Свет и «Тени» Параджанова

0
137

Світло і "Тіні" Параджанова

 

В «Мыстецьком Арсенале» разгорелся масштабный музейный проект — «Тени забытых предков. Выставка». Это посвящение культовому фильму Сергея Параджанова. Сама картина давно стала легендой, опознавательным знаком украинского кино. А триумф ленты превратился в трагедию самого режиссера: зависть, преследование, судилище, тюрьма.

Работа над этим музейным проектом объединила арт-центр «Я Галерея», компанию FILM.UA Group, благотворительный фонд Бориса Ложкина и, конечно, «Мистецький Арсенал», в пространстве которого эта выставка продлится до 10 апреля.

Киевская премьера «Теней забытых предков» состоялась 4 сентября 1965 г. Это была для многих памятная премьера. Поскольку Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил, Василий Стус прямо в зале обратились к присутствующим с просьбой встать в знак протеста против арестов украинских интеллектуалов. Таким образом, легенда «Теней» имеет политическую окраску.

Про сам фильм написано горы литературы, эта лента — неисчерпаемый источник для диссертаций, монографий, эссе. «Фильм Параджанова — это не музей. Это философское размышление на тему места отдельного человека в обществе. Параджанов открывает в фольклоре, в обрядах своеобразный ритуал, в рамках которого общество реагирует на трагедию отдельного человека. Такой ритуал вырастает из общественного подсознательного стремления упорядочить индивидуальный беспокойство, чтобы концепция человеческой судьбы оказалась в пределах гармоничной целостности, в пространстве стереотипа…» Это мнение о фильме Януша Хозяева.

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

Нынешняя выставка в «Арсенале» — путешествие в разные «зоны» самого фильма, 9 залов экспозиции — 9 локаций. Создатели выставки предполагают разные ракурсы, разные взгляды на этот фильм. Есть раскадровка, сделанное самим режиссером. Представлены также неизвестные работы художника картины Георгия Якутовича. Есть фото Тиберия Сильваши: он был волонтером на съемках. Поклонники фильма найдут интересные пробы: на главную роль Ивана Параджанов рассматривал также российского актера Геннадия Юхтіна (его, фактически, был утвержден), но впоследствии роль досталась Ивану Миколайчуку. Легенда киностудии им. Александра Довженко — художник Лидия Байкова: она создала костюмы для картины. И, как известно, музыка фильма — это и голос Карпат, и мелодии Мирослава Скорика.

В пространстве «Теней» также работы современных художников — Антона Логова, Андрея Хира, Тиберия Сильваши, Николая Малышко.

Гость и непосредственный участник проекта — известная украинская актриса Лариса Кадочникова, сыгравшая в «Тенях забытых предков» одну из главных ролей — Маши.

— Лариса Валентиновна, вы, конечно, знаете, что Гарвардский университет включил «Тени забытых предков» и «Цвет граната» Сергея Параджанова в список фильмов, обязательных для просмотра претендентам на кандидатскую степень в кінознавстві… то Есть во всем мире Параджанов продолжает вызывать интерес.

— Конечно, знаю об этом. Чрезвычайно рада, что в мире картина не стареет, а наоборот, живет своей жизнью. Поражает, что есть постоянный интерес к «Теней». До потрясающего режиссера. И в целом к украинской поэтической классики.

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

— И все-таки, в чем секрет магического притяжения этого фильма?

— Думаю, причин несколько. Во-первых, большой интерес к самого Параджанова. Ведь еще при его жизни считалось, что этот человек уникален. Даже «гениальная». Кустурица назвал «Тени забытых предков» лучшей картиной мира, а Сергей Параджанов — один из его любимых режиссеров.

Еще одна причина неувядаемой интереса к «Теней» — в том, что наше украинское кино сейчас совсем не на высоком уровне (по сравнению с мировым кинематографом). Поэтому и наблюдается активный интерес к таким шедеврам, как «Тени», в других ярких картин украинского кинематографа того времени.

Ведь тогда, в 60-тых, был период ренессанса украинского кино. Весь мир говорил о нашем кино.

И теперь, где бы, на каком мероприятии я не была, узнав, что есть Маричка из «Теней», люди просто хотят прикоснуться ко мне уже как к символу, как к счастливому талисману.

В фильме сложился потрясающий тандем — я, Иван Миколайчук (Иван и Маричка). Наших персонажей называли «Гуцульские Ромео и Джульетта».

Недавно я побывала на выставке Ольги Петровой, туда пришли студенты, совсем молодежь. Мы говорили с ними о «Тени». Так что фильм живет своей жизнью, если завораживает сердца юных поклонников Параджанова.

