Современный іконоклазм и мировой порядок

В истории человечества было как минимум два периода целенаправленного уничтожения художественных произведений из религиозных соображений. Похоже на то, что сейчас, в просвещенном и глобализированном мире начался третий подобный период. Мир испуганно замер и не знает, каким богам молиться, чтобы прекратить разрушение. И как сейчас охранять памятники культуры, также не очень понятно.

От Византии до Пальмиры

Термином «іконоклазм» (уничтожение изображений из религиозных соображений) мы обязаны Византии, где эта неприятность случилась впервые в VII – VIII вв. Не углубляясь в богословские материи сообщу, что духовенство пришло к выводу, будто иконы не соответствуют установкам восточного христианства (хотя формально на то время церковь не была еще окончательно разделена на западную и восточную) и подогретые проповедниками толпы ринулись уничтожать иконы и мозаики. Правда, происходило это преимущественно в восточной части империи. На Балканах іконоклазм не имел успеха, да и в столичном Константинополе толпы разрушителей особой воли не давали.

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: .wikipedia.org
Миниатюра из Хлудовського псалтири(Византія, примерно 850 ): аллегорическое изображение іконоклазму

В ХVI ст. наиболее радикально настроенные протестанты в Швейцарии, на севере Франции и в странах, которые сейчас называются Бенілюксом, решили, что в храмах не должно быть скульптурного убранства и рисованных алтарей, ибо это пережитки ненавистного католичества. И снова фанатичный толпа хлынула крушить художественные шедевры и даже обычные придорожные кресты. Правда, против выступили цеха живописцев и их состоятельные заказчики. Не то, чтобы им удалось унять разбитый толпу, но Гентский алтарь и ряд других выдающихся произведений таки спасли.

Был еще один не слишком известный широкой публике движение. Не то чтобы іконоклазм, а так – небольшое редактирование. В Московском царстве XVII века. не относились так называемые иконы «фрязького письма». Фрязьке писание – это невинная попытка иконописца, который где-то когда-то увидел западноевропейскую картину, применить новую живописную манеру – использовать светотень для моделирования ликов, придать им объем. Это было недопустимо с точки зрения традиции, поэтому толпа со священниками во главе врывался в дома, изымал запрещенные иконы, выковыривал глаза изображений и носил искаженные лики улицам людям на страх. Затем недозволенные иконы уничтожали.

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: wikimedia.org
Сохранившаяся икона Карпа Золотарева «Богоматир с Младенцем» (конец XVII века). Яркий пример фрязького письма

Сейчас іконоклазм случился третий раз в истории человечества, причем изображение уничтожают вместе с постройками. От предыдущих он отличается тем, что никакой теологической дискуссии здесь и близко нет – ну кто же сейчас верит в ассирийских или античных богов? Исламские фундаменталисты разрушают бесценные памятники культуры, для видимости ссылаясь на религиозные наставления. На самом же деле сняты на видео акты вандализма, что моментально расходятся сетью, имеют то же назначение, что и публичные казни – перепугать весь мир и заставить о себе говорить. Поэтому вопрос, который задал журнал National Geographic, – «Почему Исламское государство (ИД) ненавидит археологию?» – является риторическим.

Итак, что потеряло человечество в течение последних месяцев? Первыми пострадали памятники культуры Двуречья. Весной этого года боевики ИД уничтожили экспонаты музея города Мосул, а затем взорвали памятники архитектуры библейского Німруду в Ираке. Видео вандализма вызвало возмущение преимущественно среди людей культуры, потому что для широкой общественности Двуречья – это что-то малопонятное из школьного учебника. Надо было большего эффекта! Поэтому осенью настал черед Пальмиры, античного городов-руины, само название которого на протяжении веков была синонимом красоты и архитектурного совершенства. Пальмира – не только памятник из списка ЮНЕСКО, это известный туристический объект, который немало людей успело увидеть на собственные глаза, а еще больше мечтали увидеть. Не увидят. Взлетают в воздух величественные храмы, торжественные колоннады и триумфальные арки. Не все сразу, а по очереди – чтобы создать больше информационных поводов. А чтобы было страшнее, перед воротами Пальмиры демонстративно рубят голову старом и уважаемом в мире охраннику памятников, 81-летнему Халеду Аль-Асааду, который 40 лет берег Пальмиру.

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: распространено боевиками ИД

Не только исламисты

«Исламисты» – слишком широкое, а потому неточное определение для террористов и разрушителей. Возможно, для многих станет открытием, что боевики ИД разрушают не только памятники древней архитектуры, но и мечети независимо от возраста сооружений. Дело в том, что ИД основана суннитами, представителями наиболее многочисленного течения в исламе, поэтому все, что связано с другими течениями, шиитами и суфиями, считается неправильным и подлежит уничтожению. Все это неприятно напоминает деятельность одной большой поместной церкви в православии. Разница лишь в том, что эта церковь не подрывает «неправильные» христианские памятники, а искажает их перестройками, что мало чем отличается от уничтожения.

Любой религиозный фанатизм, хоть мусульманский, хоть православный, несет угрозу культуре, поэтому не надо успокаивать себя тем, что Пальмира далеко, до нас ИД не достанется. А нам и не надо, ибо православная взрывная смесь из фанатизма, наглости и невежества разрушает памятники не меньше. Кто помнит обвалы 2005 – 2006 гг. Ближних пещер Киево-Печерской лавры? Насельники лавры слишком усердно поливали цветочки в митрополичьем саду, вот почву и розмок. Сейчас пещеры укреплены государственным (то есть наш с вами) счет, кошелек виновников не пострадал. Сооружения лавры в неудовлетворительном состоянии, но повлиять на это невозможно – у нас памятникоохранные законы никогда не выполнялись.

