София Киевская – территория раздора

Ситуацию, которая возникла в результате попытки правительства передать Церкви одну из сооружений ансамбля, входящего в список Всемирного достояния человечества ЮНЕСКО, можно было бы даже не обсуждать. Достаточно действовать согласно действующего международного и украинского законодательства и тема будет исчерпана. Проблема в том, что наши чиновники не любят действовать по закону. Поэтому созданную одним росчерком пера проблему аккуратно подвинули с четкой юридической и памятникоохранной плоскости в расплывчато-эмоциональный мир этики и политики. И начались обсуждения.

Украинские интеллектуалы быстренько разделились на два лагеря. Одни считают, что церковь – сооружение для молитвы, и вообще восстановлена историческая справедливость: наконец-то хоть не в главном храме страны, Софийском соборе, но, по крайней мере, рядом с ним будет Украинская Церковь. Ну, и чтобы было определенное равновесие с Московским патриархатом, который производит, что хочет в Киево-Печерской лавре. Другие, а это преимущественно специалисты памятникоохранной дела, музейщики и реставраторы, впали в отчаяние от такого шага одиозного Минкульта.

Софія Київська – територія розбрату
Фото: sofiyskiy-sobor.polnaya.info

Символическое владение и справедливость

Каждый школьник сейчас знает, что Софийский собор от начала и программно строился как символ государства, да еще и с прозрачным намеком на попытку Руси приравняться к Византийской империи. Здесь не только короновали князей, но и присягали на выполнение политических договоров. В начале XVII века. митрополит Петр Могила начал ремонтировать слабеющий собор и восстанавливать и «раскручивать» его символическое значение как символа государственности. Утвердилось мнение: кто владеет Софийским собором, тот и главный. С тех пор в храме в разное время правили службу Божью и униаты (так в XVII ст. называли греко-католиков), и православные единственного на то время для украинских земель Московского патриархата, и священники созданной в ходе Освободительных соревнований Украинской Автокефальной православной церкви. Замечу, что все вышеупомянутые конфессии существуют и по сей день, более того появилась еще одна – Украинская православная церковь Киевского патриархата. Три из четырех программно отстаивают украинскую государственность.

Но дело в том, что Украина излома тысячелетий не является полностью православной. Протестанты и иудеи, мусульмане и буддисты, атеисты и последователи новейших языческих культов – далеко не полный перечень граждан, большинство которых являются патриотами своей страны, ценит ее прошлое и уважает символы государства, одним из которых и является София Киевская. Поэтому когда в первые годы независимости храмы раздавали общинам, относительно Софии Киевской решили снова взять за образец Константинополь, то есть Стамбул.

София Константинопольская успела побыть и церковью и мечетью, поэтому, чтобы не создавать излишнее напряжение в обществе и лучше сохранить памятник, турки превратили ее в музей. Вот и Софию Киевскую оставили заповедником.

Единственная служба, которая здесь может происходить – экуменическая молитва за Украину во время инаугурации очередного президента.

Софія Київська – територія розбрату
Фото: www.president.gov.ua

Поэтому запустить хоть не в собор, а в Трапезную церковь на закрытой территории комплекса одну из православных конфессий (при всем уважении к УПЦ КП) не слишком этичным шагом относительно верующих других конфессий и вероисповеданий, ведь речь идет о символе нашего общего государства. Ну, а не согласовать с ЮНЕСКО изменении функций здания – это, как говорится, ниже плинтуса. Министр Кириленко назвал это политическим решением. Интересное решение, что сеет раздор в стране и демонстрирует ее в самом худшем свете на международной арене. Министр культуры хоть в курсе, что за такие штуки весь ансамбль Софийского собора может попасть в «Красный список» памятников под угрозой, или вовсе вылететь из Списка всемирного достояния?

А вот позиция руководства Национального заповедника София Киевская удивления не вызывает. Директор Неля Куковальская за Януковича дала возможность служить Литургию в Софийском соборе московскому патриарху Кириллу, теперь времена изменились – пустим в трапезную более патриотическую конфессию. Конечно, сохранность памятников никого не беспокоит, очередной провал у стен собора засыпают песком, вместо исследовать и укрепить подземные помещения.

Разве можно эту ситуацию считать восстановлением справедливости? Справедливость нужно восстанавливать в первую очередь с помощью законов. И не только памятникоохранных.

Просто закон

Этических проблем вокруг Софии Киевской удалось бы избежать, если бы чиновники разных ведомств действовали в соответствии с действующим законодательством. И с пониманием того, что Украина – светское государство, а граждане различных вероисповеданий и их конфессии перед законом равны. Итак, нам не нравится деятельность московского патриархата в нашем государстве, мы хотим справедливости? Поэтому для начала давайте привлечем к уголовной ответственности московских попов, которые агитировали (и, подозреваю, продолжают это делать) за сепаратизм и насаждают «русский мир». Давайте выясним, что за «казаки» бродят Почаевской лаврой (памятником архитектуры национального значения) якобы ради ее охраны. И как эти люди большими группами попадают из России аж на Тернопольщину тоже интересно. СБУ это не смущает?

