Уступи место! (реформа в театре)

0
68

Поступися місцем! (реформа в театрі)

Сбылась историческая мечта всех украинских актеров и режиссеров, которые десятилетиями считали себя «крепостными» в репертуарном театре.

Ведь именно этот сезон, который почти подходит к концу, — собственно, последний сезон бывшего «крепостного» житье-бытье отечественных сценических деятелей (в соответствии с кажущейся ремаркой, в этом месте гомерический хохот). На авансцену наконец-то вышла «Реформа». В виде контрактной системы.

Гора родила документ. Ряд циркуляров о светлое будущее украинской сцены. Как говорил когда-то Эркюль Пуаро: «Привлекательность умственной деятельности не знает границ». Это касается и театральной документации.

Фактически, за год в области отечественной сцены должны состояться отдельные изменения и определенные сдвиги, которые высвободят прежнюю кадровую бессрочную штатную зависимость и определят новые критерии и горизонты для театральных деятелей (опять ремарка: задумчивые взгляды актеров и читателей).

Итак, считайте, это что-то вроде 1861 г., когда царь Александр II подписал указ о сказування крепостничества.

В определенной степени именно так, здесь и сейчас. В основе отдельных реформаторских сдвигов — закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в отрасли культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального заведения культуры». Этот закон был подписан президентом Украины в январе. И на протяжении полугодия украинский репертуарный театр должен перейти на новые формы трудовых отношений, хочет он того или нет.

Уточню, что сам закон (о контрактную форму работы) предполагает синергию с некоторыми другими законами — «О культуре», «О театре».

А сама театральная синергия провоцирует множество наивных вопросов относительно работы в условиях контракта — в деятелей отечественного театра.

Они адресуют такие вопросы и Минкульта, и своим руководителям. И даже нашему уважаемому изданию.

Умышленно избегая казуистики законотворческих параграфов (при желании их можно найти и на сайте президента и на сайте Минкульта), попробую сформулировать умышленное-наивные, но несомненно-актуальные 20 ответов-вопросов.

— Когда вступил в силу закон о введении контрактной работы?

— Закон вступил в силу еще 24 февраля 2016-го. И процесс перехода на контракты должно состояться до 24 августа 2016 г.

— Какая доля артистического персонала, в которого до Закона был бессрочный трудовой договор?

— Судьба — такая. Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры в течение года должно прекратить бессрочный трудовой договор и заключить с этим самым персоналом — контракт. Срок которого — от одного до трех лет.

Как известно, в статусе бессрочных актеров-«крепостных» значились преимущественно ведущие мастера сцены, народные и заслуженные артисты, основатели театров.

Отныне — закон для всех един. Играй, твори — от одного до трех лет (это уже как решит руководитель) — и «никаких гвоздей».

— Что по поводу введения контрактной формы говорят профсоюзы?

— Предварительная экспрессия со стороны профсоюзов отныне изменилась на такую милость, даже снисходительность. В том смысле, что в плане контрактов профсоюза почти союзники Минкульта. Хотя они (профсоюзы) и обращают внимание на важные нюансы, предусмотренные трудовым законодательством.

В частности. Руководитель культурного учреждения должен ознакомить художников с приказом об изменении формы трудового договора за два месяца до заключения контракта. В свою очередь, Министерство культуры Украины должно обеспечить необходимую нормативно-правовую базу, то есть подготовить соответствующие подзаконные акты, о порядке проведения конкурса, об утверждении типовой формы контракта и т.д.

Также профсоюзы не настаивают, а рекомендуют «просвещать» актеров об изменении договорных отношений — под роспись.

— Как будет реализован переход на контракты непосредственно в театрах?

— Руководитель театра издает соответствующий приказ о прекращении трудовых отношений с работниками. Соответствующие записи фиксируются в трудовых книжках. И далее — по плану: подготовка к новой форме работы на основе именно котракт.

Руководитель театра издает приказ о приеме на работу работников, с которыми контаркт заключен. Отдел кадров, в свою очередь, оформляет документы. Трудовой стаж для предоставления отпуска начинается с момента заключения контракта.

Уточняю, что форма контракта распространяется на художественный и артистический персонал, а технические работники (освітлювальники и звукорежиссеры) могут работать спокойно.

— Заплатят?

— Согласно статье 116 Кзот устанавливается обязательность выплаты всех причитающихся работнику сумм в день его «освобождения». Все суммы (за отработанное время и компенсация за неиспользованный отпуск) должны быть выплачены работнику в соответствии с законодательством Украины.

