Театр. Фотосессия (DT.UA подводит итоги сезона)

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

«Слава Героям!»

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Театра (разного) сейчас заметно больше. Из разных причин — социальных, творческих, политических, метафизических. Некоторые уже наигрались в политику и, поняв, что ничего там не выиграют, занялись сценой. А некоторые как играли в театр, так и играют, отдавая подмосткам ум, честь и совесть эпохи. Другие, позиционируя себя как новое поколение, вне репертуарными стенами пытаются создавать тот мир, который им кажется актуальным.

Если наш политический театр — поголовно бездарный, пошлый и коварный, то сценическое искусство (частенько) все-таки предъявляет хотя бы попытки честного эмоционального диалога с реальностью. Попытки поиска новых форм и ревизии старых. Часто сценическое искусство для многих — как батарейка, от которой хочется подзарядиться. Хотя бы временно утолив тотальную мизантропию, депрессию, эмоциональную опустошенность.

Поэтому, подводя условные итоги театрального сезона (сентябрь-2015/июнь 2016: в поле зрения преимущественно столица), вспомним некоторые важные и принципиальные события, что выделили именно этот сезон. Спектакли, проекты, звезды, образы, явления. Фото на память.

Как дети в школу

Проект известного драматурга Натальи Ворожбит CLASS ACT: Восток-Запад — ориентир на социальный театр. На театр — подобие «скорой помощи»: вовремя приехала и хотя бы временно уняла боль. Адресная аудитория — дети, взрослые. Хотелось бы помечтать, что и взрослые политики — также.

Подростки из разных регионов, с Востока и Запада страны, написали пьесы о войне на улицах и в собственных душах. Взрослые профессионалы эти сюжеты поставили-разыграли в столичном Тюзе на Липках.

Эффект проекта — не только на территории театра. Прежде всего — это территория израненного социума, пространство детской растревоженной мечты.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Качество подростковых миниатюр иногда не уступала уровню взрослой «новой драмы». Конфликтность сюжетов искрила небанальністю, искренностью. Как говорят в Минкульте, успех первого Class Act предусматривает и второй «учебный год».

Лучший социальный театральный проект.

Лета молодые

«Слава Героям!» (совместный проект столичных «Золотых ворот» и Ивано-Франковского театра им. Ивана Франко) небывало популярен у молодежи, хотя сюжет — о героях былых времен, о ветеранах-антагонистов, которые оказались в одной больничной палате. К этой же спектакля — подчеркнутая идеологическая внимание со стороны Минкульта и Украинского института национальной памяти.

В прошлый сезон возник большой репертуарный спрос на «Бабу Прісю» драматурга П.Арье. В сезон уходящего внимание разных театров привлекли его «Герои». Пьесу написано еще до Востока и Крыма. Поэтому ее нельзя назвать ни спекулятивным, ни конъюнктурной. Скорее — пророческой, остро рефлексуючою на наши исторические и социальные темы. Спектакль киевского режиссера Стаса Жиркова эффектнее за некоторые конкурентные постановки (в Мариуполе, Львове). Дедушек в «Воротах» эксцентрично и психологически наполнено играют молодые актеры. Трагическое режиссер тут выворачивает в комическое (и наоборот), оставляя зрителя «наедине со всеми» и с самим собой.

Один из лучших спектаклей сезона; главный актерский дуэт сезона: Дмитрий Рибалевський и Алексей Гнатковский (в ролях хулиганов-ветеранов).

Король развлекается

«Ричард III» в Национальном театре им. Ивана Франко — воспоминание Великого Барда в международный год его памяти; метафорически чрезмерная и чуть архаичная сценілюстрація для некоторых современных политиков-«шекспірознавців» (которые вдруг увидят в главном герое оскал собственного отражения); важная роль для Бы.Бенюка.

Несколько лет Богдан Бенюк искал себя в разнообразии текущего репертуара родного театра. А зачем искать, когда стоит обратить взгляд на шекспировскую наследство? Грузинский режиссер А.Варсімашвілі и предложил украинскому актеру сложную партию короля-супостата.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Коллеги-критики спорят, в полной мере режиссер раскрыл трагикомический потенциал артиста. Впрочем, несомненно одно: это уже одна из важнейших ролей в карьере Бы.Бенюка, принципиальный пункт для статьи в «Википедии».

