Швейцарский след Сергея Лифаря

0
262

Швейцарський слід Сергія Лифаря

 

Испытания, которые преодолевает Украина на пути самоутверждения в европейской семье, побуждают к размышлениям над судьбой выдающихся украинцев, известных своим вкладом в европейской и мировой цивилизации. Одним из них был Сергей Михайлович (Серж) Лифарь. В 1923 году он 18-летним юношей эмигрировал в Париж, где стал звездой мирового балета, и ушел из жизни в 1986 г. в Швейцарии.

Творческим достижениям и личной судьбе украинца, который окончательно вернулся в Киев, только когда его родной город превратился в столицу независимой Украины, посвящено немало публикаций, а также постоянную выставку в Национальном историческом музее Украины.

Экспонаты этой выставки подарила Украине верная подруга и — на протяжении тридцати лет — спутница жизни С.Лифаря графиня Лилиан (Инга-Лиза) Алефельд-Лорвіг. Именно она, как единственная наследница художника, передала свой дар в 2002 г. — Посольству Украины в Швейцарии, а в 2007-м — Постоянному представительству Украины при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

2003 г., по инициативе Посольства Украины, в Лозанне торжественно открыт памятник Сержу Лифарю.

В те года мне было поручено руководить дипломатическими учреждениями нашего государства в Швейцарии: сначала в Берне, а впоследствии — в Женеве.

В связи с годовщиной со дня рождения С.Лифаря, который проходит 2 апреля, хочется особо упомянуть графине Лилиан Алефельд — вторая, без доброй воли которого было бы невозможным возвращение реликвий Сержа Лифаря из Швейцарии в Украину.

Танцовщик и хореограф, писатель и художник, — С. Лифарь был страстным коллекционером, архивистом и библиофилом. Свои сборники он сочинял всю жизнь, и они насчитывали тысячи наименований. В конце концов немалая часть этого наследия художника оказалась в музеях Лозанны и Киева.

Власть СССР не очень радовало стремление эмигранта, а фактически — беглеца С.Лифаря поставить свои всемирно известные балеты на сцене Большого театра». Хотя художник бесплатно передал Советскому Союзу такие бесценные реликвии, как паспорт и дуэльный пистолет В.Пушкина, живопись М.Лермонтова, а также часть своих архивов, С. Лифарь-хореограф так и не получил возможности реализовать профессиональные достижения на советской сцене.

Зато во время пребывания в Москве ему был вручен традиционный для того времени советский сувенир — небольшую модель искусственного спутника земли, изготовленную из анодированного алюминия…

Часть своей коллекции театральной живописи, книг, периодики, афиш, переписки, фотографий, партитур С.Лифарь в конце жизни, 1986 г., передал городу Лозанна. После его смерти графиня Алефельд подарила Украине большую часть личной наследия С.Лифаря: Киевской библиотеке им. Леси Украинки — около 2 тыс. изданий из его библиотеки; Музея истории Киева — фрагменты переписки художника, афиши; Музея исторических драгоценностей Украины — высшую награду мирового балета «Золотую туфельку».

Особо ценные предметы и документы попали в Национальный музей истории Украины, где в 2003 г. развернуто постоянную выставку «Серж Лифарь. Жизнь для танца». Именно там находятся его живописные и скульптурные портреты, сценические костюмы работы выдающихся театральных художников, личные вещи, награды, а также многочисленные образцы живописи, автором которых является сам С.Лифарь.

Готовясь к работе на должности посла Украины в Швейцарии (2000 г.), от тогдашнего руководителя главного управления культуры Киевской горгосадминистрации Александра Быструшкина узнал, что в Лозанне живет спутница жизни С.Лифаря графиня Лилиан Алефельд.

Из общения с Александром Павловичем стало понятно, что после получения части коллекций С.Лифаря библиотекой им. Леси Украинки и Музеем исторических драгоценностей передача их Украине, фактически, остановилась. Поскольку подавляющая часть этих коллекций и в дальнейшем хранилась в Лилиан Алефельд, необходимо было убедить ее в реальности создания в Украине отдельной экспозиции, посвященной Сержу Лифарю.

Руководитель главного управления культуры Киевской горгосадминистрации, а также тогдашний министр культуры Украины Юрий Богуцкий и председатель Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу, доктор искусствоведения Александр Федорук постоянно поддерживали Посольство Украины в Швейцарии в стремлении убедить наследницу С.Лифаря в надежности украинской стороны.