— Если актеры (творческие деятели) не соглашаются на работу в новых условиях по контрактам, то что тогда?

— В таком случае руководитель театра может уволить несогласного согласно пункту № 6 части № 1 статьи 36 Кзот Украины при отказе от продолжения деятельности в связи с изменением условий труда.

— Должно быть письменное заявление от художника на переход на контракт, если до этого он был на бессрочном договоре в штате?

— В профсоюзах говорят, что такие заявления нужны. Если же актер отказывается писать заявление, составляется соответствующий акт.

— Возможны судебные иски за условий несогласия артистического персонала переходить на контракты?

— У нас возможно все. Впрочем, паниковать и вопить пока нет никаких оснований. Пока что — лишь переходный, довольно безболезненный, период театральных реформ. Что будет дальше? Будет видно. Впрочем также преждевременно посыпать голову пеплом, будто государственные театры сразу превратят на проектные прокатные площадки. Если это и случится, то нескоро и не везде.

— В чем особенности контрактов для артистического персонала и театральных руководителей?

— По сути, это две автономные формы трудовых соглашений.

«Общий вид» контракта для артистического персонала?

— Около 10 страниц текста. Рабочие версии такого документа в свое время были размещены на сайте Минкульта. Пока окончательная форма контракта дорабатывается. Результат должен быть уже в июле 2016 г. Незадолго до открытия театральных сезонов. Контракт обязательно заключается в письменной форме, оформляется в двух экземплярах (для каждой из сторон). Форма контракта должна быть утверждена приказом Министерства культуры Украины.

— Предусматривает ли новый контракт для актеров защиту их интересов?

— Согласно действующему законодательству, заключенный контракт должен сохранять все социальные гарантии работника, которые были ему предоставлены предыдущим бессрочным трудовым договором. В случае ухудшения таких условиях контракт может быть признан недействительным.

— Кто в театре будет «главным» после реализации контрактной реформы?

— Украинский театр фактически получит новую (старую) должность. Директор-художественный руководитель. Или генеральный директор-художественный руководитель — для Национальных театров. Таким образом происходит концентрация власти в театре в одних руках. Предварительный баланс — директор и художественный руководитель (как два более-менее равноценных крыла руководства) нивелируется.

С одной стороны, такая форма централізацїі дает возможность избегать конфликтов внутри правящей театральной верхушки.

С другой — это форма абсолютной власти. И исключительно от личности театрального руководителя (от его адекватности, человечности, профессионализма, творческого вдохновения) и зависит, превратится ли такая форма руководства в авторитарную, сохранит черты гуманной монархии.

Как известно, есть тревожные примеры — с неадекватами и идиотами, которым отдают всю власть в одни руки со всеми вытекающими последствиями.

Есть также примеры эффективной работы театрального лидера, который целенаправленно развивает театральное пространство, учитывая творческие потребности и коллектива, и зрителя, и вызовы современного искусства (лучшие образцы такого руководства: Киевский Молодой театр, Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко, Черниговский театр имени Тараса Шевченко, Херсонский театр имени Николая Кулиша, столичный театр «Золотые Ворота», столичный Театр на Подоле и некоторые другие).

Если театр, согласно новому контракту, возглавляет директор (администратор), то в дальнейшем именно он формирует художественную вертикаль и горизонталь, приглашая на должность главного режиссера, осуществляя свою эффективную художественную и экономическую программу.

Если театр возглавляет «чистый художник» (возможно, остались еще и такие), то он должен сформировать эффективный экономический и адміністратисний блок, чтобы обеспечить не только души прекрасные взлеты в афише, но и кассовые сборы.

— В чем особенности контракта — именно для театрального руководителя?

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы…» в части второй пункта № 3 предоставляет право органу управления государственным и коммунальным учреждением культуры в течение шести месяцев прекратить с руководителями бессрочные трудовые договоры. И заключить контракты с новыми руководителями.

Срок работы такого руководителя (согласно закону) — 5 лет. Контракт может быть продлен и после успешной «пятилетки».

Если руководитель уже работает на своем месте согласно ранее заключенному контракту, его работа продолжается до момента, когда такой контракт теряет силу.

Назначение театрального руководителя и подписание с ним контракта происходит через конкурсную процедуру (конкурс не предполагается, когда учреждение культуры расположен в территориальной общине с численностью населения до 5 тыс. жителей).

— Как будет организовано конкурсную комиссию для «выборов» театрального лидера?

— Состав комиссии предусматривает три сегмента. Первый — представители от театра (не сами работники, а их делегаты, которым коллектив доверяет). Второй — представители от органа управления (Минкульта в частности, а также Департамента культуры, когда речь идет о муниципальные театры). И третий — представиники общественных организаций.

