Судьба актера — в женских руках

Доля актора —  у жіночих руках

 

Предложение порождает спрос. На украинском кінотелеринку, который оживил в последнее время производство собственного кинопродукта (в связи с запретом продукции из РФ), заметен небывалый спрос на отечественных актеров. Те, кто годами сидел закулисных закоулках выходил на сцену с подносом («Кушать подано!»), теперь пытаются выйти на первый план, на главные роли. Отдельные претендуют на статус «властителя дум» или хотя бы сериального фантома.

В связи с этим та же «предложение» порождает дополнительный спрос и утверждает социально значимый статус такого рода человеческой деятельности, как «кастинг-директор» (в кино — и телепроизводстве).

От зоркого глаза и честного желания кастинг-директора довольно часто зависят судьбы и зарплаты наших разных артистов. Среди которых есть и куклы из театра «Карабаса-Барабаса», и настоящие мастера своего дела (иначе бы им не платили бешеные деньги за один съемочный день).

По некоторым наблюдениям, в нынешней обойме украинских актеров, которые активно обрабатываются (по крайней мере за ними серьезно наблюдают различные кастинг-директора), значится около
8 тыс. творческих единиц.

Цифра не большая, но и не маленькая, она реальная. Если сравнивать с актерским рынком РФ, Германии или США.

Сегодня наши кастинг-директора преимущественно забрасывают нежные щупальца в актерские закрома столичных театров. И только-только они стали подбираться к золотых приисков региональных театров.

Собственно, сам формат этой профдеятельности — кастинг-директор — с бывшими советскими нормативами, раньше назывался проще и скромнее: ассистент по актерах. Вездесущие ассистенты неутомимо исследовали горные вершины и даже дно морское в поисках очень интересных индивидуальностей.

Таким образом, в разное время находились просто неповторимые провинциальные уникумы. Такие, как Андрей Болтнев, который переиграл героев и антигероев в театральной провинции. Или замечательный уникум Владимир Толоконников, выловленный ассистентами из провинциальных глубин, который впоследствии сыграл незабвенного Шарикова в «Собачьем сердце» Владимира Бортко.

Ассистент по актерах — не только строчка в титрах (или профессиональная направленность). Киноведы знают, что, например, Эльдару Рязанову угадать точных актеров всегда помогала его вторая жена — Нина Скуйбіна. Она постоянно угадывала то с Валентиной Талызиной, которая стала троякою в рязановской «Иронии судьбы», то с Алисой Фрейндлих, на которую мастер охотился в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) много лет, пока наконец не захватил «Служебным романом».

Истории успешных кастинг-директоров (они же ассистенты по актерах) всегда полны интересных фактов актерских открытий и неожиданных встреч.

Множество таких историй рассказала Инна Ізраїлівна Штеренгарц — знаменитый кастинг-директор, которая много лет работала с Владимиром Хотиненко. Только для хотиненківської «Гибели империи» она изучала таланты и типажи 500 исполнителей! И на киевской киностудии им. Довженко, пока она еще была студией, а не пустотой, в свое время тоже трудились замечательные мастера своего дела.

В современном прокатном кинопроцессе, правда, режиссеры более трепетные в своих «галатей», до тех, кого собираются создавать. Например, Мирослав Слабошпицкий для «Племени» искал актерские кандидатуры совместно с женой. Не только потому, что никому «не доверяет», а потому что свой глаз — алмаз.

Думаю, даже без опытного кастинг-директора мог бы обойтись и Александр Итыгилов, который построил для нового фильма «Сказка старого мельника» настоящую star-линейку. Собрав в этот детский фильм весь хит-парад украинского театра, кино и телевидения: Ирма Витовская, Владимир Горянский, Остап Ступка, Ада Роговцева и многие другие.

Доля актора —  у жіночих руках

Сказка старого мельника

Кастинг-директор — в современном украинском кінотелевиробництві — женский профиль. Именно в нежных женских руках — судьбы многих актеров (талантливых и бездарных), которые стремятся выбиться в люди.

И им есть за что «биться» и за чем выбиваться. Если актерская зарплата в театре — 2 тыс. грн. (на месяц). И точно такая же цифра может быть только за один съемочный день.

В Украине уверенно и активно утверждают миссию кастинг-директора прекрасные дамы: Алла Самойленко, Елена Прилипко, Яна Бернадская, Юлия Носачкова, Вероника Солнцева, Кристина Коршикова, Тина Браганець

Для успешного кастинг-директора важны несколько отличительных черт. Угадать и разглядеть (нужного актера, который, вспыхнув, не погаснет). Быть компромиссным и, когда надо, — бескомпромиссным (с продюсером и режиссером). Быть человеком, не только системной в производстве, но и творческой, которая знает актерский рынок, смотрит премьеры.

Одна из определяющих черт здесь — творческая и человеческая интуиция. Она и помогает — угадывать, разгадывать, кого надо зажигать.

Как правило, многие кастинг-директоров выходят из одной шинели — «киноведение» или другое «знавство» (согласно специализации в тех или иных вузах).

Но на «знавстві» много не заработаешь. Да и кого и куда сегодня «назначать» — в настоящем искусстве? Поэтому судьба и назначает многих — в кино — телебизнес. И многие — именно там находит себя.

