Украинский институт: миссия выполнима

 

Общественности представлен проект Украинского института (другое предлагаемое название — Институт Тараса Шевченко), который может стать платформой для поддержки украинской культуры в мире. Этот проект инициировало Министерство культуры Украины, отмечая важность института для реинтеграции Украины в международные культурные процессы.

Идея создания такого института бурлит в украинском воздухе уже более 20 лет, и только сейчас сформировано концепцию его функционирования, обозначены миссию, ключевые задачи и разработаны «дорожную карту». Впереди — завершение работы над текстом концепции и к концу 2015 г. — подготовка и проведение через Кабмин и Верховную Раду правительственного закона об учреждении Украинского института.

Ныне в западном мире идет жестокая война за Украину и одновременно против Украины. Находясь за границей в ключевых европейских странах, таких как Великобритания или Франция, в течение последнего месяца не раз приходилось слышать, что российская дипломатия прибегает к формам усиленной пропаганды, чтобы подорвать доверие к Украине и сформировать представление о ее новую власть как «власть хунты».

К сожалению, эта пропаганда имеет свои результаты, потому что немало европейских дипломатов и представителей академического сообщества (прежде всего в Париже) растеряны и напуганы событиями в Киеве.

Надо понимать, что западный мир — это довольно специфическая категория, которая, функционируя на принципах верховенства права и мировоззренческих устоях, где деньги не являются определяющим фактором, все-таки имеет странное чувство к России. Оно граничит с ностальгическим восторгом и метафизическим ужасом от возможной встречи с гічкоківським монстром. Однако время Запад готов увидеть монстра не в Москве, а в совершенно другом городе, «захваченном хунтой бандеровцев».

Украинский институт может стать интеллектуальной платформой, которая будет показывать, что Украина — цивилизованная страна, готова экспортировать культурный челлендж и способствовать международным обменам в области культуры.

Для того чтобы эти слова стали явью, нужно сделать немало: сформировать законодательную основу, очертить круг партнеров, разработать систему грантов за разными художественными направлениями (литература, перевод, кино, театр и др), сформировать дорожную карту таких программ, в конечном итоге, обеспечить финансирование, без которого все разговоры так и останутся нереализованными.

В условиях войны, разворованного «папєрєднікамі» бюджета, девальвации, пугание «техническим дефолтом» важно аккумулировать всех, кто может помочь создать эндаумент для Украинского института. Ни одна аналогичная европейская учреждение (Польский институт, Британский совет, Французский институт и т. п) не была сформирована в условиях войны. Согласен, что само государство не сможет самостоятельно реализовать эту программу, однако отмечу, что даже несмотря на названные проблемы важно найти возможность заложить в бюджет нужную сумму на поддержку программ Украинского института.

Вполне естественно, что среди основателей этой институции будут МИД (так же происходило и в начале основания British Council и Польского института) и Минобразования, поскольку речь идет о сотрудничестве с кафедрами украинистики при ведущих западных и восточных университетах (представлена концепция пріоритезує сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы, странами ЕС и G7, странами, где есть значительные украинские общины). Говорить о культуре как фактор внешней политики без участия МИД невозможно. Польский институт — структура, которая является частью польского министерства иностранных дел. Другое дело, что такая межведомственная деятельность вокруг Украинского института должна быть эффективной и целенаправленной, а участие трех министерств должна завершиться приумножением бюрократического абсурда с подписанием различных бумаг, когда один документ месяцами лежит в каком-то кабинете, а потом месяцами согласовывается и пересогласовывается в других министерствах.

Важно понимать, что сформирован Украинский институт должен быть стратегической платформой для реализации внешней гуманитарной политики, поэтому, независимо от руководителей министерств или президента, эта программа должна функционировать так, как она функционирует в Польше, Чехии, Франции или Великобритании.

Озвученная миссия Украинского института заключается в следующем:

1) распространение современной украинской культуры, популяризация украинского научного и культурного жизни, распространение знаний о культурном наследии, формирование положительного имиджа Украины в мире;

2) презентация наиболее интересных культурных событий и явлений, происходящих в Украине, а также развитие международных культурных связей;

3) распространение европейской культуры в Украине (институт может стать площадкой для культурных євротренінгів). Конечно, нужно четче прописать миссию этого учреждения, которая не может состоять из трех важных блоков. Мотто Британского совета или Польского института состоит из одного короткого предложения-лозунги.