Артист призван сыграть и шекспировского убийцу, и такого себе современника-политика, для которого связь времен распалась, поскольку эта связь он сам и уничтожил.

Актерское соло сезона.

«Оскар» и его драма

Арт-проект «Оскар и Розовая Дама» (по мотивам Е.-Е. Шмитта) — для тех, кто страдает за невыплаченный кредит; для тех, кто бесится из-за неистовство тарифов и других актуальных проблем. После просмотра этого спектакля (режиссер Г.Держипильский), возможно, перечисленные выше проблемы кажутся мелкими и надуманными по сравнению с настоящим горем, которого касаются герои сценического сюжета.

Это наиболее титулованный проект сезона. Награды сыпались на него как из рога изобилия: «Зеркало сцены», «Киевская Пектораль», премия за лучший благотворительный проект и тому подобное. На основе произведения Е.-Е. Шмитта режиссер смотрит на драму больного ребенка — глазами самого ребенка. Обставляя ее умышленно красочно, солнечно, компьютерно. И даже если краски жизни тускнеют, остается не только боль, а еще и светлая память. Очень мощный социальный потенциал спектакля: собранные средства направляли на помощь больным детям.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Здесь же одна из лучших ролей у актрисы Ирмы Витовской (Роза). Открытие проекта — ивано-франковские школьники Влад Балюк и Марк Кирильчук.

Еще одна сценверсія произведения
Е.-Е. Шмитта — уже на сцене столичного кукольного театра. О этот спектакль меньше писали, но посмотреть ее стоит.

«Оскар» — главный катарсис сезона.

Он ждет на нее

Сторонникам немодернізованої оперной классики; поклонникам золотого сопрано; дипломатическим корпусам различных европейских стран; а также фанатам Джузеппе Верди — «Набукко» в Национальной опере Украины (режиссер А.Соловьяненко).

Апробирована тактика и практика нашей оперы — усиливать премьеры звездами первой величины — снова дала всходы. Очередное явление столице и стране Людмилы Монастырской (Абігейль в «Набукко») — гарантия, что выдающийся голос заставит забыть обо всем позасюжетне (в театре, в жизни), погружая в мир высокого вокального искусства. Ну и что как излишне рукотворные концертные декорации? В опере главное — музыка, голос. Вот и слушайте, пока ездит на родину.

Знаменитая певица уже анонсирована Нацоперою и на новый сезон — в заглавной партии «Тоски».

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

А пока в «Набукко» снова лучший оперный голос сезона.

Уроки польского

«Наш класс» по нашумевшей пьесе Т.Слободзянека (играют на киностудии им. А.Довженко в пространстве DIYA) привлекает прогрессивную театральную сообщество, знатоков современной драмы, адептов актуального, но не радикального театра. Поскольку некоторый радикализм и крайняя мера откровенности — в самой теме, в способе ее изложения польским драматургом.

Поставил пьесу Т.Слободзянека киевский режиссер Сергей Перекрест. Судя по всему, мужчина не пожалел собственных кровных ради современного искусства. Пока что неизвестно, окупился этот проект. Но известно, что он вызвал энтузиазм и хороший отклик театральной общественности. Вот что говорит о проекте продюсер и критик Ярослава Кравченко: «Это спектакль, который нужно смотреть вместо новостей. Ведь именно здесь осознаешь, которое все не новое и циклическое в этом мире — в отношениях людей. И все, что происходит сегодня с нами, предсказуемое. Такое представление — своего рода новоселье для самого театра. Театра не новаторского, без эксцентрики и суперінновацій. Театра классического, традиционного. При этом мощного и совершенного честно».

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Тройной дебют сезона — пьесы, режиссера, театра.

Пришел солдат с фронта

Первая экспедиция культового ирландского драматурга Мартина МакДонаха на большую столичную сцену — «Однорукий» (Киевский Молодой театр, режиссер А.Белоус). Соответственно, этот спектакль как для поклонников модной черной комедии, так и для любителей театра — режиссерского, актерского, психологического.