Успешный кастинг-директор
FILM.RU Group Елена Прилипко много лет работала в Театре драмы и комедии. Закончив «знавство» в «Карпенко», она дошла до должности заместителя директора левобережного театра. Потом жена Ахтема Сеїтаблаєва — Иванна Дядюра — захватила Алену работой в сериале «Сердцу не прикажешь». И душа нашла свое призвание.

— Женская аудитория должна влюбиться в героя на экране, а мужская — влюбиться в героиню. Мужчин любят видеть мужественными, а женщин — красивыми и трогательными. Часто на главные роли нужны медийные лица, или, наоборот, канал просит, чтобы это были новые лица. Все зависит от конкретных требований конкретного проекта, — рассказывает Елена Прилипко (портал «Хочу»).

В ее практике был случай, когда хотела уговорить сыграть важную роль в фильме «Дело было на Кубани» самого Богдана Ступку. Приходила к гению, обсуждали сценарий. И, поскольку актер был занят в другом проекте, в «Кубани» появился замечательный Иван Краско. И — очень точное попадание. Кастинг-директор не ошибся.

Тем временем, по мнению Елены Прилипко, бывают и принципиальные разногласия с режиссерами. Даже с такими мэтрами, как Владимир Краснопольский. Кастинг-менеджер до сих пор не согласна с постановщиком относительно нескольких кандидатур для фильма «Дом с лилиями». Хотя сериал давно на экранах. И собраны весомые рейтинги.

Украинский кастинг-директор Яна Бернадская рассказывает DT.UA:

— В сериальный кастинг важно подобрать крепких профессиональных актеров, с которыми, что называется, будешь «спать спокойно». То есть, при сериальном выработки в среднем 20-25 минут на смену, нужен актер техничный, с хорошей памятью, актер трезвенник… В прокатном кино, где выработка меньше и подготовительный период длиннее, у кастинг-директора есть время и для размышлений и для поисков. Можно брать новичков и крупных звезд, поскольку для этого предполагается и больше времени, и больше денег…

— Какие сегодня главные «вакансии» в отделе украинских актерских кадров? Кого не хватает, на кого дефицит?

— Пожалуй, главная вакансия нашего кино — герой. Особенно 30-40-летний герой. Если с гострохарактерними типажами у нас дела лучше, то герой — это просто обморочное состояние для любого кастинг-директора! Поиск такого героя, а тем более его открытие для экрана — отдельный сериал…

— А в чем причина? Неужели земля украинская больше не рождает настоящих героев для сериалов?

— Видимо, причина — в нашем театральном институте. В отсутствии хорошей школы и хороших педагогов (за редкими исключениями). Педагоги в наших театральных вузах не понимают, что актер театральный и киноактер — все-таки две большие разницы. На киноактера надо учиться. Недаром в РФ существует ВГИК. А в нашем институте никто не учит молодежь, как существовать в кадре, как взаимодействовать с партнерами, как» держать крупный план, в конце-концов…

Одно слово, если с «высшим актерским лигой» зрители и кастинг-директора уже как-то определились, то с поиском новых, настоящих героев, как выяснилось, — просто беда. Напомню, что до «высшей лиги» (с соответствующими гонорарами) у нас входят: Станислав Боклан (пожалуй, единоличный лидер по спросу и запросами), Ада Роговцева, Владимир Горянский, Александр Кобзарь, Дмитрий Суржиков, Виктор Сарайкин, Ирма Витовская, Леся Жураковская, Леся Самаева, Ольга Сумская, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, Остап Ступка

Тем временем кастинг-директор Вероника Солнцева, девушка строгая, но справедливая, говорит:

— Только за последнее время в украинском кино и сериалах сыграли главные роли и утвердились талантливые актеры: Ольга Гришина, Валерия Ходос, Андрей Фединчик, Марк Дробот. Начала активно сниматься Екатерина Варченко (из Молодого театра): после премьер сериалов «Хозяйка» и «Не зарекайся» она, не сомневаюсь, будет новой звездой. Из молодого поколения отличаются Оксана Жданова, Екатерина Тишкевич, Татьяна Лялина (правда, она уже переехала в Москву), Наталья Денисенко, Елизавета Зайцева

Впрочем, Вероника тоже сетует, что есть трудности с поиском того же 30-40-летнего настоящего героя:

— Возможно, проблема в том, что украинские актеры длительное время принимали участие в кино лишь в небольших эпизодах?

Возможно.

Неизменно для многих кастинг-директоров залежи талантов в столице — это Молодой театр, Театр на Подоле, Театр драмы и комедии. Немного строже относятся к кадрам из «Национальных».

Из тех настоящих героев, которые у нас для вас есть прекрасные дамы (кастинг-директора) обращают внимание на некоторых.

Например, на Вячеслава Довженко. Это актер Театра на Подоле. Учился в Днепропетровском театральном училище, затем — в «Карпенко». Обладает определенной харизмой, типаж «парень что надо». Его не выпускают из своего сериального плена Татьяна Гнедаш и Дмитрий Гольдман («Клан ювелиров», «Не зарекайся», «Бессмертник»).

Источник.

Добавить комментарий