Как аргумент, в частности, было использовано чеканки, по инициативе Посольства, памятной монеты и выпуск почтовой марки в честь С.Лифаря. Правда, с этой маркой случился конфуз, поскольку изображенный на ней мужчина вышел непохожим на С.Лифаря, на что Л.Алефельд без лишних церемоний отреагировала: «Это не он»…

Лилиан Алефельд: штрихи к портрету

Несмотря на пожилой возраст, чувствовалось, что эта эффектная, светская и умная женщина совсем не случайно приворожила С.Лифаря.

Чрезвычайно энергичный человек, который привык постоянно находиться в центре внимания, Лилиан Алефельд была интересной собеседницей и живо обсуждала политические новости из Украины, Швейцарии, Франции и мира. Свободно владела многими языками, знала даже несколько фраз на русском.

Лилиан происходила из семьи шведского промышленника Нюмберга, ее сестра в почтенном возрасте умерла в Соединенных Штатах Америки, а собственных детей у графини не было. Фамилия Алефельд и аристократический титул спутница жизни С.Лифаря в свое время получила после бракосочетания с сыном премьер-министра Дании. Фактически, она была «гражданкой мира» и подолгу жила во Франции, Египте и Непале. Благодаря Сержу Лифарю его спутница присоединилась к кругу художников, артистов, писателей мирового уровня, в том числе представителей русской эмиграции. Она никогда не встречалась с основателем «Русских балетов» С.Дягілевим, но память о нем не слишком жаловала.

Передавая посольству впоследствии выставленную в экспозиции Национального музея истории Украины дорожную чемодан и некоторые личные вещи этого известного театрального и художественного деятеля, которые остались в Сек.Лифаря после смерти С.Жа Дягилева, Л.Алефельд с улыбкой произнесла: «Я боюсь этих вещей, мне кажется, что оттуда вот-вот выскочат черти»…

Когда, по инициативе Посольства Украины в Швейцарии, готовилось награждение госпожа Алефельд государственной наградой Украины — орденом Княгини Ольги, надо было заполнить соответствующий формуляр. Встал не очень деликатный вопрос относительно года рождения женщины. В ответ графиня сказала: «Господин посол, держитесь крепче за стул. Я родилась 1914-го». А это был 2002 г., и она действительно выглядела моложе своего возраста. Тогда же выяснилось, что, по настоянию отца, которого Лилиан очень уважала, будущая подруга С.Лифаря в молодые годы училась живописи в Мюнхене.

Наследие художника

Не только Украина и город Лозанна, но и другие институты и музеи мира получили архивы Сержа Лифаря: Национальная библиотека Парижа, Национальный центр Жана Мулена, Институт Шарля де Голля, а также «Большой театр», библиотека им. Ленина, библиотека театра Ла Скала и тому подобное.

После смерти С.Лифаря Лилиан Алефельд, фактически, посвятила жизнь сохранению его памяти и развитию хореографического наследия художника. Именно это, на мой взгляд, было движущим мотивом в принятии решения о передаче коллекций Сержа Лифаря Украине. В то же время, это случилось лишь после того, как она поверила в возможность их надежной и профессиональной презентации на Родине своего друга и спутника. И еще. Однажды во время передачи наследства С.Лифаря графиня заметила: «Не хочу, чтобы после моей смерти все это разошлось по консьєржках…»

Она стремилась максимальной концентрации коллекции своего кумира. Л.Алефельд выдвинула украинской стороне такие требования: объекты должны быть выставлены в государственном музее, экспозиция будет носить имя Сержа Лифаря, а коллекции в коем случае не могут быть подарены, проданы, одолженные или перемещены.

Во время наших разговоров наследница выдающегося танцовщика рассказывала о его ностальгию, о преданности памяти юности и родственным связям, — сыновние чувства, привязанность к двух братьев и сестры, которые в конце концов оказались во Франции и нуждались в поддержке знаменитого родственника.

И хотя сам художник не был состоятельным человеком, его родные такую поддержку чувствовали. Запомнился случай с братом Сергея Михайловича, о котором говорила графиня. В Париже он пытался самоутвердиться как художник и выставил на продажу свои работы в одном из выставочных залов. Однако спроса на них не было никакого, что очень огорчало автора. Узнав об этом, С.Лифарь анонимно купил несколько картин, не сообщив об этом брату. Со своей стороны, тот поделился радостью своего «успеха», но так и не узнал, кто же на самом деле купил его произведения…

Чрезвычайно трогательным был рассказ Л.Алефельд о том, как они вместе с Сергеем Михайловичем в 1961 г. посещали могилы его родителей на Байковом кладбище в Киеве, а также квартиры на улице Ирининской, где жили он и его семья.

