Три дня кіногрудня

Три дні кіногрудня

«Граница Веры»

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Три дні кіногрудня

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Способно ли еще современное кино на просвета? Причем просвета в смысле озарение светом, ведь именно под такой метафорической концепцией третий год подряд проходит международный кинофестиваль «Свет».

По сравнению с «Молодостью» и «Docudays UA», «Свет» — очень молодой и не особенно громкий проект с короткой программой. От других его отличает тематика, — главной задачей организаторов является пропаганда моралістичного, доброго кино. И это не удивительно, ведь грусти в нынешние времена и так хватает, а люди от этого быстро устают.

Однако на практике оказалось, что без грусти добра быть не может. Точнее, до боли актуальных тем трудно не коснуться, а тем более — рассказать через камеру. Не удивительно, что из 30 представленных лент большинство касалось социально значимых проблем.

Список победителей действительно получился интересным. Основном жюри (Светлана Шаповалова, Снежана Егорова, Лариса Котлякова, Нина Ильина, Леонид Мужук) понадобилось полтора часа, чтобы определиться с выбором номинантов.

Итак, гран-при фестиваля получил игровой короткометражный фильм «Граница Веры» режиссера Оксаны Войтенко. Однозначно справедливое решение, ведь, кроме искусной съемки, напряженный сюжет завораживает. Времена большевистского режима. Разведчица повстанческого отряда Вера, выполняя очередное важное задание, влюбляется в молодого дезертира, который согласился перевести ее через границу. Пережитое настолько меняет планы героини, что уже с пистолетом в руке ей приходится выбирать между любовью и свободой.

А вот в номинации «Игровой короткометражный фильм» первое место заняла картина «Высокая гора» (режиссер — Владимир Бакум), в которой без единого слова прекрасно показано известное многим чувство ожидания. Жизнь главного героя, армянского переселенца, проходит в уходе за садом и постоянной тоске по сыну, который вот-вот должен вернуться с войны. Все, о чем он мечтает, — это беззаботная жизнь вместе с сыном и цветущий сад, как воспоминание о Родине. И сын приходит. Но тот, кто хоть раз побывал на войне, бывшим никогда не возвращается. И, к сожалению, планы отца с планами сына не совпадают.

Не обошлось и без социальных роликов. Лучшим, по мнению жюри, оказался «Он заплатил» режиссера Юлии Мироненко. Это тот случай, когда детский голосок за кадром так смешно начинает рассказывать историю, что в конце становится стыдно даже пикнуть. Ведь концовка оказывается плевком реальности, которого еще долго не можешь смыть со своего лица. Потрясающий ролик про Украину, про систему «кумовства».

В номинации «Анимация» победил иранский режиссер Махназ Яздані. Его ироничный мультфильм Help говорит со зрителем привычной для него языке. Что делает общество в XXI ст., когда кто-то попадает в беду? Помогает? Вряд ли. Снимает на камеру мобильного.

Но что точно умеют снимать украинцы, то это документальное кино. Здесь зрительское и основное жюри единодушно отметило работу военного журналиста Руслана Ганущака. «Брат за брата» — это не еще один короткометражный документальный фильм об АТО или добробати, как может показаться. Это целая история человеческих жизней, в которой есть как свет, так и тьма. В спецподразделении «Азов», начиная с 2014 г., было около 100 грузин, и все они вместе с украинскими добровольцами защищали поселок Широкине под Мариуполем. Говорят, что общий враг объединяет. Но много ли найдется готовых умереть за чужую страну, когда и за свою страшно?

О войне снимать сложно. И по-настоящему, чтобы не фальшиво, мало у кого получается. Поэтому чувствуется, что Руслан не просто снимал, а сам принимал участие в боевых действиях. И, в отличие от многих других документальных лент военного характера, в этой нет никакого подтекста. Здесь показаны самые факты то настоящей дружбы, а то и цинизма, и животной сущности человека. Пожалуй, самым сильным моментом в фильме выступают кадры с эвакуацией тела одного из грузин. Тактика подкладывания мин под тела погибших давно известная и у многих не вызывает даже удивления. Но когда щекой вдруг начинает катиться слеза, понимаешь, что это «то самое». Таким, наверное, и должно быть документальное кино: переворачивать все в тебе и заставлять переосмыслить ход собственную жизнь.

Кроме главных номинаций, были также и специальные призы жюри:

— за лучшую авторскую работу

«Мина». Режиссер: Вофка Соловей (Украина)

— за лучшую детскую роль

«Великий». Режиссер: Юрий Солодов (Россия)

— за лучшую студенческую работу

«Вечер Сен-Санса». Режиссер: Наталья Киселева (Украина)

— за оригинальное решение темы

«Цветок». Режиссер: Владислав Сергиенко (Украина)

Хорошо, что размышления о кино никогда не смогут быть объективными. Любое искусство создано прежде всего для созерцания и только потом — для обсуждения.

Источник

Добавить комментарий