Как отметил Александр Буценко, директор Украинского центра культурных исследований (эта организация отвечает за подготовку проекта Украинского института), деятельность института будет сочетать в себе операционные, аналитические, информационно-просветительские и грантодавчі функции. Таким образом, институт будет обеспечивать организацию грантовых конкурсов для творческих проектов, продвигающих украинскую культуру и искусство в мире.

Кроме того, предусмотрено внедрение учебных и просветительских программ, лекций, курсов изучения украинского языка; поддержку аналитических исследований в области гуманитарных наук, организацию международных семинаров и конференций по проблематике культурного сотрудничества; развитие государственно-частного партнерства, привлечение средств благотворителей, международных фондов для реализации проектов.

Отмечу, речь идет о продвижения как современной, так и традиционной культуры (не совсем соглашусь, что «традиционная культура» является антиподом культуры современной, скорее речь идет о том, как классики, так и современных/современных культурных проектов).

Не думаю, что Минкультуры сможет это реализовать, а тем более упомянутый Украинский центр культурных исследований. Порой кажется, что на это учреждение возложено слишком много работы без должной поддержки со стороны других ведомств. А «в общем итоге» выпадает то, что могло бы стать фундаментом, — кафедры украинистики за рубежом, научные институты, которые распространяют украинские студии в мире. Однако этот компонент в большей степени касается Минобразования, поскольку в Минкультуры вряд ли есть достаточно специалистов для полноценной реализации этого направления работы.

Представлен проект Украинского института показал и немало рисков, которые хотелось бы озвучить.

Прежде всего подчеркну, что успешная реализация этого проекта предусматривает слаженную игру, прежде всего, трех министерств, а следовательно, нужно выработать целостную стратегию и общие правила такой игры. Важно создать отдельные отделы или департаменты, которые занимались бы поддержкой инициатив Украинского института в области культуры, образования, науки.

Во-вторых, многое будет зависеть от принятия правительственного закона об Украинский институт, от его подписания президентом. Предыдущие обсуждения концепции Украинского института в Минкульте происходили без участия представителей МИД, а на финальной презентации проекта в «Укринформе» почему не было представителей Минобразования. Эта тенденция представляется опасной, поскольку все три институции должны понять важность Украинского института, который будет выполнять фундаментальную функцию в плане репрезентации современного украинского государства в мире.

В-третьих, миссию и задачи, которые будет реализовывать эта институция, невозможно воплотить без надлежащей финансовой поддержки. Поэтому уже сегодня нужно работать в области фандрайзинга, привлекая партнеров, меценатов, иностранных инвесторов для формирования эндавмента Украинского института.

Для этого важно сформировать отдел фандрайзинга именно Украинского института. К сожалению, без такого прагматичного подхода трудно реализовать намеченные инициативы.

В-четвертых, без надлежащего медиаподдержки этот проект будет оставаться «по ту сторону реальности». А в наших сми сегодня есть то, чего порой не существует в реальности: лишь фейки и симулякры. Важно осуществлять продвижение этого проекта на различных уровнях и в различных экспертных средах: через каналы МИД для дипломатических представительств иностранных государств в Украине; через каналы Минобразования для украинских и зарубежных научно-образовательных учреждений. Важно проводить презентации этого проекта на кафедрах украинистики при ведущих университетах мира.

Уже сейчас нужно думать над разработкой современного сайта (поддержка всех материалов на нем должно осуществляться на украинском, английском, польском, французском, немецком, испанском, итальянском, чешском языках).

В-пятых, в Минкульте важно создать отдел, который занимался бы формированием целостной базы всех игроков, которые потенциально могут привлекаться к Украинского института экспертами, партнерами, участниками различных проектов и тому подобное. Формирование такой базы данных — очень непростая задача, которая опять же будет предусматривать сотрудничество с МИД и Минобразования. Однако важно иметь и отдел, который будет отвечать за координацию проектов Украинского института независимо от их направления: культурно-художественное, научно-просветительское и тому подобное.

В-шестых, во время разработки концепции института важно учесть и опыт институтов культурной дипломатии — скажем, американо-немецкого Institute for Cultural Diplomacy, на который возложена аналогичную миссию.

Украинский институт, бесспорно, является институцией, которая будет работать в области культурной дипломатии (в Украине такой специальности пока не утвержден).

Думаю, что реализация Украинского института может быть частью проекта по присоединению Украины к европейским инициативам Creative Europe. Эта программа направлена на поддержку и обмен европейских художественно-литературных проектов.