И давайте наконец заставим УПЦ МП (а также всех в стране) уважать памятникоохранные законодательство. Разрушили колокольню, понастроили гаражей в Межиричи Острожского? Следствие – суд – приговор (многомиллионный штраф и принудительное восстановление испорченного свой счет). Что-то самостоятельно снова копают-строят на территории Киево-Печерской лавры? Следствие – суд – приговор. Устроили самостоятельную реставрацию Троицкой церкви в Почаеве и вырубили вокруг нее деревья? Кто в курсе, что за каждое срубленное дерево должен быть уплачен штраф? Я уже не говорю о несоответствии позолоченного купола и побелки первоначальному замыслу архитектора.

Софія Київська – територія розбрату
Фото: hram-ua.com

А где там наши киевские борцы с незаконно установленными МАФами? Что-то не похоже, чтобы ужасные домики вокруг Киево-Печерской лавры и на ее территории, за которыми не видно памятников, были установлены легально. Почему бы их не снести?

И самое главное – надо помнить, что памятники архитектуры являются общенациональным достоянием. То есть каждый гражданин независимо от вероисповедания (или вообще атеист) имеет право осмотреть достопримечательность. Не должно быть никаких табличек «Только для молящіхся» на входе в древнейшие и ценнейшие храмы лаврских пещер. Нас не должна встречать на входе запрет фотографировать и «гулять по территории», как в Зимненском монастыре. За туристом с фотоаппаратом не должна бегать монахиня с требованием «просить благословение (т. е. разрешение) на фотографирование» в «матушкі», как это случилось со мной в Дермани.

Понятно, что международное законодательство также должно действовать по-настоящему и все предписания ЮНЕСКО и ICOMOS по памятникам всемирного значения должны выполняться четко и безупречно.

Софія Київська – територія розбрату

Для того, чтобы все это сделать, Минкульт должен не разрушать, а развивать памятникоохранную службу, которая бы, в свою очередь, следила за соблюдением закона и вовремя делала представление в прокуратуру. Но это же работу делать надо! Нет, наш министр культуры так не привык. А вот сымитировать деятельность – с удовольствием. Это же не заниматься проблемами очередного провала грунта вблизи стен Софийского собора. Собственно, попытка передать трапезную Церкви и является имитацией бурной деятельности, причем не без выгоды для себя.

Кому выгодно?

Этот вопрос полезно задавать в любых конфликтных и мутных ситуациях. Итак, может показаться, что наибольшую выгоду должна получить Украинская Церковь. На самом же деле ее выгода от участия в вполне светском конфликте, который теперь может длиться годами (если решение Минкульта не будет отменено) весьма сомнительна. Министр Кириленко с небольшого ума проговорился, что решение является политическим. Поэтому теперь УПЦ КП может быть использована как пешка (извините, но при всем уважении это так) в политических провокациях самого удивительного содержания.

Кто помнит похороны Патриарха Владимира в 1995 г? Тогда после отпевания во Владимирском соборе иерарха-правозащитника, действительно выдающегося человека, траурная процессия «почему-то» повернула не в сторону Байкового кладбища, где все было приготовлено к похоронам, а в сторону Софийского собора. В толпе было несколько известных политиков и члены весьма мутной организации УНА-УНСО. Первые призывали процессию свернуть с оговоренного заранее маршрута, а вторые устроили масштабную драку с милицией, в которой пострадало немало простых верующих. Сейчас считают, что таким образом президент Кучма «подставил» премьера Марчука, который имел президентские амбиции, но что и как было на самом деле и до сих пор не совсем понятно. Нужно ли Церкви, что пользуется доверием миллионов людей, попадать в подобные ситуации, подрывать свое влияние и еще и вносить раздор в общество?

Софія Київська – територія розбрату
Фото: Ольга Якимович

Наибольшую выгоду от акции получат премьер Яценюк и министр Кириленко. Кресла под обоими качаются каждый раз с большей амплитудой, поэтому поддержка такой важной институции как Церковь будет для них весьма кстати. И после такой великой услуги, как возможность наконец попасть на территорию заповедника, они эту поддержку получат вовек.

Не останутся без «пряников» и более мелкие участники процесса, как администрация Национального заповедника «София Киевская». Ведь для того, чтобы превратить софийскую трапезную на храм, нужно сделать обратное перепланировки: когда церковь превратили в экспозиционное помещение, а на втором этаже устроили конференц-зал, теперь нужно все опять переделать. Миллионы гривен можно будет пустить через счета фирм, принадлежащих руководству заповедника – то к ручкам и пристанет. Вот только выдержит ли здание XVIII века. вторую за полсотни лет основательную перестройку?

Источник.

Добавить комментарий