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

— В «Тенях» роль Палагны сыграла актриса Татьяна Бестаєва. Вам известно, что с ней теперь? В последнее время о ней почти не слышно…

— Татьяна училась со мной на последнем курсе Вгика, но была старше. Это одаренная, характерная, мощная актриса. У нее в роду сплетение нескольких национальностей. В молодости была очень красивой, чувственной, одно слово — сильное актерское начало.

Ее творческая судьба сложилась. Она сыграла много ролей в театре Моссовета, в кино.

Но чтобы дружить — то я никогда с ней тесно не дружила. Просто общались. Даже после успеха «Теней» мы никогда вместе не ездили на презентации фильма. Помню, праздновался юбилей «Теней» в Москве — в Театре Параджанова. Она хорошо выступала. Мы общались. Но наши пути разошлись.

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

— Лариса Валентиновна, недавно вы представляли уникальные коллажи, посвященные Параджанову, в одном из киевских музеев. Почему эти произведения искусства не выставлены в проекте «Мистецького Арсенала»?

— По нескольким причинам. Хотя тот факт, что эти коллажи не будут представлены на открытии выставки, немного оскорбляет меня…

В «Мыстецьком Арсенале» это объяснили тем, что, мол, коллажи уже выставлялись в другом месте, а все, что представлено на выставке, посетители увидят впервые.

Хотя… Меня уже давно ничего не удивляет в вопросах этики нашего нынешнего творческой жизни.

Пожалуй, всем известно, что сам режиссер относился ко мне чрезвычайно тепло. Тем более я создавала коллажи, посвященные Параджанову, используя вещи, подаренные им самим.

Однако впоследствии в «Арсенале» все же пошли мне навстречу. И предложили уже 3 апреля сделать мой авторский вечер в рамках экспозиции. За что спасибо.

В наше время надо находить во всем положительные моменты, — мой вечер будет отдельным, эксклюзивным…

Создавать «параджановські» коллажи мне помогал один из талантливейших художников — Игорь Горяний (долгие годы жил в Америке). Он современный художник, уникальная личность.

Мы работали четыре месяца. Создали 13 коллажей. У нас было полное творческое единение. Мы, будто играя, создавали свои работы.

Игорь — полностью творческая личность. И никоим образом негативно не отреагировал на тот факт, что наши коллажи не будут представлены на открытии в «Арсенале». Главное, что эти работы удачные.

— Вы сказали, что в этих коллажах использовали вещи, подаренные лично вам режиссером.

— Да, это так. Например, шаль золотистого солнечного цвета. Сергей Иосифович вернулся после тюрьмы и очень болел, однако начинал снимать новую картину в Баку. Я ему позвонила. Говорю, планирую провести творческий вечер в Доме кино. И он прилетел специально из Азербайджана. Вел вечер Николай Мащенко. Сергей привез, как всегда, много подарков — вино, фрукты. Но… был уже очень болен. Во время вечера сидел и молчал.

А в конце вышел на сцену, набросил мне на плечи эту шаль солнечного цвета. Сказал несколько слов и вышел.

И эта шаль — в крупнейшем коллажи вместе и поясом, другими украшениями, подаренными Параджановым. Также на этой работе много фотографий людей, которые помогали Сергею выйти на волю.

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

— Прошло более полувека со дня премьеры «Теней». Кажется, сегодня выходит множество фильмов. Но «Тени» сняты как будто вчера…

— Знаете, сейчас снимается много сериалов, фильмов — и все в бешеном ритме. И нет личностного подхода к каждому актера, который был у Параджанова.

В «Тенях» каждый художник на площадке максимально выкладывался — и оператор Юрий Ильенко, и художник Георгий Якутович и другие. Это была команда, которая не похожа на нынешних киношников.

Но и результат очевиден. Ведь каждый кадр в «Тенях» — произведение искусства. Картина снималась не за пять минут, а неделями. Многое перезнімалося. Работалось сложно. Требования были фантастические.

Я ничего плохого не говорю о современных фильмах, в мире снимается потрясающее кино. Но «Тени забытых предков» — эксклюзив. Недавно после показа фильма в Лондоне англичане в один голос сказали: такой красоты изображения в кино они давно не видели!

Світло і "Тіні" Параджанова

Василий Артюшенко, DT.UA

Они выходили из зала со слезами на глазах. Одно слово, картина вызвала потрясающий интерес. Я была приятно удивлена и поражена проявлением эмоциональности, вопреки распространенному мнению о сдержанности англичан.

Источник