Скрипачка из Америки Соломия Ивахив: «В Украину мы возвращаемся не для заработка…»

0
79

Скрипалька з Америки Соломія Івахів:  "В Україну ми повертаємося не для заробітку..."

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Скрипалька з Америки Соломія Івахів:  "В Україну ми повертаємося не для заробітку..."

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Скрипачка Соломия Ивахив гастролирует по миру, популяризируя украинскую музыку. Она училась в Музыкальном институте Куртиса в Филадельфии и стала первой украинкой-концертмейстром симфонического оркестра за 90-летнюю историю элитарного заведения.

Сегодня Соломия заведует струнным отделом и является профессором скрипки и альта в университете Коннектикут. Также возглавляет Музыкальную серию Украинского института Америки.

Помимо зарубежных выступлений, приезжает играть и в Украину. В частности, она принимала участие в Международном музыкальном фестивале «Виртуозы» в филармонии ее родного Львова.

— Соломіє, недавно вышел ваш с пианисткой Ангелиной Гаделією компакт-диск «Путь к Свободе — 100 лет украинской классической музыки для скрипки и фортепиано». Что побудило создать профессиональный запись украинской классики?

— Мы хотим продемонстрировать миру очень изящный, интеллектуальный и разнообразный пласт украинской культуры. На диске — лучшие образцы постмодернистской, неоромантической, експресіоністично-модерной и неофольклористичної течений музыки. Это произведения восьми композиторов: Косенко, Скорика, Карабица, Лятошинского, Щетинского, Сильвестрова, Станковича и Кривопуст. Эти авторы знаковые, ибо вопреки давлению советского государства, указаниям творить по шаблонам, находили свой голос, демонстрировали собственное видение.

Записать диск меня мотивировал композитор Богдан Кривопуст. Его заинтересовало мое понимание музыки, сочетание в игре культуры Украины и Запада. Я выросла во Львове, но уже почти
20 лет живу за границей. Высшее музыкальное образование получила в США. Поэтому украинскую музыку воспринимаю в своеобразном ракурсе.

Интересно, что музыканты из Украины, прослушав записи, сказали, что я, вместе с пианисткой Ангелиной Гаделією, совсем по-другому открыла им классиков.

Ангелина очень хорошо понимает ощутимое в музыке композиторов трагедию уничтожения человека советским режимом. Ее дедушка, как и мой, был сослан в Сибирь.

А в целом этот проект объединил многих украинцев и американцев украинского происхождения. Аннотации написал Вирко Балей — композитор, дирижер, пианист. Живет в США, но детство провел на Львовщине. Во времена «железного занавеса» популяризировал украинскую музыку в Америке.

Для обложки мы использовали картину львовской художницы Соломии Когут. На ней изображен двух птиц, которые стремятся подняться вверх, туда, где воля. С дизайном нам помог Лев Раковский, который имеет украинские корни.

А еще работали Украинская академия свободных наук в Нью-Йорке, фотографы… Словом, я шучу: It takes a village. Так обычно говорят, когда хотят обозначить, сколько усилий потребовало воспитания ребенка.

Скрипалька з Америки Соломія Івахів:  "В Україну ми повертаємося не для заробітку..."

Соломия Ивахив и Ангелина Гаделия

— Насколько проект успешный в мире? Как воспринимала публика произведения украинских композиторов на концертах?

— Чтобы музыкальный продукт был легче популяризировать, важно, чтобы его выпуском занималась известная компания. К счастью, наш компакт-диск выпущен престижными Labor Records и NAXOS. Запись в знаменитой Академии искусств и литературы в Нью-Йорке осуществила популярный продюсер, четырехкратная обладательница премии Грэмми Джуди Шерман.

NAXOS распространила диск среди 9 тысяч библиотек мира. Кстати, на iTunes «Путь к Свободе» занимал четвертое место среди новых альбомов классической музыки.

