«Третий глаз» Ольги Петровой

"Третє око" Ольги Петрової

Недавно под эгидой и по рекомендации ученого совета Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины и при поддержке Stedley Art Foundation увидела свет монографическая сборник статей Ольги Петровой «Третий глаз. Художественные студии».

Я люблю читать такие сборники исследовательских эссе, написанные одним автором на протяжении определенного, достаточно длительного периода.

Во-первых, знаю, что автор мыслит небанально, критически и образно.

Во-вторых, я готова к тому, что оценки автора могут не совпасть с моими собственными. Таким образом имею возможность спокойно, без излишней эмоциональной напряженности, свойственной реальной (живой) дискуссии, разобраться со своими приоритетами, так и с утверждениями автора.

В-третьих, очень ценю тот живой нерв профессионального участника событий.

А еще — просто люблю неожиданности, которые открывают, собственно, мне ракурсы взглядов Ольги Петровой. Ведь она — незаурядный специалист. Имеет образование и практику художника. Много путешествует, видит воочию мировые художественные, культурные процессы. И здесь сказывается тот факт, что она не только художник по образованию, а еще и профессиональный искусствовед и философ, более того — доктор философии, известный культуролог. Ольга Петрова много лет преподает в НаУКМА. Именно этот круто замешан профессиональный микст и порождает чрезвычайно интересный взгляд, живую реакцию и неординарные выводы, провоцирует читателя посмотреть на художественное событие, или судьбу художника, или явление под новым углом зрения.

В общем, монографическая сборник статей «Третий глаз. Художественные студии» дает важный срез уже достаточно крепко утрамбованного культурно-художественного почвы, образовавшийся в течение последних десятилетий. А мнение автора несет в себе нечто похожее на мощный луч, узко направленный вглубь времени и деяний.

Такая книга интересна не только студентам Ольги Петровой, не только художникам, но и коллегам, потому веские дольки рацио и эмоцио, переосмыслены автором, часто помогают в профессиональных исследованиях. А самое интересное должно быть рядовому читателю, который хоть немного приобщен к современного украинского искусства. Ибо статьи написаны легко, структурно, логично, великолепным языком и, главное, всегда с интригой.

Ольга Петрова умеет и панораму художественной жизни развернуть, и монографическое исследование сделать, и рецензию дать, и мозаику из впечатлений составить. Следовательно вырисовывается книжка на три раздела. Каждый из которых назван метафорически и сущностно. В разделе «Возможности открытого произведения» содержатся разведки художественно-стилевых тенденций в украинском художественном пространстве от 1960-х годов до современности. Здесь анализируется движение «от нормативности к творческому плюрализму», определяются «две модели художественного сознания» в искусстве Украины на рубеже веков, путь «от бунта к рынку». Рассматривается «изобразительный радикализм», «критический реализм», природа творческой деятельности, трансавангард по-украински и тому подобное.

Название второго раздела говорит само за себя: «Архив». Чрезвычайно интересно и познавательно заглянуть в рабочих архивов Ольги Петровой. Там преимущественно статьи о тех, с кем дружила, кого могла бы назвать и называла единомышленниками и друзьями, — Ференц Семан, Сергей Параджанов, Григорий Гавриленко, Евгений Прокопов, Сергей Животков, Зоя Лерман, Саша Прахова, Михаил Вайнштейн, Анатолий Лымарев, Валентин Реунов, Борис Возницкий… Это сжатые анализы творческих судеб, наброски образов любимых художников, которые ушли уже за горизонт. И эти «Свидетельства очевидца» чрезвычайно ценны, потому что, как всегда, оказывается, что не успел спросить, сказать, договорить…

Третий раздел — «Третий глаз». Сама Ольга Петрова разъясняет название, называя тексты в разделе «последовательным знакомством с творческими портретами художников». В ее искусствоведческих портретах художников 2010-2015 гг. представлено «поліваріантну модель актуального творческого процесса» . Здесь речь идет о «феномене тайны» в творчестве Александра Дубовика, «зазеркалье» Любомира Медвидя, «протоархаїку» Александра Животкова, «пейзажизм» Анатолия Криволапа, «неоготику» Николая Шимчука, «культуру чувственности в живописи Сергея Гая, «художественное сознание» Виктора Сидоренко, «интуиции разума» Юлии Лазаревской, эротизм живописи Романа Жука, диалоги Оксаны Стратийчук и «живописные приключения» Валерия Шкарупы.

Эта актуальность в определенный период нередко сохраняется и позже, когда проходит время и можно снова, трезвее (потому что эмоциональное напряжение реакции немного понизилась) переосмыслить прошлое. Можно посмотреть и подумать «на трезвую голову». Тогда очень интересно перечитать сообщения, содержащие профессиональную реакцию на событие. Прежде всего это важно не только самому исследователю, но и тем, кто идет в этом же направлении исследований и стремится двигаться дальше.

Напоследок скажу, что книга имеет замечательную предисловие академика НАН Украины, философа Мирослава Поповича. И блестящее послесловие философа, профессора Владимира Личковаха.

Источник.

Добавить комментарий