Триптих о пианистов

Триптих про піаністів

Святослав Рихтер

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Триптих про піаністів

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Одесская опера представила меломанам музыкальный триптих «Приглашение к роялю». Проект посвящен трем выдающимся музыкантам — Святославу Рихтеру, Эмилю Гілельсу, Людмиле Гинзбург, — примерно в одно время часть жизни они прожили в приморском городе.

Одесситы имеют чем гордиться, хотя былая красота домов и городских скверов поблекла, а по вечерам освещение не такое, как хотелось бы. Однако Одесса, несмотря на бытовые трудности, живет насыщенной культурной жизнью.

Очередным поводом для такого утверждения стал концерт в Одесском оперном театре, посвященный трем выдающимся пианистам. Организатор и вдохновитель проекта — профессор, глава Миссии Д.Ойстраха и С.Рихтера в Одессе пианист Юрий Дикий.

Публика в тот вечер собралась, можно сказать, профессиональная, по-одесски нарядная (дамы в мехах, мужчины в смокингах). А сами стены красивого зала, идеального с точки зрения акустики, за много лет «слышали» игру и «видели» за дирижерским пультом многих великих музыкантов.

Еще перед концертом случилась неожиданная для меня встреча с одесской историей, что подготовила событие. Приближаясь к театру со стороны Ришельевской, на углу Успенской инстинктивно остановилась, подняла голову и увидела памятную доску: «В этом доме с 1971-го по 2001-й жила пианистка, заслуженная артистка Украины, профессор Людмила Наумовна Гинзбург (1916-2001)».

Это был дом, в котором завершила свой земной путь замечательная пианистка и педагог, заведующая кафедрой фортепиано Одесской консерватории. Людмила Гинзбург прожила долгую «одесское» жизни.

Окончила знаменитую школу им. П.Столярского, затем консерваторию у Марии Митрофановны Старковой, воспитанного школой Феликса Блуменфельда в Петербургской консерватории.

После встречи с Генрихом Нейгаузом, что давал в Одессе мастер-класс с участием Гинзбург, поступила к нему в аспирантуру МГК. Там на выпускном экзамене (в дуэте с еще одним одесситом) сыграла Второй концерт С.Прокофьева. Этим партнером был Святослав Рихтер, который исполнил фортепианное переложение партии оркестра.

Дружба Людмилы Наумовны и легендарного музыканта продолжалась в течение всей жизни. Дружила и с однокурсниками с ОДК Эмилем Гилельсом и Яковом Заком. В Москве недолго ассистировала Нейгаузу и вернулась в родной город, где провела всю жизнь, воспитав плеяду ярких учеников и укрепив славу одесской фортепианной школы.

Среди ее учеников — известные музыканты: народная артистка Украины, солистка Национальной филармонии, профессор НМАУ Людмила Марцевич, заслуженный артист России Вячеслав Соболевский, заслуженный артист Украины Сергей Терентьев, лауреаты международных конкурсов Юрий и Ольга Щербакови, профессора А.Зелинский, Ю.Дикий, П.Чуклін, А.Гончаров, А.Сотова, А.Ползун и многое др.

Вечер в Опере начался с показа на экране хроники жизни юбиляров. Триггером, который запустил первые аплодисменты, стали слова тележурналиста Юрия Макарова и музыковеда Людмилы Сергейчук о Людмиле Гинзбург.

Сразу скажу, что все в этот вечер звучало и выглядело очень интеллигентно, со вкусом, ведущие делали свое дело тактично, не заостряя внимания на себе. В текстах не прозвучало ни одной неинтересной или фальшивой «ноты». Комментаторы напомнили известные моменты истории Одессы — ее знаменитых уроженцев и тех, кто в разное время в ней долго бывал, жил и работал.

Повторю и расширю запечатленные в памяти имена: А.Пушкин, М.Гоголь, А.Ахматова, К.Паустовский, И.Ильф, И.Бабель, В.Кандинский, П.Чайковский, Ф.Лист, С.Рахманинов, П.Нищинский, П.Столярский, А.Нежданова, К.Данькевич, Д.Ойстрах, М.Огренич, Бы.Руденко, Г.Олийниченко, К.Пигров, Е.Гилельс, Л.Утесов…

Про Рихтера… Родившись в Житомире в семье немецкого музыканта Теофила Даниловича Рихтера Святослав переехал с родителями в Одессу шестилетним мальчиком. Его главным учителем стал отец — замечательный пианист и органист, получивший образование в Венской консерватории.

