометражных фильмов Wiz-Art.

“Встреча” Жанны Озирной

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Новый фильм координаторки Львовского международного кинофестиваля короткометражного кино Wiz-Art».

“Это фильм-душевное состояние, по крайней мере, я так его задумывала, – рассказывает Жанна. – Парень, который бежал от войны на мирную территорию, до сих пор переживает эту войну внутри. Война эго преследует. Внешне все вроде хорошо, у него есть работа, и он мечтает об отношениях, и эти отношения даже появляются. Однако не так просто решиться на жизнь с чистого листа, когда в голове нет порядка, а в сердце — покоя”.

“Панорама” Юрия Шилова

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Обладатель приза студенческого жюри кинофестиваля Docudays UA. Главный герой ленты — киномеханик кинотеатра “Кинопанорама” Валентин. 44 года своей жизни он провел в киноапаратной и работает в одном из самых старых кинотеатров в центре Киева. Лента фиксирует его последний год перед пенсией в стране, которая очень быстро меняется.

«24» Станислава Битюцкого

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Это второй фильм украинского кинокритика. Первая его картина, “До свиданья, синефилы!” была представлена на “Молодости” и вызвала серьезные дискуссии среди коллег.

В этот раз Битюцкий снял фильм о парне и девушке, одногодках независимой Украины. Они живут в стране, в которой чувствуют себя скорее наблюдателями, нежели участниками событий.

Для съемок режиссер использовал старую домашнюю мини-дв камеру с форматом 4 на 3. По словам режиссера, “24”, как и предыдущий фильм “До свиданья, синефилы!”, также был снят без бюджета, но с чуть большим сроком работы, а главные роли сыграли непрофессионалы.

“Кровь” Валерии Сочивец

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Игровой фильм о молодой виолончелистке Настя, влюбленной в своего друга Юру. В какой-то момент, между репетициями и вечеринками, она захотела чтобы он стал первым, но не факт, что парэн на это решится.

По словам Валерии, фильм делали долго и своими силами, с необычным операторским решением Кирилла Шабута.

“Сгущенка” Катерины Горностай

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Молодой украинский режиссер, выпускница школы Марины Разбежкиной, Екатерина Горностай во второй раз представляет свое игровое кино на Одесском международном кинофестивале. В прошлом году ее фильм “Поодаль” получил награду «За лучшую актерскую игру» в Национальной конкурсной программе (а также стал победителем национального конкурса 45-й «Молодости»).

Ее новый фильм “Сгущенка” – это зарисовка о том, во что превращается день, когда на кухне взрывается стоявшая на плите банка сгущенки. “Со мной такое произошло недавно, и на уборку ушло полдня. Отмывая стены, мы с моим соавтором Димой Красным начали придумывать героев и сюжет, который мог бы быть таким событием спровоцирован. Далеко вот истории нашей жизни мы не ушли, только парочку, которой предстоит драить кухню, сделали братьями, живущими во Львове (чего требовали условия конкурса сценариев от фестиваля Wiz-Art, которые и спродюсировали наше кино)”, – рассказывает Екатерина.

Главные роли сыграли настоящие братья – Илья и Олесь Максименко. Горностай говорит, что им было нелегко лечь в канву своих персонажей, поэтому “они практически остались самими собой”.

“Однажды в Одессе” Владэка Занковски

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

В январе 2016-го года на одесских новостных порталах появилось громкое сообщение: “Киноделы сняли покушение на Саакашвили”. Такую реакцию вызвал Владэк Занковски, опубликовав свою пятиминутную короткометражку “Однажды в Одессе” на YouTube.

Сейчас “Однажды в Одессе” удален из сети, но у нас будет возможность увидеть его на фестивале.

“Короткометражка «Однажды в Одессе» изначально планировалась как короткое промо для полнометражного художественного фильма «Иллюзия Контроля». Но в результате неожиданного вирусного эффекта она стала вполне самодостаточным продуктом и будет представлена на ОМКФ-2016”, – рассказывает режиссер фильма.

