Тим Бертон и детский приют

Тім Бертон і дитячий притулок

В украинский прокат вышло новое кинопроизведение культового Тима Бертона «Дом странных детей мисс Сапсан», в котором главный голливудский сказочник «похоронил» свое творчество. Двухчасовая киносказка поражает спецэффектами и очаровательными персонажами. Но это вряд ли оправдывает ее вялый сюжет.

Фильм рассказывает о современного подростка Джейкоба, который не находит общего языка ни с родителями, ни со сверстниками. Единственный человек, с которым парню действительно интересно, это его дед. Именно он рассказывает Джейкобу о загадочный дом, где живут странные дети. Один из них может оживлять кукол, другой — легче воздуха, поэтому постоянно ходит в свинцовом обуви.

Также среди них есть девушка, которая управляет огнем, невидимка, близнецы-горгульи и мальчики, у одного из которых во рту живут пчелы, а у другого в глазах содержится кинопроектор. А руководит ими эффектная мисс Сапсан — стильная Femme Fatale, способна перевоплощаться в птицу.

Рассказы деда Джейкоб воспринимал как сказку. Но трагическая смерть старика заставляет его переосмыслить все эти легенды и отправиться в далекий Уэльс, где расположен приют.

Первая половина фильма, в течение которой описывается загадочный мир и нагнетается интрига, проносится на одном дыхании.

Однако движение второй части сюжета — ломаный, как у марионетки, собранной из частей разных кукол. Таких, собственно, и создает один из странных детей в приюте. Этот біомеханік пришивает к телу пластмассовой куклы ноги курицы и лягушки, а также лапки остальных животных, после чего оживляет этого монстрика, впихивая ему куда-то в брюхо миниатюрное сердечко.

Подобной милой «шизофрении» в фильме — хоть отбавляй.

Тім Бертон і дитячий притулок

Найбридкіші монстры в ленте именуются «порожняками» — вместо души у них пустота. Чтобы продолжить свое хищное существование, они пожирают глазами. Некоторые мрачные и одновременно пестрые образы в этой картине производят похожий эффект — выедают глаза зрителям.

Стугонлива карусель образов «Дома странных детей…» не движет сюжет к конкретной идее. А только мелькает чудесами. Поэтому любая возможная мораль в этой ленте уступает место очередному яркому персонажу или эффектному сюжетному еківоку. В какой-то момент кажется, что месседж фильма — «По-настоящему взрослеешь, не отказываясь от своих детских талантов и скрытых способностей, а наоборот — когда набираешься смелости развивать и следовать за ними». Но как только эта идея оформится в сюжете, на экран выкатываются новые месседжи, которые провозглашают оду любви, дружбе или верности.

Рядом с популярными блокбастерами о супергероях, воплощенных Marvel, DC и «Люди Икс», фильм выглядит долгожданной альтернативой. Ведь многим уже приелись персонажи в духе тугодумного инопланетного викинга Тора, приторно-благородного Бэтмена или Железного человека, что напоминает тюнінговану бытовую технику. Зато Бертон предлагает гораздо более неожиданные и смелые образы, которые не оглушують своим пафосом, а очаровывают оригинальностью.

Главную роль в картине исполнил Эйса Баттерфилд, звезда «Мальчика в полосатой пижаме» (2008). В «Дом странных детей…» этот 19-летний актер вбежал, словно не переодевшись после главной роли в другой своей знаковой картине — «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. В последний показано магию первых фильмов начала ХХ века. Подобные полусказочные сюжеты Голливуд часто переносит в загадочную эпоху столетней давности. Ведь сама по себе она идеально рифмуется с любой мистикой и фантазией.

Тім Бертон і дитячий притулок

Новое творение Бертона разворачивает свой перевод посреди Второй мировой. Наверное вслед за этим режиссером переносить свои сюжеты в 40-е прошлого века начнут и другие фільммейкери. Ведь и эпоха полна не менее интересными механизмами, деталями быта и повседневными мелочами, которые успели обрести ореол мифов и легенд.

Приглашать в этот фильм таких именитых актеров, как Сэмюэл Л. Джексон («Криминальное чтиво», «Отвратительная восьмерка») и Джуди Денч («Филомена», «Отель «Мэриголд») — решение пафосное и бессмысленное. Среди других актеров этой ленты они выглядят, как элитные автомобили, которые украсили кричащим тюнингом и заставили ползти со скоростью пешехода на параде «запорожцев».

Возглавляет вялую актерскую ходу Ева Грин. Ее героиня занимает в фильме глубоко второстепенную роль. Несмотря на это наигранная улыбка актрисы целится в зрителя из каждого плаката, а имя ее персонажа вынесено в название.

Пока что рейтинг фильма на Imdb удерживается на довольно достойной отметке 7,2 балла. Но это с учетом его маркетинговой кампании. А также ажиотажа фанатов Бертона, которые первыми ринулись на премьеру и засыпали информационное пространство восторженными отзывами о ленту. Когда это все утихнет, оценка блокбастера станет скромнее и справедливее.

Тім Бертон і дитячий притулок

Широкий зритель картину не очень жалует. За первый уик-энд по всему миру она собрала лишь 66 млн долл. — почти вдвое меньше своего бюджета. Чтобы голливудскому блокбастеру вернуть вложенные в него средства, его бокс-офис должен превысить размер бюджета примерно втрое. В случае с «Домом странных детей…» эта сумма составляет 330 млн долл. и пока что выглядит, как недостижимая мечта.

Без особого успеха прошел в кинотеатрах и еще один фильм Тима Бертона, который он выпустил в этом году. «Алиса в Зазеркалье», где он выступил продюсером, имела те же недостатки, что и «Дом странных детей…». Экстравагантные персонажи, колоритные образы и волшебная атмосфера не подкреплялись увлекательным цельным сюжетом.

О том, что «Дом странных детей…» является вторичным в карьере Бертона, не сказал только тот, кого в связи с этим поглотило жалобне молчание.

На самом деле в главном герое Бертон воплотил собственный автопортрет. Мальчик, попадает в этот приют, способный видеть монстров, которые недоступны ничьим больше глазам. И, словно вторя судьбе самого режиссера, Джейкоб бросает все ради служения своему таланту.

Но что делать парню в момент творческого кризиса? На этот вопрос Бертон ему не ответит.

Источник

Добавить комментарий