Однако, по словам современников, Святослав Теофилович был самоучкой. Действительно, не имея официального музыкального образования, он был зачислен в класс выдающегося пианиста, профессора МГК им. Чайковского Генриха Густавовича Нейгауза.

До тех пор 22-летний Рихтер работал концертмейстером сначала в Одесском клубе моряков, потом — в филармонии и Опере. Вскоре учебу оставил, не желая изучать обязательные предметы общественного цикла, потом восстановился, по настоянию Нейгауза, окончил вуз только в 1947 г., уже в возрасте 32 лет. Профессор много работал с необычайно талантливым студентом, но был уверен, что учить Рихтера уже ничему, он все умеет.

В отношении Святослава Рихтера в город его юности решающую роль сыграла трагическая судьба отца. В Одессе Теофил Данилович служил органистом немецкой кирхи, впоследствии преподавал общее фортепиано в консерватории и по совместительству играл на органе в Опере.

Как преподавателю советского вуза ему пришлось уйти со службы в церкви. Именно через немецкую национальность и по подозрению в измене родине Теофила Рихтера, по доносу, арестовал НКВД вскоре после начала Второй мировой войны и за несколько дней до сдачи Одессы фашистам расстрелял….

Это привело к тому, что Святослав Теофилович всю жизнь был обижен на Одессу, уверен в невиновности отца, что было доказано значительно позже.

В наши дни на стене немецкой кирхи в Одессе висит мемориальная доска памяти Теофила Рихтера.

Иначе складывалась жизнь коренного одессита Эмиля Гилельса. Замечательный советский пианист родился в благополучной многодетной еврейской семье. Очень рано начал успешно концертировать, в 20 лет уже был лауреатом всеукраинского и всесоюзного конкурсов и закончил Одесскую консерваторию в классе Берты Рейнгбальд.

Сразу поступил в аспирантуру МГК в класс Нейгауза, много выступал и всю жизнь был обласкан советской властью. Еще до войны побеждал в международных конкурсах, играл по всему миру, 36 лет преподавал в московской консерватории.

Был членом жюри крупнейших международных исполнительских конкурсов — им. королевы Елизаветы в Брюсселе, им Н.Лонг и Же.Тибо в Париже и тому подобное. Возглавлял жюри пианистов первых четырех конкурсов Чайковского.

Рассказы о трех мастеров рояля — Рихтера, Гилельса и Гинзбург — сопровождались кинохроникой их жизни, историческими кадрами и музыкой.

На сцену несколько раз выходили Юрий Дикий и Людмила Марцевич. Оба — одноклассники в школе Столярского и ученики Гинзбург. Они прекрасно исполняли любимые произведения своего профессора.

В первом отделении одессит показал Этюд фа-диез минор А.Скрябина и его же две Поэмы. Затем транскрипцию романса М. Римского-Корсакова «Редеет облаков летучие прядь», посвященную Л.Гинзбург, Этюд Скрябина до-диез минор и Прелюдию С.Рахманинова до-диез минор. Во втором отделении блестяще прозвучали две пьесы Г.Шумана — «Вечером» и «Порыв». Затем — две каденции Первого концерта С.Рахманинова, две любимые шопенівські мазурки Л.Гинзбург и мазурка В.Скрябина. Играл очень поэтично, романтизм — его сильная сторона.

Юрий Дикий — мастер донесения авторского замысла, обладатель проникновенного интерпретационного мышления, яркой пианистической харизмы и прекрасного туше. Людмила Марцевич — известная исполнительница Фредерика Шопена. В первом отделении она тонко и глубоко сыграла Балладу №3, Полонез ми-бемоль мажор, Ноктюрн фа мажор и Вальс ор. 64, №2 польского романтика. А во втором — две прелюдии Л.Ревуцкого, «Игру воды».Равеля и Скерцо Шопена №2. На бис прозвучал Вальс ля-бемоль мажор. Играла безупречно, просто и выразительно. Браво!

Завершил вечер молодой одесский пианист Игорь Парада, что идеально сыграл на прощание такую близкую всем за настроением Элегию С.Рахманинова. Вечер удался.

Источник

Добавить комментарий