В конце концов, важно определиться с финальным названием организации. Как на меня, оба варианта, в принципе, неплохие: Украинский институт — маркер принадлежности к Украине (как Польский или Французский институты), Институт Тараса Шевченко — инструмент продвижения украинской культуры, которая имела своего ключевого «канонического» представителя (аналогично Гете-Института или Института Сервантеса).

В Лондоне уже много лет функционирует Украинский институт, который является площадкой для различных украинских презентаций, а также для преподавания украинского языка. Лично мне импонирует название «Институт Тараса Шевченко», поскольку таким образом актуализируется литературно-художественный компонент: творчество Шевченко станет маркером украинской идентичности, которая была сформирована в результате антиколониального бунта.

Однако для широкой презентации в мире и закрепления этого института на уровне массового сознания, по-видимому, название Украинский институт является эффективной.

Итак, озвучена программа, бесспорно, свидетельствует фундаментальный проект. Украина очень близко подошла к созданию структуры, которая будет промоутером украинской культуры в мире, и все игроки на этом поле (чиновники, издатели, переводчики, писатели, режиссеры, ученые, бизнес) должны объединиться, чтобы от слов перейти к реальным делам, которые помогут Украине реинтегрироваться в Европу.

 

Комментарий

Вячеслав КИРИЛЕНКО, вице-премьер министр Украины, министр культуры Украины:

— Будущий Украинский Институт предполагает особый статус. Это будет межведомственная учреждение. По поручению премьер-министра будет создана межведомственная координационная группа под моим председательством, в которую войдут чины, не ниже заместителя министра от 7-8 министерств.

С другой стороны, будущая учреждение предусматривает широкое привлечение к управлению и развитию общественности, культурных деятелей. То есть работа Украинского Института — это не только деятельность людей, которые находятся на государственной службе, но и художников, творческой молодежи, креативных продюсеров.

Учитывая важность реализации идеи Института, сам подход требует специального правительственного решения. И, убежден, такое решение будет уже до конца года. Относительно финансовой стороны вопроса — предусматриваются средства государственного бюджета, средства меценатов, а также средства грантовой поддержки.

Я уже обратился к украинским художникам с просьбой предлагать видение первых проектов (в рамках Украинского Института), которые на первом этапе готовятся за государственный счет. Но, конечно, это должны быть резонансные проекты, которые широко обсуждаются. Кстати, уже проведен ряд круглых столов по этому вопросу. Хотя я и начал чувствовать, что все начинает застревать в бюрократии.

Есть желание, чтобы громкий проект — Украинский Институт — попал в новый бюджет 2016-го.

Если говорить о будущей структуре — в международном контексте — то Украинский Институт должен восприниматься как бренд, который может проводить различные самостоятельные меры. И в ходе реализации идеи Института на уровне Кабмина я меньше всего хочу, чтобы здесь было межведомственное перетягивание каната. Здесь каждый должен найти свою долю работы и ответственности. Следовательно, именно «физика» и «механика» будущего проекта пока в стадии разработки.

Что касается вопроса «адресов» будущего Института в Европе, то, например, существуют активы Украины за рубежом. Это и активы МИД, и их можно использовать в деле продвижения и реализации Института. Частично можем через средства негосударственного характера использовать определенные помещения во взаимодействии с европейскими правительственными структурами, во взаимодействии с европейским неправительственным сектором.

Об Украине должны говорить в мире. Но для того, чтобы об Украине говорили на понятном для европейцев языке, европейцы также должны участвовать в реализации проекта Украинского Института.

Конечно, должны испытать первые проекты в Украине. Совместно. Затем — постепенное продвижение идеи в мировое пространство. Важно «использовать» (в хорошем смысле этого слова) европейцев как наших лоббистов. Это может быть парижское, лондонское, берлинское культурную среду.

О бюджетный аспект в отношении Украинского Института говорить пока преждевременно. Но это должно быть не сто тысяч и даже не один миллион. Сумма должна быть весомой. Только тогда сработает сама идея Института. Ведь сверхважная миссия — продвижение в мир украинской культуры, истории, украинских традиций и современного искусства. Но Украинский Институт — это не чисто «культурная» структура, ограниченная культурной политикой. Это прежде всего имиджа политика, политика продвижения Украины в мире. В каком-то смысле это политика и финансовая, поэтому любой творческий проект, связанный с Украиной, может повлиять на открытие рабочих мест и в нашем государстве. Если в будущем в таком Институте будет введен элементы самофинансирования, то это также полезно.

Уже в сентябре будут понятны темпы относительно принятия правительственного решения относительно Украинского Института.

 

Источник.

Добавить комментарий