Также мы играли на концертах в Колорадо-Спрингс, Кембридже, Бостоне, Нью-Йорке. Везде была в основном американская публика. Американцы говорили, что приятно удивлены, насколько интересной является украинская классика. Лично для меня незабываемым стало выступление в Колорадо. Был День вышиванки, и около двух десятков украинцев пришли на концерт в вышитых рубашках. Тогда я поняла, что мы не только популяризируем украинскую музыку для иностранцев, но и даем возможность розкиданій общине встретиться.

Хотим сыграть еще в Риме, Лондоне, Париже, Львове, Киеве… В Украине, конечно, организовать концерты легче всего, а вот о том, что нас ждут только украинской программе только в перечисленных столицах, пока похвастаться не могу. Говорила с коллегами из Лондона, они говорят, что нет интереса к не слишком популярной музыки других наций. Я думаю, что Америка восприняла нашу программу, потому что построена на емігрантах. Наверное, именно поэтому им интересно узнать о культуре людей, которые находятся рядом, в море разных национальностей.

Было бы хорошо, если бы послы Украины, диаспора, Министерство культуры проявили интерес к проекту и помогли в организации концертов.

Относительно восприятия музыки, то самое интересное, что во Львовской областной филармонии, когда я более года назад играла там произведение Александра Щетинского «Эпизод из жизни поэта», публика его не восприняла. А вот в Нью-Йорке слушатели от фантазии о Шевченко были в восторге. То есть в Украине не привыкли к новому искусству. Щетинский — замечательный композитор, и, очевидно, для некоторых слишком современный.

— Музыкальная серия Украинского института Америки, директором которой вы являетесь шестой год, когда организует концерты, то ставит в программу только украинскую музыку или произведения мировых классиков?

— На наших мероприятиях звучат произведения композиторов разных стран. Но в следующем сезоне постараемся играть только украинскую музыку и посмотрим, будет ли интерес.

В общем идея музыкальной серии — это популяризировать украинские произведения и исполнителей в американской среде. Также приглашаем выступать самых известных музыкантов США и предлагаем им выполнить произведение нашего композитора. Надеемся, что заиграют эти композиции и на других своих выступлениях.

Музыкальная серия существует уже 28 лет. Начинали ее, в частности, скрипач Олег Крыса и пианист Николай Сук.

А Украинский институт Америки работает в самом сердце Нью-Йорка еще с
1948 года. Его основатель украинский изобретатель Владимир Джус тогда решил: хотя Украины как отдельного государства официально не существует, ее искусство должно быть на виду.

— Чтобы украинская культура была известна, ее надо поддерживать. Что думаете, можно сделать для развития современного музыкального среды в Украине?

— Люди в государственных учреждениях должны привлекать к проектам украинских музыкантов, которые работают и живут за границей.

В Украину мы возвращаемся не для заработка, а хотим приобщиться к возвышению искусства, помочь, представить другое видение музыки, ее исполнения. Например, на открытие фестиваля «Виртуозы» я и дирижер украинского происхождения Теодор Кучар приехали за собственные средства. В июне со мной в Киев более сутки будет лететь бельгийский пианист — тоже за свои деньги. Мы открыты к сотрудничеству, но не видим инициативы со стороны Украины.

Я, кстати, уже на протяжении лет мечтаю организовать летнюю музыкальную школу. Можно пригласить великих музыкантов-украинцев, которые имеют признание в мире. Скажем, Роман Симович — концертмейстер Лондонского симфонического оркестра, Игорь Лещишин — первый гобоист в Оперном оркестре Кеннеди-Центра в Вашингтоне, Олеся Куриляк работает в Венском симфоническом оркестре… Все бы согласились дать мастер-классы. Однако в разгар наших карьер мы не можем ездить искать желающих учеников. Да, мы консультируем украинских студентов частно, но стоило бы организовать обучение на высоком уровне для многих.

Меня удивляет, что в Украине богатые люди почти не поддерживают культуры. Надо ментально измениться. Так, вложения в искусство дадут результат лет через двадцать, а не сразу. Но нельзя жить сегодняшним днем — надо думать, как заінвестувати не для себя, а следующих поколений.

Источник