В Троицком монастыре в Межиричи Острожского монахи разрушили колокольню XVII века, понастроили на территории памятника архитектуры национального значения каких-то гаражей и часовен, устроили посреди деревни кладбище и не первый сезон мешают археологам проводить исследования вблизи монастыря. А говорят, ИД не любит археологию!

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: Екатерина Липа
Троицкий монастырь XV – XVII вв. в Межиричи Острожского. Надвратной колокольни уже нет

Присутствие представителей УПЦ (МП) в памятниках архитектуры национального значения элементарно затрудняет их осмотр. В лаврских пещерах огорожены древнейшую часть и вывешена табличка «Только для молящимся». Выходит, атеист, гражданин Украины другого вероисповедания не имеет права осмотреть достопримечательность? В Зимненском монастыре XV века. запрещено фотографировать и прогуливаться». А Почаевскую лавру по крайней мере до прошлой осени стоили завезенные из России «казаки». Похоже, они до сих пор каким-то образом попадают на Тернопольщину, только медальки поснимали, чтобы внимание не привлекать. Остались в зловещей черной форме и наводят порядок среди посетителей на собственный вкус. Куда смотрит СБУ?

В оккупированном Крыму управлять Херсонесом Таврическим (объектом ЮНЕСКО, который по непонятным причинам до сих пор не попал в «красный» список памятников под угрозой) попытались поставить священника. Коллектив заповедника, конечно, поднял крик, поп уволился по собственному желанию. Но трудно поверить, что это была последняя попытка превратить Херсонес на православный религиозный центр. Не могу не вспомнить свой звонок в это учреждение в конце февраля 2014 г. Тогда на мой вопрос в безопасности Херсонес, работница заповедника раздраженно ответила: «Это у вас в Киеве опасно, а у нас все в порядке!»

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: Пресс-служба заповеднике

Впрочем, в Киеве тоже есть пам’яткоохоронець-священник, который, в отличие от крымского вполне комфортно чувствует себя на посту. Приятель министра культуры Вячеслава Кириленко возглавляет знаменитый Музей украинской народной архитектуры и быта в Пирогово. И ничего, работники учреждения жалуются, пресса негодует, а с министра и директора – как с гуся вода.

Ожидание нового порядка

Список ЮНЕСКО – в определенной степени условность, которая существует до тех пор, пока в обществе существует договоренность признавать именно эти архитектурные произведения наивысшим достоянием человечества. Нет, я не ставлю под сомнение художественную и историческую стоимость пирамид в Гизе или Версалю. Просто в мире есть немало шедевров, которые волею судьбы не попали в список или все стоят в длинной очереди на прием к нему. Очередь удлиняется по понятным причинам – место в заветном списке предоставляет памятнику статус, на который безотказно «клюют» туристы.

Очень просто бороться с теми, кто признает правила игры: вот немцы построили без разрешения крайне необходим мост через Эльбу – и культурный ландшафт долины Эльбы вылетел из списка ЮНЕСКО. Сколько крика было, как немцы стыдили свое правительство! А что делать с теми, кто не признает никаких законов? В свое время предшественница ООН, Лига наций, прекратила существование, поскольку одна из стран-членов отказалась играть по правилам – и началась Вторая мировая. Сейчас Совбез ООН чешет затылок: что делать со страной-агрессором, которая имеет право вето и сводит на нет дипломатические усилия остальных членов? ЮНЕСКО делает гневные заявления в адрес разрушителей памятников – оно не привыкло действовать в экстремальных условиях и на самом деле не знает, как уберечь бесценные сооружения. Но напомню, что современное памятникоохранные законодательство началось с «Пакта Рериха» – поражен разрушениями Первой мировой художник предложил систему договоренностей, которая имела бы уберечь достояние человечества именно в ходе вооруженных конфликтов. Тогда этот документ был сенсационным. Сейчас времени на создание новой системы охраны мирового наследия. Вот только человека масштаба Рериха, которая предложила бы выход в сутки терроризма и гибридных войн, что-то не видно.

От того, что сделали с Німрудом и Пальмирой, болит сердце. Но мы не знаем, что делается в памятниках ЮНЕСКО на нашей территории – в Киево-Печерской лавре и оккупированном Херсонесе Таврическом. Да и другую лавру, Почаевскую, и жаль – хоть и не мировое наследство, но памятник национального значения. Для нашей страны решение проблемы охраны памятников проще, чем для ЮНЕСКО, потому что здесь не надо особо думать – просто выполнять законы в жестком формате: правонарушение – представление в прокуратуру – суд – приговор и его исполнение. Неотвратимость миллионных штрафов (а именно на такие суммы «тянет» приведение в порядок испорченной достопримечательности) научит и застройщиков, и церковь чтить наследие. Дело за малым: нужно создать механизм выполнения этих законов.

Сучасний іконоклазм і світовий порядок
Фото: kolizej.at.ua

А чтобы колесики этого механизма закрутились, следовало бы организовать специальную службу наподобие новейшей полиции, которая занималась бы предупреждением и расследованием различных преступлений в сфере культурного наследия: от похищений артефактов и борьбы с черной археологией к защите памятников архитектуры. Собственно, это и должна быть полиция, деятельностью охватит не только крупные города, но и маленькие городки и села, потому что именно там ситуация с памятниками просто трагическая. Ну, и подчинена должна быть не Минкульта, от которого трудно дождаться чего-то путного.

Источник.

Добавить комментарий