Украинский художник «на дне»

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Український художник "на дні"

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Александр Белозор — мужественный художник. Он, в буквальном смысле, погружается на дно морское, создавая свои потрясающие живописные произведения, которые имели успех не только в Украине, но и во многих странах мира. Один из его морских циклов представлен на персональной выставке в Галерее искусств Деснянского района. Сам проект называется «Подводный мир Александра Белозора».

Под каждой его картиной, кроме названия, указанное море, соль которого та или иная работа вобрала. И еще указано глубину, на которую пришлось окунуться художнику.

Красное море — «Гамар» 2013 г. (глубина 11,3 м).

Адриатическое море — «Крапані», 2012 г. (глубина 8,6 м).

Красное море — «Тистельгорм», 2010 г. (глубина 20,6 м).

Красное море — «Затонувшее судно», 2013 г. (глубина 21,5 м).

Трудно представить, что какая-то картина может быть создана… на глубине 21 м ниже уровня моря!

А вообще, диапазон «живописного погружения» Александра Белозора — от 5 до 25 метров. Рекорд — в Красном море, когда он писал коралловые рифы.

Во всех произведениях «Подводного мира» прослеживаются мифический смысл, удивительные образы, игра красок. Эти картины наполнены водной стихией…

Александр Белозор — единственный в Украине художник, который пишет свои картины под водой. В мире таких людей всего двое: украинец Белозор и француз украинского происхождения, кинооператор из команды Жака-Ива Кусто Андре Лабан.

Именно Андре считают основоположником подводной живописи. (В октябре уважаемому мсье Лабану исполнилось 88 лет).

С чего же началось увлечение украинца подводной живописной стихией?

— В 2004-м я снимался в фильме «Портрет, написанный глубиной», — рассказывает DT.UA Александр Белозор. — Эта документальная картина — про каскадера-подводника Владимира Карпичева, который организовывал съемки подводных эпизодов в
72 фильмах. В том числе и в «Человеке-амфибии», «Узники замка Иф».

Представьте, что до тех пор я ни разу не погружался с аквалангом. Поэтому «схватить» все основы дайвинга пришлось буквально за два дня. А в фильме у меня была знаковая роль художника, который рисует под водой.

В процессе съемок я и написал два портрета. Потом это перешло в реальную жизнь — и пошло-поехало. Одно слово, меня затянуло.

Самая большая серия моих подводных работ вышла в 2009-ом. За этот период объездил Красное море, Адриатику, Карибы.

Український художник "на дні"

На это время у Александра Белозора 250 погружений и более 100 подводных работ. Кроме Украины, его картины экспонировались в Германии, Франции, Чехии, Японии, Сингапуре. Он кавалер ордена «Кредо», а на международном фестивале подводного
изображения «Серебряная акула» в 2009-м получил Гран-при за лучшую работу. Награду украинскому художнику вручил сам основатель подводной живописи Андре Лабан.

Имя Александра Белозора также занесено в Книгу рекордов Украины — за изображения летом 2009-го неподалеку от Ялты затонувшей баржи. Размер этой работы — 70 на 100 см. Кроме того, его имя есть в Книге рекордов Гиннеса: зимой 2010-го в Хургаде (Красное море) на глубине
26 м художник нарисовал на холсте 80 на 100 см затонувший военный корабль.

— Александр, а где вам лучше всего работается, если говорить о морских путешествиях? Где комфортнее всего?

— Да, Крым был для меня дорогим. Тем более что в планах значилась целая программа, я хотел написать серию работ «Крым подводный и надводный». Но, к сожалению, планы не реализовались.

В Черном море писать можно, максимум, на глубине до 10 м, там вода мутная и не очень чистая.

Где хорошо? В Карибском море. Там вода такая прозрачная, что видно все, но минус — мало живности, она в основном дислоцируется на большой глубине.

Представьте, перед путешествием на Карибы мне пришлось брать справку в Министерстве экологии о том, что мои краски экологичны и не загрязнят моря. Казалось бы, сколько той краски на огромное море.

А вот в Красном море много разной живности. Постоянно мимо тебя проплывают тучи рыб. Также там фантастические коралловые сады. Под водой надо быть немного архитектором, чтобы, как Гауди, продумывать образы своих зданий. Это поразительно!

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

Александр не любит, когда его называют «подводным живописцем». Прежде всего он — художник, а потом уже — дайвер. Ведь подводные картины — это лишь часть его творческого наследия. На суше Белозор пишет в разных жанрах и техниках.

У нас потрясающая природа! Есть Закарпатье, есть Полесье, есть Киев. У меня мастерская на Подоле: вышел, поднялся на горы в любую погоду — и пейзаж готов.

На открытии выставки в Галерее искусств демонстрируют фильм про технические моменты подводной живописи художника Белозора. Сначала — грунтовка холста водоотталкивающим раствором. Теперь на него можно накладывать краски под водой. Причем это обычные масляные краски на синтетической основе: ведь дорогие натуральные красители в соленой воде портятся. Далее художник, уже в костюме для дайвинга, погружается в воду с полотном, к раме которого прикреплены несколько килограммов свинцового бремени, а также палитрой, мастихином, ящиком с красками…

Подводный мир необычайный и сказочный, — говорит Александр. — Мои картины написаны в стиле импрессионизма. Побывав под водой, начинаешь мыслить иначе. Но все-таки там, на глубине, надо всегда следить за временем и воздухом.

Бывает, пишешь картину, розвертаєшся, а рядом «карасик» на полтора метра наблюдает за тобой. Нет, неагрессивный, эта рыба называется наполеон, потому что на голове у нее такая шишка.

