«Тартак». Возвращение

"Тартак". Повернення

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

"Тартак". Повернення

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

В начале декабря легендарная группа «Тартак» большим концертом в киевском клубе Sentrum отметила 20-летний юбилей на украинской альтернативной сцене. До отказа заполненный зал, десятки друзей-артистов, бывшие участники группы, трехчасовая концертная программа, целая обойма хитов.

На часах — 19:02. «Тартак» выходит на сцену. За 20 лет публика привыкла к пунктуальности луцких музыкантов, — поклонники приходят на концерты вовремя. Коллектив во главе с Александром Положинским решает начать выступление с композиции «МікрOFF/Опна перевірка» в дуэте с лидером херсонского группы «Роллікс» Дмитрием Игнатовым. Первое впечатление немного испортили откровенно плохой звук и неоправданная участие шоу-балета. Эта песня отражает настроения альтернативной сцены начала
2000-х, а потому не нуждается причесаності.

Продолжил «Тартак» не менее драйвово, — публика тепло восприняла проверенные временем «Заблуждение» и «Репанк». Накатила ностальгия во время исполнения «Оля-ля» — одной из первых композиций коллектива. С ней музыканты победили на фестивале «Червона Рута» в 1996-ом.

Разнообразие юбилейной концертной программе придало возвращение клавишника, бывшего двигателя группы Андрея Благуна. Андрей оставил «Тартак» в 2015-м, отправившись искать лучшей судьбы за океаном. Обнадеживаться поклонникам коллектива особо не стоит, — музыкант, скорее всего, оставаться в Украине не планирует. В последнее время «Тартак» концертировал без Благуна. Нигде правды дети, группа потеряла едва ли не самую надежную свою опору. Из-за отсутствия клавишных немало композиций выпали из репертуара, другие же звучали неполноценно.

Зажигательный «привет» с конца 1990-х — начале 2000-х прерывает ряд остросоциальных композиций. Однажды вокалист культовой британской группы The Who Роджер Долтри сказал: «Печально, но рок зашел в тупик. О важном сегодня говорят только рэперы». Слова Долтри очень четко характеризуют творчество «Тартака». За 20 лет своей деятельности музыканты заслужили статус художников, «которым не безразлично».

Александр Положинский чувствует дух времени. Наибольшая ценность его творчества — в откровенных, часто «неудобных» текстах. Искрометный речитатив под жесткие и прямолинейные гитарные партии — взрывная смесь рок-музыки и хип-хопа — всегда находили отклик в сердцах тех, кто жаждал настоящего.

"Тартак". Повернення

«Мой рыцарский крест», «Не говоря никому», «Никто, кроме нас», «Голос крови»… Эти простые, инструментально неприхотливы композиции благодаря своей чрезвычайной энергетической силе стали голосом неравнодушного поколения. Голосом тех, кто не чурается ответственности и готов защищать свое — на страже собственного сердца или в промерзших окопах Донбасса.

Песню «Не говоря никому» музыканты исполнили совместно с Арсеном Мирзояном. Композиция, записанная 9 лет назад с Андреем Пидлужным, наделавшая немало шума в музыкальных кругах. Причина — посвящение «братьям по оружию и грядущим поколениям». Видеоклип музыканты презентовали 14 октября 2007 г. на концерте, посвященном 65-й годовщине основания Украинской повстанческой армии. Один из главных героев клипа — фотокорреспондент и боец добровольческого батальона «Айдар» Виктор Гурняк — погиб в октябре 2014-го на Луганщине…

Юбилейный концерт «Тартака» отличился немалым количеством приглашенных артистов. А потому действо понемногу превращалось в чуть измятый, но фееричный концерт-«солянку». Песню «Ты подумай», которая в свое время помогла выбраться из депрессивного состояния не одному поціновувачеві творчества «Тартака», музыканты исполнили вместе с певицей MamaRika (Анастасия Кочетова). На сцену выходили Анатолий Говорадло («Нет, я не ту кохав»), Katya Chilly («Над облаками»), коллектив AstartA («Черноморец», «Мой народ»). Положинскому было откровенно тяжело перестраиваться, искать нужные слова и делиться эмоциями с присутствующими.

Одна из немногих коллабораций, органично сложилась, — совместное исполнение «Безумных танцев» с коллективом «Танок на Майдане Конго». Фагот (Олег Михайлюта) и Фоззи (Александр Сидоренко) добавили этой песни уличной настроевы конца 1990-х. На мгновение показалось, что каким-то непостижимым образом столичный клуб превратился в андеграундное действо в одном из подвальных помещений Луцка.

Достойным также выдался дуэт с Андреем Хлывнюком, лидером группы «Бумбокс». Совместная композиция «На крыше» — один из самых удачных образцов украинского хип-хопа 2000-х.

Самым приятным сюрпризом вечера стало возвращение (правда, одноразовое) бывших участников «Тартака» — Андрея «Мухи» Самойло и Валентина «Валика» Матиюка. В начале 2005-го они покинули коллектив, сосредоточившись на совместном с Хлывнюком проекте «Бумбокс». Тогда и между двумя коллективами пробежала черная кошка. Через 10 лет, переступив несогласия, музыканты вышли на сцену вместе.

Именно с таким составом грустили те, кто рос на пластинках «Тартака». Их оказалось немало. Возраст большинства людей в зале — 25-40 лет. Ничего удивительного: группа никогда не пыталась актуалізовуватися музыкально, а потому завоевывать современного слушателя удается все труднее.

Не состоялось, к сожалению, наиболее вожделенного возвращения «Тартака». Публика не увидела того коллектива, который начинал свой путь в конце 1990-х, — непредсказуемого, екстраваґантного, по-хорошему сумасшедшего, откровенно андеграундного. Кто знает, возможно, мы уже никогда его таким и не увидим…

Источник

Добавить комментарий