Удивительно, как эта черная комедия (поставлена без эксцентрики и сміховитискання, а с трагикомическими психологическими переливами), способна пронзить болевые точки даже нашего настоящего. До которого, казалось бы, текст МакДонаха не имеет непосредственного отношения.

Сразу после премьеры, помню, написал о герое пьесы Карлмайкла как о человеке, который находится в далеком командировке — «на войне». Со временем (что приятно) более развернутая и детализированная ассоциация на эту же тему возникла и критика Виталия Жежеры: «В этом спектакле речь идет про оторванные руки и изуродованные души. Наконец, про эту нашу нынешнюю войну. И о том, что она закончится совсем не завтра, потому что началась совсем не вчера».

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Как утверждает в FB один из опытных театральных продюсеров, Молодой театр сегодня — как «Современник» периода расцвета: по количеству звезд на один квадратный метр и насыщенности творческой жизни на трех сценах.

Одна из самых лучших спектаклей сезона; одна из лучших главных ролей — Станислав Боклан (Карлмайкл); лучшая роль второго плана — Дмитрий Суржиков (Мервин).

Игры женщины

«Несравненная» и «Лес» в Национальном театре им. Ивана Франко — двойной бенефис Натальи Сумской, на спектакли которой, как мухи на мед, зрители слетаются роем. Соответственно, это «театр без границ»; театр, что привлекает авангардистов, традиционалистов и просто искренних поклонников.

В премьере «Несравненной», она поет, играет (и играет), раскрывается во всю ширь и мощь актерского бенефиса (режиссер А.Хостикоев). В спектакле «Лес» по пьесе А.Островского (режиссер Д.Богомазов) эта актриса в роли «классической» помещицы Раисы Гурмижської.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Флоренс Фостер Дженкинс с «Несравненной» — пленница собственных грез, сама себе режиссер и сама себе женщина-мечта. Гурмыжская «Лес» — совсем не воплощение «темного царства», а такая себе естетськи вифранчена женщина-неудачница, которая в душе своей, возможно, «актриса», и вот проиграла настоящее счастье, свою единственную большую любовь, воплощенную на сцене Несчастливцевим (А.Хостикоев).

Лучшая актриса сезона 2015/2016.

Мистический Франко

«Украденное счастье».Франко в столичных «Золотых воротах» — все-таки не для школьников (которые изучают пьесу в школьной программе), все-таки не для апологетов трафаретов. Это свободная режиссерская версия для тех, кто увидит в шедевре И.Франко темный мистический водоворот, а потом упірне в него с головой.

В юбилейный год Ивана Франко (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти) этот спектакль появилась вовсе не в «день календаря».

Двери в заснеженную избу Николая Задорожного режиссер Иван Урывский открывает колдовской отмычкой, оставляя позади быт, традиции, влияние корифеев.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Вот что говорит про этот мистический сценический этюд критик Анастасия Гайшенець: «Накануне премьеры у меня возник вопрос: а почему именно эта пьеса и именно теперь? После просмотра все вопросы отпали. Молодой режиссер демонстрирует глубокое понимание материала, а это, вообще-то, главное. Хотя, кажется, это же так просто звучит — «понимать», о чем ты рассказываешь, основываясь на такой известной пьесе. «Украденное счастье» демонстрирует заметный рост Ивана Урывского как режиссера. А Дмитрий Олейник в роли Николая Задорожного открывает глубину трагизма, совсем неожиданную от вчерашнего студента. Спектакль наполнен вдохновением, особой манерой адаптации классического текста и оригинальной сценической лексикой».

Самая искренняя интерпретация украинской классики.

Хорошії «гости» у меня…

Этот «спектакль» для тех, кто ее написал, кто в ней участвует, кто еще не понимает, что завтра — тишина или вечный праздник? Спектакль называется «Контрактная система», задействованы все.