Всего по три кандидатуры от каждого сегмента.

Предсказуемо, что такие кандидатуры будут вызывать вопросы типа «Что за комиссия, Создатель?». Трудно представить, кому из посторонних доверят важную миссию выбора своего руководителя актеры труппы — разве что трем инопланетянам?

Два других сегмента — делегаты от органа управления и общественный сектор — обычно склоняться в пользу того самого органа управления, который и захочет видеть на месте руководителя деятеля Х, а не деятеля Y.

К тому же, непросто говорить об эффективности общественных организаций, когда Союз театральных деятелей переживает не лучшие времена, а новые ростки общественного движения только где-не-где прорастают, но не плодоносят.

— Кто может претендовать на должность єдиноосібного руководителя тем или иным украинским театром?

— Это могут быть и нынешние руководители, и прошлые, и позапрошлые. И ведущие мастера сцены (которые пользуются уважением и авторитетом), и даже некоторые киндер-сюрпризы. Скажем, где-то в начале 2017 г. будет объявлен конкурс на должность руководителя Национального театра имени Ивана Франко в тот момент, когда истечет действующий контракт с нынешним генеральным директором). В таком случае, как мне объяснили в профсоюзах, на должность председателя могут выдвигаться (далее — в алфавитном порядке): и Богдан Бенюк, и Алексей Богданович, и Михаил Захаревич, и Станислав Моисеев, и Анатолий Хостикоев и другие авторитетные мастера… Если они этого захотят сами и если этого (а не того) пожелает труппа франковцев. Итак, сплошная демократия!

Для продвижения на кресло руководителя, конечно, предусмотрено определенную папку документов, которые свидетельствуют, что будущий руководитель не имеет судимости, имеет творческий опыт, имеет гениальную творческую программу.

Мне также подсказывают, что будущий руководитель обязательно должен представить на конкурсную комиссию справку от психиатра… Что также важно в бурных реалиях нашей сценической жизни.

— Кто выиграет, а кто проиграет от первых шагов контрактной реформы?

— Судя по всему, должны выиграть активны 30-40-летние театральные лидеры (таких немного, но они есть). Выигрывают, конечно, те актеры, на которых держатся репертуарная афиша и касса театра. Частично проигрывает артистический персонал, который работает в амплуа «кушатьподано». То есть за счет недостаточно занятых актеров стверджуватимуться позиции тех, кто занят больше, и тех, кто в репертуаре очень нужен.

Конечно, немало тревог в отношении пожилых актеров, нашего старшего поколения, которые, в силу возрастных особенностей и активной контрактной политики, могут повторить судьбу героев из известной п’єви Вины Дельмар «Уступи место».

— Как повлияет контрактная реформа на нынешнюю численность театральных трупп?

— Как говорят некоторые руководители, на такие трупы ждет определенное «сжатие». Что-то вроде шагреневой кожи из произведения Оноре де Бальзака. В идеале, должно быть меньше, да лучше. Но до идеалов нам еще очень далеко.

— Как повлияет контрактная реформа на численность и востребованность учебных театральных «фабрик» в Украине?

— Арифметика подсказывает, что актеров на рынок с внедрением реформы «вузы» должны выпускать немного меньше, чем сегодня. Ведь суровые реалии контракта многих из них делают потенциально безработными. Впрочем, наше сценическое жизнь частенько вне арифметикой и вне логики. Новые наборы на актерские факультеты в разных городах опять будут раздутыми, гигантскими. Все надежды внеконтрактных театральных актеров — на сериалы, антрепризы, на корпоративы.

— В какой мере украинская контрактная реформа синонімізується с европейскими театральными реалиями?

— В разных европейских странах — довольно разные формы организации театрального дела. Свои законы и свои порядки — в Германии, Франции, Польши. Более разветвленная и даже более демократичная система — в Великобритании. Наши теперешние маневры, возможно, ближе к Венгрии. Или к Российской Федерации, где В.Табаков или Т.Доронина — полноценные театральные монархи со всеми соответствующими полномочиями на основе своих же контрактов (тема европейского опыта руководства различными формами театров, надеюсь, будет раскрыта в ближайших числах DT.UA).

— Выиграет ли искусство театра от контрактной реформы?

— Выигрывает. Если будет хорошо играть.

 

(Особая благодарность за консультацию по вопросам контрактной реформы профессиональном Союзе работников культуры Украины и художественным руководителям украинских театров).

Источник