Вообще, считаю, что под водой нет агрессии, каждый ест то, что ему нужно для жизни.

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

И самое главное — я вижу мир, который невозможно передать словами. Вы представляете, как рыбы спят? Они находят небольшую пещерку и там отдыхают. Ни на что не реагируют. У меня есть работы, написанные ночью.

Художник ничего не добавляет и не отнимает от написанной под водой картины. На работу над одним полотном уходит до часа времени. Одно слово, достаточно оперативная работа. Он не думает о коммерции: мол, мне под водой интересно, и это приносит дивиденды в других вещах. Сейчас Александра приглашают проводить мастер-классы на Карибы в Сингапур.

Люди приезжают на мои мастер-классы даже из Америки. Они хотели бы поучиться, как писать под водой. Конечно, это весомый вклад в мою деятельность: сторона, которая приглашает, оплачивает дорогу и проживание.

Я был на Карибах, и ко мне приехали ребята из Америки, которые хотели освоить технику. Кто загорается, но в этом деле нужен опыт. Так, может, для кого-то это чудо, когда человек ныряет с белым полотном, а через час выходит из воды с уже готовой работой.

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

Вообще, вода — прежде всего, положительный энергетический момент, она дает расслабление и такой покой, — его невозможно описать! Я как в невесомости. А сколько всего вижу!

На суше работа художника непростая, но когда погружаешься на глубину, этот труд становится тяжелее в разы, ведь это определенный стресс для организма. Иногда на глубине изменяется состояние сознания. Пишешь картину около часа и начинаешь вспоминать детство, фильмы Кусто, и уже не замечаешь, что ты на глубине 16 м и рядом плавают различные рыбы и крабы.

Но есть люди, которые напоминают, что нужно собирать краски и подниматься на поверхность.

И когда поднимаешься с готовой работой в руках, порой встречаешь группу дайверов из пяти-семи человек… А у них ступор, диссонанс, когда видят человека в костюме дайвера с картиной в руках! И все семеро показывают мне знак: «Все ОК?». Одно слово, это экстрим, но мне нравится и интересно.

Логичный вопрос: не хочет ли художник остаться где-нибудь у теплого синего моря, где было бы комфортно творить в этой редкой технике? Александр говорит, что в первую очередь важно не место пребывания, а внутреннее ощущение комфорта. Да, это классно и приятно — ездить по миру, но всегда надо возвращаться домой.

На киевской выставке представлены и другие картины Александра Белозора — и из «Красной серии», и масштабные произведения из серии «Грустью».

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

Считаю, что искусство должно служить людям. А когда одни художники ходят на выставки других художников, тогда даже наиболее удачная экспозиция превращается в банальную тусовку.

***

Часто можно услышать поговорку: «Жизнь дала трещину, переехал на Троещину». Этот район Киева (первый по величине и численности населения не только в столице, но и в Украине, и даже в Европе) считается не очень престижным. И Галерея искусств в Деснянском районе — пример первой районной галерее коммунальной собственности. Открыто ее год назад, в октябре 2015-го, при Центральной библиотеке Деснянского района.

Український художник "на дні"

Василий Артюшенко, DT.UA

«Это интересный европейский опыт, когда галереи открывают при библиотеках. Теперь в этих стенах можно увидеть картины, которые выставляются в престижных европейских галереях», — говорит Татьяна Овраз, директор Централизованной библиотечной системы Деснянского района г. Киева.

По художественной направленностью галерея разноплановая. За год в этих стенах прошло много знаковых выставок. Кроме того, проводятся бесплатные мастер-классы для детей, заседание Малой академии наук, тренинги.

Этой Галерее искусств не было бы без инициативы таких подвижников, как, например, художник, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко Валерий Франчук. На счету художника 165 персональных и коллективных выставок. Его работы экспонируются во многих отечественных музеях Украины и других стран мира. Сейчас он возглавляет художественный совет Деснянского района при районной администрации.

Этот мастер лоббировал открытие галереи более 10 лет.

— 15 лет моей жизни ушло на то, чтобы наконец на Троещине нашлось помещение для очага культуры, — говорит Валерий Франчук. — Ведь многие считают, что Деснянский район — это вообще не столица. Поэтому о какой-то культурной жизни тут и речи быть не может. Понятно, что надо было с чего-то начинать. В свое время я обошел 14 руководителей района. Кое-кто думал, что я ненормальный. К тому же все эти руководители менялись почти каждый год. Только привыкну к одному ходить, а тут уже надо к другому привыкать. Но я все долбил и долбил в одну точку. Когда главой стал Виталий Кличко, стена немного сдвинулась. На одном из культурных собраний я четко сказал, что не остановлюсь, пока в нашем районе не будет галереи. Кто-то это услышал, Киеврада пошла навстречу.

Нашлось место. Раньше здесь был секонд-хенд… в Общем, случилось чудо на 15-й год моего эпистолярного творчества, письменных просьб открыть галерею.

Еще на открытии галереи Валерий Франчук подарил 20 своих картин как старт фонда будущего полноценного музея на Троещине. Может, впоследствии этот фонд действительно расширится за счет других художников и перерастет в музей?

Такие инициативы отдельных украинских художников противоречат тенденции сплошных «коммерческих» инициатив. Приятно уже то, что выходного дня во время прогулки с ребенком можно зайти в эту Галерею искусств, «инвестируя» в подрастающую личность разумное, доброе, вечное.

Источник

Добавить комментарий