В Музее истории Луцкого братства открыли выставку «Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX века».

У Музеї історії Луцького братства відкрили виставку "Види волинських міст в оригінальних акварелях XIX ст."

В Музее истории Луцкого братства, отделе Волынского краеведческого музея открыли выставку «Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX века». На ней представлены раритеты из двух частных коллекций.

Об этом сообщает издание Monitor Wołyński.

28 января впервые для публичного обозрения выставили оригиналы акварелей, созданных в XIX ст., на которых изображены пейзажи главных волынских городских центров: Луцка, Владимира-Волынского и Ровно. Наряду с акварелями размещены их печатные версии, а также другие касающиеся тематики документальные материалы. Благодаря им посетители выставки могут сравнить, как разные художники отражали в своих произведениях те же пейзажи, какие детали добавили, упустили ли акцентировали.

Во время открытия выставки, в котором принимали участие краеведы из Луцка и Ровно, состоялась презентация экспонатов и обсуждения присутствующими исторического контекста их появления, а также объектов, изображенных на акварелях.

На выставке экспонируется акварель «Вид на Луцк, бывшую столицу Волынского воеводства», нарисованная около 1815 г. графиней Анной Потоцкой по эскизу немецкого графика Людвика Фурманна. На ней мы видим Луцкий замок и часовня Скорбящего Христа. На основе этой акварели И. Й. Вагнер сделал в Лейпциге 1819 г. гравюру. Она опубликована в книге Эдварда Рачинского «Дневник путешествия в Турцию в 1814 г.», первое издание которой увидело свет в 1821 г. во Вроцлаве. Изображение часовни появилось тоже на деревориті, опубликованном на первой странице еженедельника «Przyjaciel Ludu» в № 26 от 31 декабря 1836. Газета выходила в Лешні в 1834-1849 гг. при финансовой поддержке Эдварда Рачинского. Упомянутые гравюры также можно увидеть на музейной выставке.

У Музеї історії Луцького братства відкрили виставку "Види волинських міст в оригінальних акварелях XIX ст."

«Вид на Луцк, бывшую столицу Волынского воеводства», акварель, Анна Потоцкая, 1815 г.

В 1866 г. в экспедицию западными губерниями Российской империи отправился российский историк Помпей Батюшков с целью подготовки материала для издания альбома «Памятники русской старины в западных губерниях, издаваемые с высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым» (альбом вышел в Санкт-Петербурге в 1868 г., Волыни посвящен выпуск 1-2). Вместе с ним путешествовал художник-реставратор Оружейной палаты Московского кремля Дмитрий Струков, который нарисовал серию акварелей. На основе этих акварелей впоследствии в литографическом заведении Александра Беггрова были созданы цветные литографии волынских памятников старины.

В первом альбомном выпуске, изданном под руководством Помпея Батюшкова, разместили более 20 литографий с изображениями волынских памятников. Сколько именно акварелей нарисовал Дмитрий Струков, не знаем, но известно, что не из всех его рисунков создавали литографии. Например, его акварель с изображением так называемой Соборной церкви в Ровно, то есть Свято-Воскресенского собора, не была растиражирована в печати, поэтому осталась малоизвестной. Оригинальную акварель Дмитрия Струкова «Г. Ровно. Соборная ветхая церковь» можно увидеть на выставке в Музее истории Луцкого братства. Эта работа интересна еще и тем, что показывает нам неизвестен вид ровенского храма – в 1881. он полностью сгорел. Потом в городе построили новый Свято-Воскресенский собор, но в другом месте и другом стиле. Наряду с оригиналом акварели на выставке размещена уникальная метрика этого храма, начатая в 1712 г. Это древнейшая волынская метрическая книга, которая хранится в фондах краеведческого музея в Луцке.

У Музеї історії Луцького братства відкрили виставку "Види волинських міст в оригінальних акварелях XIX ст."

«Ровно. Соборная церковь», акварель, Дмитрий Струков, 1866 г.

У Музеї історії Луцького братства відкрили виставку "Види волинських міст в оригінальних акварелях XIX ст."

Метрика Свято-Воскресенского собора в Ровно

В Музее истории Луцкого братства экспонируется еще одна акварель Дмитрия Струкова «Г. Луцк. Замок Любарта», созданная в 1866 г. Из нее была выполнена гравюра, которую опубликовали в альбоме «Памятники русской старины…» Интересно, что оригинальная акварель существенно отличается от литографии, помещенной в книге.

Дмитрию Струкову принадлежит акварель «Г. Владимир-Волынский. Развалины Стеллаж Мстиславского собора XII века», которая также представлена на выставке. На ней изображен известный владимирский храм Успения Пресвятой Богородицы еще до его перестройки в 90-х гг. XIX ст. Напечатана в альбоме литография с этого авторского рисунка воспроизведена почти без изменений.

У Музеї історії Луцького братства відкрили виставку "Види волинських міст в оригінальних акварелях XIX ст."

«Владимир-Волынский. Руины Успенского Мстиславского собора XII века», акварель, Дмитрий Струков, 1866 г.

Экспозиция оригинальных акварелей вместе с их друками дополнена материалами малоизвестного волынского художника-графика Антония Чорпіти. Среди них – авторская графика из альбома «Володимирщина» 1932 г. и живописная работа «Луцкий замок» 1936 г.

Выставку «Виды волынских городов в оригинальных акварелях XIX века» в Музее истории Луцкого братства (Луцк, улица Кондзелевича, 5) можно будет осмотреть в течение ближайших трех месяцев.