Естественно, эта так называемая спектакль не предусматривает маститых драматургов абсурдистского направления. Таких как С.Беккет, Е.Ионеско. Ведь пьесу писали — буквально на коленях — и в Минкульте, и в парламенте. (В этих местах тоже хватает мастеров специфического жанра.) Одни восприняли раскрученный сюжет, то есть переход на якобы новые рельсы театрального строительства — с энтузиазмом. Другие — выжидают. Третьи — накапливают энергию.

Очевидно, интересные мизансцены в этих самых «Контрактах» появятся, когда одним подпишут, а другим не подпишут договор о взаимной любви.

Уже этим летом африканская жара вокруг муниципальных театров, спрос на которые со стороны претендентов на корону), как никогда, активен.

Чем закончится спектакль — увидим. Главное — чтобы финал не был таким, как в А.Чехова: «Человека забыли».

Здесь номинация — резонанс сезона.

Курс психологии

За короткий срок — сразу несколько постановок в самых популярных театрах. Такой персональный рекорд молодого режиссера Дмитрия Весельского. В этом сезоне он поставил произведения Вины Дельмар («Уступи место!», Киевский Молодой театр) и Анны Яблонской («Язычники», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). Кажется, он нашел своего зрителя — поклонника психологической драмы, которая с каждым сезоном становится все дефіцитнішою.

Премьера в Молодом — море слез: зрители в зале два часа подряд рыдают над несчастной судьбой старых родителей и их непутевых детей. Премьера на Левом — интересный психологический кульбит, что превращает драму «безверие» на утверждение Веры.

Если все правильно сходится в моем следующем предположении, именно этот постановщик немного дистанцируется от своих сверстников. А именно — желанием играть в щемящий театр, в театр сердечный.

Возможно, такая тяга к психологическому начала — от его учителей Эдуарда Митницкого и Андрея Белоуса.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Возможная номинация: трепет сезона.

Лишь она, лишь она…

Здесь с адресной аудиторией абсолютно все понятно. Она должна быть платежеспособной, не очень требовательной, любить сериальных звезд в афише, ценить неприхотливость и даже банальность режиссерских построений. Это часто аудитория современной украинской антрепризы.

В театральном словаре Патриса Пави (1991) бесполезно искать это волшебное слово. В словаре есть, например, «автомазія», «антракт», «антропология». А «антрепризы» — нет.

Зато во всех своих модификациях она невероятно активная и в нашем сезоне. Антреприза — царица и кормилица украинской сцены. Голод, холод, тарифный террор, стихийные бедствия, политические катаклизмы — все это заставляет режиссеров даже первой лиги (таких, как Д.Богомазов) становиться временными союзниками этой самой антрепризы.

Внешне в таком развитии театрального промысла нет ничего позорного.

А внутренне? Если имеем в виду внутреннее художественную жизнь театра, тогда, естественно, остаются вопросы на полях.

Ведь пока что (в этом антрепризном направлении) и актерские, и режиссерские удачи — дефицит.

Впрочем, сомнительный продукт — признак не только антреприз, но и многих репертуарных театров. И если начну вспоминать их «шедевры», устанут пальцы и клавиатура.

Поэтому нынешняя «Антреприза» как явление, как мировоззрение, как экономика, как обогащение и обнищание (духа) — исключительно дело вкуса и личного выбора.

Такая «реальность сезона» — необходима здесь номинация.

Звуки музыки

Эпохи крупных депрессий (а можем частично и здесь у нас говорить о такой) постоянно провоцируют влечение масс к «звукам музыки», до красочного маскарада. И вот столичный Театр оперетты именно и оказался в нужном месте и в нужном времени. Массы поголовно потянулись к арии Кальмана и Рябова.

На недавнем круглом столе, посвященном проблемам музыкального театра, с уст аналитиков прозвучала важная информация. Согласно последнему социсследованию, проведенному среди киевлян, большинство из них настроены преимущественно на музыкальный театр. В частности на мелодичную столичную оперетту (художественный руководитель Богдан Струтинский.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

В продвижении себя и жанра этот театр действительно сделал заметный рывок-кульбит, о чем свидетельствуют полные залы и финансовые показатели. И тут уже дело критика — рассуждать о причинах спроса и предложения. А дело слушателя — умиляться на музыкальных сказках для взрослых. Чем, по сути, и есть репертуар мюзикловий, опереточный.