“Люди, которые пришли к власти” Алексей Радинский, Томаш Рафа

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

По словам режиссеров, это кино о том, как на Восток приходила война. В своем фильме режиссеры Алексей Радинский и Томаш Рафа хотели проследить, как благодаря поддержке извне социальный протест поэтапно деградирует до отчаянного вооруженного конфликта.

“Для меня в фильме «Люди, которые пришли к власти» важно то, что во время съемок мы не думали о том, что у нас из этого получится – фильм или что-то другое. Когда на Востоке Украины начался Антимайдан, мы с продюсером и оператором сели в машину и поехали в Донецкую область, чтобы своими глазами увидеть то, что там происходит, – рассказывает Алексей Радинский. – На тот момент ни из соцсетей, ни из СМИ уже нельзя было получить никакой достоверной информации.

Тогда для меня казалось важным донести, что реальной массовой поддержки у сепаратистов не было.

Сейчас – важно наряду с этим показывать, что помимо профессиональных разжигателей войны в тех событиях участвовало и немало угнетенных местных жителей. Слегка в иной ситуации они бы неминуемо присоединились к Майдану, но и власть, и оппозиция сделали все, чтобы этого не произошло”.

“Розовая карта” Эль Парвулеско

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Новый фильм Эль Парвулеско, кинокритика и программного координатора Национального центра Александра Довженко, снят в Португалии. В своей “Розовой Карте” он решил сравнить колониальное прошлое двух европейских полюсов – самой западной Португалии и самой восточной Украины. К всеобщему удивлению, режиссер нашел их очень похожими.

“Португалия хранит в себе массу реликвий европейского прошлого, которое было совсем нелиберальным и породило массу химер — от инквизиции до фашизма, – рассказывает он о своей задумке. – Одной из таких португальских химер была жадная колониальная политика.

Именно в ней мы нашли мотивы, актуальные для нынешней Украины, вальсирующей между идентичностью новой Европы и комплексами своего колониального прошлого.

Во время написания нашего фильма нам очень понравилась мысль, что Украина в чем-то и есть Португалия. Впредь эта сентенция о родстве двух полюсов Европы лишь подтверждалась. Со всех сторон мы убеждались, что Украина это юг, а не восток Европы, начиная от повторяющихся сегодня тезисов политического аналитика Глибовицкого, заканчивая эссе украинских художников «южнорусской волны», которые еще в 90-х считали Украину «небесной» Италией”.

“Дидочок” Владимира Тихого

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Игровой фильм документалиста и одного из основателей объединения #BABYLON’13.

Главная идея фильма – воссоздать на экране причудливый антиутопический мир, который символизирует современную Украину. “У нас неожиданно получилась очень философская вещь. – делится режиссер фильма Владимир Тихий. – История посвящена своеобразному проклятию, которое нависло над Украиной. В нашем фильме дети рождаются уже старыми, они рождаются последователями прошлого и отсталого. Это своеобразная сатира на украинское общество”.

По словам режиссера, особое внимание уделили картинке: “Ярослав Цыбульский и Михаил Левченко умело воссоздали эстетику кинематографа, когда он находился в самом начале своего развития. Это были годы, когда кино опиралось в первую очередь на достижения театра, годы, когда кино должно было по сути и по форме быть целостным. Он выглядит не просто старым, наш фильм выглядит по-хорошему древним”.

“Роса” Ивана Косенко

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Для Ивана Косенко нынешний ОМКФ – первый фестиваль в качестве режиссера. По его словам, раньше свое кино он просто никуда не отправлял.

“На этот фильм меня вдохновила моя предыдущая короткометражка “Дети солнца”, которая фокусировалась исключительно на работе на пасеке. Уже во время монтажа у меня возникла идея посмотреть на все это под вторым углом: на процесс, на человека, на жизнь вокруг него; в общую динамику вклинился какой-то новый ритм, который захотелось изучить. В “Росе” пасека — это всего лишь элемент, на одном уровне со всеми другими, которые входят в ежедневный круг деятельности главного героя. Мой фильм впервые участвовать в кинофестивале, поэтому мне будет интересно посмотреть на фестивальный организм изнутри, с точки зрения зрителя и участника одновременно”, — рассказывает режиссер.

