Только — чудо!

0
53

Тільки — диво!

 

Тогда, когда в Украине еще не было войны, мечталось, чтобы скинулись на сказочное кинопроизводство все Николаи, Николаевиче и Николаевны. Я и сама думала-гадала, сколько денег могу отдать, чтобы произошло кинематографическое чудо и появилась сказка о том, к кому приходит Святой Николай. Помню, позвонила в Министерство статистики — а там выразили сожаление, что до сих пор не имеют технической возможности вести поіменну статистику, поэтому неизвестно, сколько в Украине Коль, Вить, Петь, Сень, Юль… Обращались к владетельных Николаев. И украинские политики щедры только на словесные сказки — да и то перед выборами.

В Минск едут договариваться о мире, а я оттуда привезла сказку! Точнее, сказки, написанные на войне… Франко-прусской (1870-1871).

Немецкий профессор хирургии Рихард фон Фолькманн днем оперировал солдат на поле боя, а вечером в своем походном шатре писал сказки для детей. Их выдали 1870-го, еще до победы Королевства Пруссии над Второй Французской империей. А потом 40 лет подряд переиздавали — сказочные истории, придуманные хирургом и писателем во время кровавого конфликта, который унес жизни 140 тысяч французов и 50 тысяч немцев…

Вот сказка о Короле ванильных орешков и Королеву губной гармошки. А вот — про Фрица-Неудачника, который жил по принципу «хуже все равно не будет…» — и при этом в него влюбилась Принцесса-Счастливица. А еще — о Богаче, который выпросил у апостола Петра «дворец из чистого золота, какого нет даже у императора» и «чтобы на завтрак ему всегда подавали шоколад», — и что же? Такое жизнь оказалась адом…

Новую жизнь этим удивительным «Сказки из волшебного сундука» Рихарда фон Фолькману дали 2014 года в издательстве единственного действующего в Минске монастыря — Свято-Елизаветинского, возведенного в честь немецкой принцессы, внучки английской королевы, сестры российской императрицы.

Принцесса Гессен-Дармштадтська родилась тогда, когда знаток человеческих душ Лев Толстой писал в романе «Война и мир»: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Война убивает наши души. Кто-то должен в государстве закричать: «SOS! — Спасите наши души!»

Почему появлялись выразительные сказки именно в безвременье? Наверное, чтобы душа не очерствела… Ведь мир прекрасного и вера в чудо призваны ее спасти, — объясняют психологи. Без вдохновения общество скисает… Неужели этим руководствовались сталинские идеологи, когда основывали «Союздитфільм» 1936 года?

Премьера фильма «конек-Горбунок» Александра Роу состоялась 31 июля 1941 года. Уже была война… «Чахлика Бессмертного» снимали в 1944 году, в эвакуации, в Республике Алтай и Таджикистане. А впервые показали на широком экране в День Победы 9 мая 1945 года. Знаменитую «Золушку» с советской актрисой польского происхождения Яниной Жеймо голодного 1947 года посмотрело 18,27 млн зрителей в СССР. «Золушку», созданную кинематографом «вождя народов», с успехом показали в Финляндии, Австрии, Франции, Швеции, Японии. Возможно, тогда сказочном кинопроизводству предоставляли статуса дела государственного значения?

Уверена, что стране, в которой свирепствует ненависть, крайне нужна сказка!

2013-го, когда Майдан уже стоял, но войны еще не было, мне рассказали сказку про Святого Николая. «Только чудо, или К кому приходит Святой Николай» — оригинальный авторский киносценарий Елены Каретник с водоворотом режиссерских визуальных находок. Здесь и исторические буер — паруса на коньках, по которым передвигаются герои замерзшими каналами средневекового городка, и городов с дирижаблей, очень эффектно будет смотреться в кадре, и звери с демоническими крыльями — псы и рисе, в которых без человеческой нежности обледенели сердца, — словом, есть пространство для оправданной компьютерной фантазии, что ныне весьма коммерчески актуальна в кинематографе.

И главное в этой истории — отнюдь не спецэффекты… Это сказка о благочестии! В центре внимания — высокие чувства. Главные герои — вежливо воспитанные брат и сестра, героический отец, и высокодостойное иметь.

Тільки — диво!