Номинация: безоблачность сезона.

Хороший, злой», «дикий»

Сезон ознаменован рождением новых актуальных театральных промыслов. Среди таких — «Дикий театр». Его аудитория — преимущественно айтишники, фейсбучники, состоятельные студенты творческих вузов. Одно слово, прогрессивная молодежь. Не по штатному расписанию «главный режиссер» в «Диком театре» — Максим Голенко.

Он заметно утверждает себя в сезоне. И в связи с проектами «Дикого театра», и в связи с МакДонахом в «Золотых воротах» («Королева красоты»). И в связи с успехом в Магдебурге, где режиссер осуществил сценическую версию «Вия» с немецкими актерами.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

«Дикий театр» — важный ньюсмейкер, символ рождения новых театральных организмов. Естественно, некоторые из них выживут, остальные — растворятся. Хорошо, что процесс пошел, рождая новый театр: злой, хороший, «дикий», разное.

Прорыв сезона, нарыв сезона, симптом сезона.

Сначала была слава

Опера-реквием IYOV режиссера Влада Троицкого (композитор Роман Григорьев) — пристанище для творческих нонконформистов, экспериментаторов и умеренных радикалов.

Впервые опера представлена в сентябре 2015-го на Gogolfest, затем — в США, Китае и Австрии.

Этим летом ее услышали в Ивано-Франковске на фестивале Porto Franko Gogol Fest. В основе — книга святого Иова из Ветхого Завета. Проект построен на сочетании библейских и латинских сакральных текстов, музыки для рояля, ударных, виолончелей.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенець: «Владислав Троицкий имеет уникальный дар — ощущение момента. Странным образом его библейская опера-оратория резонирует с настроением на пороге безверие, которое охватило наш социум именно в момент его премьеры. Лаконизм и містеріальний характер — главные особенности этого проекта. И тот факт, что новая музыка композиторов Ильи Разумейко и Романа Грыгорива нашла своего слушателя, не может не вдохновлять».

Благая весть сезона.

Вырастешь ты, сын

Спектакль для беспокойных мамочек и их нервных сыновей-подростков — «Это все она» в Киевском Молодом театре.

На международном фестивале «Мельпомена Таврии» эксперты высоко оценили (и даже наградили дипломом за исполнение лучшей мужской роли) молодого актера Олега Коркушка за главную роль в камерной постановке. Ранее актер, еще в статусе студента, вышел на профессиональную сцену театра в «Жаре» за И.Буниным. Теперь — полноценный дебют.

Юный артист не теряется рядом с известной Риммой Зюбиной. Он умышленно вступает с ней в активное эмоциональное соревнование. Что предполагает сюжет — рассказ о опасный психологический поединок уставшей матери и ее неприкаянного сына-подростка.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Артист убедителен в сценах, когда удаляется, когда приближается к своей матери и к своей виртуальной любви. Здесь образец задиристой юношеской, но одновременно и взрослой осмысленной актерской игры — по гамбургскому счету.

Лучший актерский дебют сезона.

Вера… И имущества!

Нерепертуарна, но принципиальное событие сезона — активизация театрального строительства на Андреевском спуске. Сверху дали зеленый свет строительству практически нового помещения для многострадального Театра на Подоле (художественный руководитель Виталий Малахов).

Интересно, что сакральные строительные возгласы («Вера! Имущества!») прозвучали из высшего эшелона власти (в подчинении которого — популярная кондитерская империя).

Дом обещают сдать в конце 2016-начале 2017 г.

Театр. Фотосесія (DT.UA підбиває підсумки сезону)

Дай-то Бог. Ждем.

 

Надежда сезона — получить, как конфету, современный театр (оборудован по последнему слову техники).

 

Особая благодарность за творческие предложения в составлении «Итогов сезона» —Анастасии Гайшенець, Людмиле Олтаржевській, Юлии Бірзул, Виктории Илькив, Алле Підлужній, Ярославе Кравченко.

Источник

Добавить комментарий