Талант и трагедия Марка Черемшины

Талант і трагедія Марка Черемшини

Исполняется 90 лет со дня смерти классика украинской литературы, общественного деятеля Марка Черемшины (настоящее имя — Иван Семанюк).

Судьба отмерила ему короткий век — 52 года. Он не смог остаться в стороне от драматических событий, когда вершилась новая история украинской государственности. Весной 1919-го румынские войска заняли Покутья. Адвокат Иван Семанюк с делегацией ЗУНР выехал для переговоров, чтобы избежать кровопролития. Но румыны задержали их, ограбили, а потом начали наступление. «Пули звенели нам под мышки, и тогда я бросился в придорожный ров с водой и перележал здесь в студеной воде с час, и с той перестуди заболел на почки и до сих пор с той упрямой болезни вилічитись не могу…», — напишет писатель в автобиографии. Болезнь почек дала осложнение на сердце и вызвала преждевременную смерть.

Талант і трагедія Марка Черемшини

Марко Черемшина

В просторном доме в центре города Снятын на Прикарпатье, где прошел наиболее активный период жизни и творчества писателя, до сих пор царит необычная атмосфера, как будто все происходило совсем недавно. О том, почему стоит открыть для себя имя выдающегося украинца, разговариваем с многолетним директором литературно-мемориального музея Марка Черемшины в Снятыне, автором книги «Марко Черемшина в воспоминаниях, документах и материалах» Русланой Кірєєвою.

— Госпожа Руслана, по вашему мнению, общественная деятельность была призванием Марка Черемшины как интеллигента или он просто подражал своих друзей по коломыйской гимназии Василия Стефаника, Леся Мартовича, Василия Равлюка и других?

— У него был деятельный характер, его, говоря по-народному, повсюду было полно. Василий Стефаник и Марко Черемшина придерживались того мнения, что мир изменится только тогда, когда гражданство будет сознательное и бороться за лучшую жизнь. Еще будучи студентом юридического факультета Венского университета, Марко Черемшина сразу включился в общественно-культурной жизни австрийской столицы, где училось много украинской молодежи. Он записался в общество «Сич» и одновременно был активным участником обществ «Семья» и «Прогресс». В львовских архивах я нашла письмо, датированное 1900 годом, где студент Иван Семанюк просит неназванную личность посодействовать в организации Шевченковских праздников, ибо, по его словам, Шевченко — это гений всего украинского народа, украинцев по обе стороны Днепра. И все должны знать, что Украина расположена в центре Европы и отличается высокой культурой.

Впоследствии Марко Черемшина организовал общество «Сич» в городке Делятин, где работал помощником адвоката Николая Лагодинського. А в 1912 году, после переезда в Снятын, стал заместителем председателя уездной «Просвещения». В следующем году он вместе с Василием Стефаникоморганізував в Снятыне общество «Сельский хозяин». Прошло немного времени, и Марка Черемшину избрали председателем этой организации. Он и побратимы пытались разбудить национальное и социальное сознание крестьянина, побудить его к улучшению условий своей жизни. Мне кажется, что таким было задание всей покутской троицы — Василия Стефаника, Марка Черемшины и Леся Мартовича.

— Когда Марко Черемшина переехал в Снятына и основал здесь адвокатскую канцелярию, Василий Стефаник хвастался в письме к Леся Мартовича: «Вот теперь я разбогател в уезде. В одном лице приобрел себе не только друга-писателя, но и юриста». Какими делами вошел в историю Марко Черемшина как адвокат?

— Адвокатская деятельность Ивана Семанюка мало изучена. Но известно, что он защищал преимущественно крестьян, ибо был убежден, что простой холоп и господин в судебной канцелярии должны иметь равные права. Марко Черемшина отстаивал интересы членов «Просвиты» и «Сельского хозяина», потому что польская власть часто их нарушала. Архивные материалы из Ивано-Франковска подтверждают, что за деятельностью Марка Черемшины следила полиция, потому что он выступал за открытие украинского университета во Львове, защищал права украинского языка.

— Уже в первом сборнике из 15 новелл «Зарубки», которая вышла в 1901 году в Черновцах, Марко Черемшина изобразил отчаяние, безнадежность крестьянина в условиях Австро-Венгрии, что нередко толкало его к кровавой мести. Но похожие мотивы встречаем и в творчестве Василия Стефаника. То в чем заключается новаторство малой прозы Марка Черемшины?

— Несправедливо считать, что Марко Черемшина подражал Василия Стефаника. Гуцульские мотивы новелл Черемухи отличаются от покутских произведений Стефаника. Тематика у них общая — крестьянская. Но Стефаник писал трагично, отшлифовывая каждое слово, а Марко Черемшина — с бессознательной иронией, как высказался о его творчестве Дмитрий Донцов, с легким юмором, немного оптимистично, несмотря на все невзгоды крестьян.

Даже в первом произведении — драме «Невменяемые», где показан конфликт отцов и детей, уже слышится легкая ирония. Не зря Михаил Грушевский, давая положительную оценку драме, советовал переделать ее на комедию.

В новеллах Марко Черемшина мог одновременно изобразить гибель людей и танцы. У него песни с ироничным содержанием, почти в каждой новелле есть частушки. Все это Марко Черемшина вынес из детства, когда воспитывался у деда, о чем вспоминал: «Я вырос среди песен, сказок и свирелей, вдыхал их в себя и выдыхал ними». Он слышал рассказы гуцулов, которые приходили к деду с бабой, и те события пытался воссоздать в новеллах.

— Советская власть широко пропагандировала творчество Марка Черемшины, потому что писатель описывал притеснения простого люда сначала австро-венгерским, а затем польской властью. Поэтому произведения Марка Черемшины выходили десятками тысяч экземпляров. Почему в период независимости о творческом наследии писателя
забыли и перестали переиздавать?

— Если не ошибаюсь, в независимой Украине последнее издание произведений Марка Черемшины получилось в Ужгороде, а в столичном издательстве «Радуга» появилась книжечка для детей «Чічка». Вот и все. Несправедливо, что творчество Марка Черемшины, как и Леся Мартовича, изучают по школьной программой по украинской литературе лишь обзорно. Студенты тоже мало изучают его творчество. От этого много теряет украинская культура, потому что дети уже с детства должны знать таких великих писателей. Наверное, именно ученые-литературоведы должны проявлять инициативу по переизданию произведений Марка Черемшины, который является заметной величиной в украинской литературе.

В книге «Марко Черемшина в воспоминаниях, документах и материалах» я пыталась вместить эпистолярные произведения писателя, среди которых переписка с Дмитрием Дорошенко, Дмитрием Донцовым, Сенем Горуком и другими деятелями, имена которых в советское время замалчивались. Ведь до сих пор не были собраны вместе воспоминания о Марка Черемшину. Насколько имя Марка Черемшины стало более открытым, об этом судить вдумчивым читателям.

Источник

Добавить комментарий