Театральная блогосфера определила лучшие киевские спектакли 2019-го года, впереди – Лымеривна Ивана Урывского

В опросе приняли участие 9 блоггеров, которые регулярно смотрят большое количество спектаклей.

Театральна блогосфера визначила найкращі київські вистави 2019-го року, попереду – Лимерівна Івана Уривського

«Лимерівну» признали лучшей постановкой прошлого года

© Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко

На интернет-портале «Театральная рыбалка», который ведет журналист и блогер Сергей Винниченко, подвели итоги опроса театральных блогеров относительно лучших столичных спектаклей прошлого года.

В проекте свои рейтинги предоставили 9 участников, которые регулярно віддивляються существенное количество спектаклей и каждый в свой способ делится этим с блогосферой (блоги, сообщения в социальных сетях и тому подобное). Среди них — Людмила Семенюк, Константин Белоус, Богдан Панкрухин, Дмитрий и Наталья Єрьоміни, Наталья Болгарова, Анжела Величко, Дарья Кашперська и другие. В итоге получилось восемь рейтингов (двое – чета Дмитрий и Наталья Єрьоміни выступают единой силой).

В Блогерском рейтинга было упомянуто 33 спектакли разных театров – от национальных и академических совсем без званий и регалий. В рейтинге приняли участие спектакли большой и малой сцены.

Абсолютным лидером симпатий театральной блогосферы стал спектакль Национального театра имени Ивана Франко «Лымеривна» в постановке Ивана Урывского по пьесе украинского классика Панаса Мирного. Шесть блогеров поставили спектакль на первую позицию

Второе место заняли три спектакля: «Альбатросы» (реж. Стас Жирков, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра), «Кайдаши 2.0.» (реж. Максим Голенко, «Дикий Театр»), «Класс» (реж. Стас Жирков, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра). А третье место разделили два спектакля: «Вий» (реж. Раду Поклитару, «Киев Модерн-балет») и «Зойкина квартира» (реж. Максим Голенко, Киевский академический драматический театр на Подоле).

На четвертое место блоггеры поставили сразу четыре постановки: «Отелло/Украина/Facebook» (реж. Стас Жирков, Театр «Золотые ворота») , «Семейный альбом/Album di Famiglia» (реж. Маттео Сп’яцці, Италия, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра), DreamWorks («Мечты оживают») (реж. Давид Петросян, Киевский академический драматический театр на Подоле), Verba (реж. Сергей Маслобойщиков, Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко). А на пятое – два спектакля: AMORphine (реж. Алекс Боровенський и Юрий Радионов, ProEnglish Theatre (Киев), «Дуб Майкла Крейг Мартина» (реж. Илья Мощицький, Независимый театр «Мизантроп»).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.

«Формирование блогерської сообщества в Киеве только в начале своего пути. Более того, есть определенные вопросы и к самому определению термина «блогер». Однако, очевидно одно – монополизма на театральные обзоры, статьи, рейтинги от театроведов, театральных критиков больше не существует. Театральный рынок постепенно становится на ноги, и медийное представление/освещение также на конкурентной основе. Все сложнее продвигать в СМИ откровенно заказные тексты – основные инструменты искусственного формирования общественного мнения в течение многих предыдущих лет. На каждый псевдо-авторитетный текст мгновенно находится контраргумент, а то и не один», — прокомментировал результаты опроса автор «Театральной рыбалки» Сергей Винниченко.

Напомним, что недавно спектакль «Лымеривна» победила, как лучшая столичная спектакль 2019-го также в рейтинговом опросе «Киевский счет» (выбор театральных критиков и театральных обозревателей). И уже в апреле эта же постановка представит украинское искусство в официальной программе престижного международного театрального фестиваля MITEM-2020 в Будапеште.

По мнению театрального критика Олега Вергеліса, успех «Лимеривна» далеко не случаен.

«В нашем театре есть потребность интересного и разноцветного украинского национального репертуарного контекста. И здесь молодой режиссер выиграл несколько раз.

Во-первых, он точно угадал пьесу, о которой почти все забыли. А он освободил ее из песков забвения и дал новое дыхание, доказав, что не Бесталанный единственной интересен украинский классический мелодраматический репертуар.

Во-вторых, режиссер нашел новое интересное и неординарное метафорическое сценическое аранжировки для старого текста, и история Панаса Мирного о бедной обдурену девушку Наталью Лимерівну заиграла новыми красками, навевая воспоминания о классическую «Грозу» Александра Островского (эту знаменитую пьесу, кстати, переводил на украинский язык именно Панас Мирный вместе с братом).

В-третьих, в «Лимеривна» на Камерной сцене франковцев чрезвычайно точный актерский кастинг. Убежден, что почти каждый актер впоследствии запишет именно этот спектакль в список своих лучших сценических достижений. И Татьяна Михина (Лимериха), и Елена Хохлаткіна (Шкандибиха), и Наталья Корпан (Лимериха), и Дмитрий Рибалевський (Хряк) и Дмитрий Чернов (Карп). И совсем молодое созвездие франковцев — Марина Кошкина, Виталий Ажнов, Павел Шпегун, Кристина Федорак, Александр Рудинский.

Итак, на сегодня в столице имеем театральный феномен украинской «Лимеривна», которая является лидером различных театральных чемпионатов и вокруг которой уже сформировался свой фанклуб (некоторые зрители не пропускают ни одного спектакля в двух разных актерских составах,каждый раз делятся впечатлениями в Instagram и других соцсетях)», — отметил он.

По мнению Олега Вергеліса, феномен «Лимеривна» можно лелеять и развивать — дальше и дальше. Ведь в «Лимеривна» есть официальное авторское продолжение – пьеса Панаса Мирного «В монахинях». Там задействованы некоторые герои из предыдущей пьесы — Маруся ( подруга Лимеривна), Василий (гайдамацкий предводитель). Хряк, некоторые другие. Так что все возможно, и в Лимеривна может быть сиквел. В театре, как известно, возможно все.

Напомним, что над «Лимерівною» Панас Мирный начал работать в 70-е годы XIX века, было несколько авторских редакций. К продвижению этой пьесы и ее разрешения на украинской сцене активно подключилась Мария Заньковецкая, которая впоследствии сыграла главную роль Натали, и отдельные сцены с участием гениальной актрисы провоцировали в залах зрительскую истерику и слезы. Михаил Стрицький также много сделал, чтобы «Лымеривна» нашла привлекательную сценическую форму.

Полвека назад на сцене франковцев в «Лимерівні» играли выдающиеся роли — Полина Куманченко, Валентина Плотникова, Антонина Максимова, Николай Шутько (режиссер постановки — Владимир Лизогуб)