Бюджет фильма — 5,5 млн евро. Построить сказочный городок, смастерить исторические коньки, буер, сшить роскошные костюмы — стоит очень недешево. Каждый кадр фильма должен быть как бы шедевр золотого века фламандской живописи — решил оператор-постановщик Дмитрий Санин. Потому что есть замысел создать потом еще и музей ленты «Только чудо, или К кому приходит Святой Николай».

Чудотворец по сценарию появляется лишь трижды, за один съемочный день рассчитывают отснять приглашенную звезду Голливуда. Слышала про Энтони Хопкинса, хотя не думаю, что актер с оскароносным реноме убийцы-каннибала удачный выбор на роль святого…

Воплотить на экране сказочное мать предложили итальянской актрисе Крістіані Капотонди — исполнительницы главной роли в итальянско-немецко-австрийском сериале 2009-го года «Императрица Сиси». Итальянку сценарий заинтересовал. Она сразу спросила, будет копродукция с итальянской стороной? А мне вспомнилась фраза из сериала. Мать императора Австро-Венгрии Франца Иосифа эрцгерцогиня София упрекает вільнодумній Сиси: мол, лучше бы житие святых читала, чем Вольтера…

Председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко прочитал синопсис, посмотрел на макет городка и вынес вердикт: «Уменьшить бюджет!» На что автор сценария и режиссер Елена Каретник ответила: «Пусть проект умрет в моем столе, но удешевлять его нельзя, это загубит сказку!»

Мастер визуального искусства, оператор-постановщик Дмитрий Санин убежден, что сказку по такому сценарию следует снимать в самом современном формате — нельзя экономить на картинке, когда речь идет о воспитании эстетического вкуса детей. Такого же мнения и художник-костюмер Гала Отенко, в чьем активе такие известные ленты, как «Поводырь», «Толока», «Урожай дьявола» (Канада), «Красная королева» — стильный сериал о звезде советского подиума Регину Збарську. Гала Отенко убеждена, что в сказке все должно быть «шедеврально» — и пуговицу бархатного платья, и кружево дамского чепца, и мех мантии бургомистра, и лезвие средневековых коньков. Одеть героев сказки «Только чудо, или К кому приходит Святой Николай» отныне ее украинская мечта, а пока что будет работать в Польше — 15 тонн костюмов поехали с ней в Краков…

Среди поклонников сценария киносказке «Только чудо…» и потомок выдающейся украинской династии — праправнук основоположника украинской музыкальной школы Николая Лысенко, автора духовного гимна Украины «Боже великий, единый, нам Украину храни!». Николай Лысенко-младший — дирижер, диакон, многодетный отец. Именно он и посоветовал Елене Каретник «сказочного композитора» Дмитрия Коновалова. По удивительному стечению обстоятельств — из города Николаева. На официальной церемонии открытия 44-го МКФ «Молодость» оркестр под управлением Лысенко-потомка исполнил увертюру к фильму «Только чудо, или К кому приходит Святой Николай». Кто был, тот слышал эту по-голливудски сказочную мелодию!

А в этом году в рамках 45-го международного кинофестиваля, когда первая леди открывала конкурс «Молодость — детям», еще одна фанатка киносказки Лариса Величанська лично в руки передала Марине Порошеко сценарий «Только чудо, или к кому приходит Святой Николай». Неужели пиарщики жены украинского президента не поняли, что этот сказочный сценарий — как подарок судьбы? Уверена, что Мишель Обама или Карла Бруни во времена, когда была первой леди Франции при президенте Николя Саркози, не выпустили бы такую сказку из своих рук, хотя они не многодетные мамы и не имеют шоколадной империи.

В киносценарии мама объясняет детям: «Святой Николай — это не мешок с подарками. Люди называют его Чудотворцем. Не вижу ничего плохого, чтобы просить Святых о помощи. На кого нам еще надеяться?! Если о нас забыли на Земле — осталось обращаться к Небесам…»

Интересно спросить у нашего сказочно богатого гаранта, не считает ли он, что в стране, где свирепствует ненависть, нужна хорошая кинематографическая история, в которой Святой Николай протягивает руку плохому мальчишке, чтобы вместе с ним все плохие мальчики вспомнили, что и в их душе есть что-то светлое?!

Источник.