Традиция колядования на Верховинщине стала нематериальным культурным наследием

Традиція колядування на Верховинщині стала нематеріальною культурною спадщиною

Традиция колядования на Верховинщине Ивано-Франковской области вошла в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия.

Об этом сообщает «Ивано-Франковская область туристическая».

«Министерство культуры, молодежи и спорта Украины поддержало инициативу Учебно-методического центра культуры и туризма Прикарпатья и включило элемент нематериального культурного наследия — Гуцульскую коляду и плєси Верховинского района Ивано-Франковской области (Традиция колядования на Верховинщине) до Национального перечня элементов нематериального культурного наследия Украины (приказ Минкультуры от 28.12.2019 № 978)», – говорится в сообщении.

Отмечается, что это стало возможным благодаря сотрудничеству Управления культуры, национальностей и религий Ивано-Франковской облгосадминистрации, Учебно-методического центра культуры и туризма Прикарпатья, отдела культуры и искусств Верховинской райгосадминистрации, инициативной группы общин сел Віпче, Криворивня, Быстрец, Ильцы, Замагора, Буковец, Волова, Зеленый, Кривополе, Верхний Ясенив, Дземброня, Красник, Белоберезка, Стебни, Устерики, приселков Плай, Підмагора с-ща Ильцы Верховинского района Ивано-Франковской области и колядницких партий с-ща Верховина, с. Криворивня, приселке Підмагора с-ща Верховина.

Обряд колядования на Верховинщине начинается на второй день Рождественских праздников (8 января), когда все сходятся к церкви. После Службы Божьей на двор выходят мужчины в праздничных традиционных костюмах. Большинство из них держит в руках «топорик» (топорик, к которому ремешком привязан колокольчик) с длинной деревянной ручкой и смушкові шапки с «трєсунками» (украшениями из бисера и блесток). Кто несет трембиты, рога, скрипки.

Мужчины объединяются в группы («лагеря», «партиї»), в которых до десяти колядников. Впереди каждой колядницької «партиї» идет ее руководитель — «береза». В руках он держит деревянный крест. «Береза» — важнейшая лицо между всеми колядниками, который безупречно знает все коляды, «плєси» (ритуальные танцы) и умеет достойно вести коляду согласно древним обычными требованиями.

Коллективы «партиї» колядуют от Рождественских праздников до Иордана (Крещение). На Крещение (19 января) все сходятся к церкви на «Розплєс» (окончание рождественских праздников, проводы коляды), праздничные партиї поочередно поют по одной коляде, а «Вибірця» (кассир) отдает наколядованные деньги на нужды церкви.

Перед Рождественскими праздниками «Береза» собирает свою колядницьку «партию», чтобы повторить все колядки, поздравления, опытные участники проводят мастер-классы с гуцульского плєсу (танцы, сопровождающие действо) для молодых колядников, которые впервые будут принимать участие в обрядовом действе.

В такой форме гуцульская коляда и плєси бытуют только в селах Верховинского района, а в других районах не встречаются.