“Вернись” Андрея Кириллова и Таты Кеплер

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Совместная короткометражка Андрея Кириллова и Таты Кеплер “Вернись” стала для них дебютным фильмом. Это пронзительный четырехминутный монолог девушки, которая ждет своего возлюбленного с войны. Сразу после публикации “Вернись” широко разошелся по новостным сайтам и соцсетям, а в этот раз он впервые будет показан на кинофестивале.

“Дом” Ирины Цилык

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Действие нового фильма писательницы и режиссерки Ирины Цилык происходит в Карпатах конца 1940-х годов. Подпольщики Славко и Нуся останавливаются в небольшой бедной избушке. На удивление, внутри она выглядит, как хорошо обставленная квартира довоенных времен. На какое-то время героям удается почувствовать себя галицкой интеллигенцией 30-х годов и забыть о страхе и постоянных бегах.

“Когда назад пути нет, и вперед эго тоже нет, когда репрессии и близкое присутствие врагов заставляют отказаться от привычной жизни и своего дома, все, что мы можем, — это сохранить этот дом в себя. Антураж понятен, но это фильм не о повстанцах УПА и не в героях, — он о людях, чей мир безвовзратно изменили обстоятельства”, – рассказывает Цилык.

«Уроки музыки» Игоря Малахова

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Игровая работа документалиста о девочке Оле, которая живет в Киеве с бабушкой и учится там в музыкальной школе. Фильм снят в копродукции с Нидерландами.

“В Манчестере шел дождь” Антонио Лукич, Валерия Кальченко

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Когда Андрею было 12 лет, он уже висел на баскетбольном кольце. В 14 он не помещался в фотографию. Сейчас ему 22, его рост — 2 метра 7 сантиметров, и если кто-то в толпе крикнет “Шпала!”, Андрей обязательно обернется. Режиссеры попытались создать историю о дискомфорте в чистом его виде и подмечают: высокий человек — не значит большой.

“Когда Алекс Фергюсон, легендарный тренер “Манчестер Юнайтед”, заканчивал свою карьеру, плакал весь стадион, весь Манчестер, плакало даже небо над Манчестером. Когда будет уходит Андрей, кто заплачет в его честь? – задается вопросом соавтор фильма Валерия Кальченко. – Высокий рост Андрея – это не буквальная характеристика. Это способ передать чувство неуместности. Потому что это история о чувстве дискомфорта человека в этой жизни. Дискомфорта абсолютно естественного, продиктованного человеческой сущностью. Поэтому наши попытки построить свое счастье выглядят такими нелепыми. Ы же счастье наше – нелепое, и даже печаль – нелепая. Но разве не в этом очарование жизни?”

“Воспоминания мертвого человека” Николая Засеева

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Драма молодого украинского режиссера о пианисте, охваченном сновидениями и воспоминаниями из прошлой жизни. Главный герой должен сыграть три части «Лунной сонаты» Людвига Ван Бетховена.

“Гвоздь” Филиппа Сотниченко

В очікуванні розквіту: гід національним конкурсом ОМКФ
Фото: ОМКФ

Дипломный фильм Сын, чей “Сын” в прошлом году получил диплом FIPRESCI на том же Одесском кинофестивале.

В интервью LB.ua Филипп рассказал, что делает фильм “о том, что стоит за гвоздем”. “Если придти в старые дома, сталинки, и поснимать там картины и фотографии со стен – ты увидишь там ржавые гвозди. Я подумал, что было бы интересно узнать, что стоит за этими гвоздями», – рассказал режиссер.

По сюжету, главная героиня работает юристом в одном из банков Лихтенштейна. Она отвечает за связи с Восточной Европой, неплохо помнит украинский и русский (ведь в детстве жила в Киеве).

***

Расписание показов украинских фильмов смотрите на сайте Одесского кинофестиваля. Короткометражки будут показываться тремя блоками.

Источник

Добавить комментарий