По воспоминаниям графини, последними словами выдающегося танцовщика и хореографа, который умирал в лозанский отеле «Beau-Rivage», были: «Ліліанушка, не забывай…»

В Национальном музее истории Украины хранится фотография, на которой Серж Лифарь в вышиванке вместе с Л.Алефельд 1964 г. встречается в Париже с тогдашним директором Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко. Интересно, что на этом же фото можно увидеть человека из эмигрантского окружения художника, князя Феликса Юсупова — одного из участников убийства Г.Распутина.

Выдающийся танцовщик подчеркивал свою украинскую идентичность, хотя в России и Франции до сих пор его нередко называют русским. Киевлянин С.Лифарь, бесспорно, принадлежал к мировой хореографической элиты, в частности к ее русской и французской балетных школ, но это не мешало художнику сохранять неизменную привязанность к Киева, Днепра, украинской природы и фольклора. Не случайно первый лирический балет, постановщиком которого был 27-летний хореограф, назывался «На Днепре».

Преданность С.Лифаря воспоминаниям о Родине как никто знала и учитывала Лилиан Алефельд. По моему убеждению, именно эта преданность была основным аргументом в пользу ее решения относительно подарка Украине. Спутница художника создала фонд Сержа Лифаря, которая существует и до сих пор, и с 1994 г. спонсировала проведение в Киеве Международного конкурса балета им. Сержа Лифаря, а с 1995г. — фестиваля «Серж Лифарь де ля данс». К сожалению, после смерти графини 2008 г. в Лозанне традиция спонсирования культурных мероприятий в Украине, посвященных Сек.Лифарю, прекратилась, а сам фестиваль переехал в Донецк, где им занимался известный украинский артист балета Вадим Писарев. Война с Россией на Донбассе заставила этого руководителя Донецкого национального академического театра оперы и балета уехать из родного города.

Для передачи коллекций С.Лифаря Украине и 2002-го, и 2007-го годов использовалась небольшая лозаннская квартира Л.Алефельд, заполненная архивами и личными вещами художника.

Дипломаты посольства в Швейцарии, а впоследствии — Постоянного представительства Украины в Женеве тщательно вписывали, что передавалось, в перечень, который включал сотни наименований из архивного наследия С.Лифаря: личные вещи, скульптурные и живописные портреты, сценические костюмы, афиши, награды, памятные медали, переписка с родными, а также предметы, связанные с именами Сек.Жа Дягилева, А.Павловой, Ф.Шаляпина, Л.Бакста, Коко Шанель и др. По ориентировочной оценке приглашенного Л.Алефельд представителя аукциона sotheby’s в Женеве, стоимость только той части ее дара, которое было передано Украине в 2002 г., достигала 2 млн. фунтов стерлингов.

Впоследствии полученное перевозилось средствами наших бернской и женевской дипучреждений в Киев, где его принимало руководство Национального музея истории Украины.

К сожалению, в «женевский» период моей работы в Швейцарии графиня все больше болела и не успела завершить передачу Украине своего дара. И все-таки она осуществила свой замысел. Родина Сергея Лифаря на государственном уровне создала посвященную ему постоянную экспозицию в самом престижном музее страны.

После того, как Л.Алефельд ушла из жизни, остатки коллекций в 2012 г. выставили ее разбросаны мирами наследники на аукционе в Женеве. Более 300 рисунков, гравюр и картин Марка Шагала, Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Александра Бенуа, 3000 фотографий, неизвестные рисунки и рукописи Жана Кокто было продано за более чем 7 млн. долл. США.

Все эти всемирно известные художники составляли близкое окружение Сергея Лифаря, а их произведения попали в его коллекции потому, что были так или иначе связаны с дружбой и сотрудничеством авторов с нашим выдающимся соотечественником.

Памятник в Лозанне

Для Украины чрезвычайно важны конкретные свидетельства исторического присутствия в культурном пространстве Европы и мира, ярким примером чего является творчество Сержа (Сергея) Лифаря, которая в СССР замалчивалась, а за рубежом отождествлялась с Францией и, до недавнего времени, с Россией.

Швейцария и всемирно известная Лозанна — отличная площадка для демонстрации незаурядного вклада украинцев к мировой культуре, а фигура С.Лифаря — едва ли не самый яркий пример. Тем временем любой стране нелегко получить разрешение на чествование памяти соотечественника в Швейцарии, где бывали большинство знаменитостей со всего мира.

Что касается С.Лифаря, мэрия Лозанны с пониманием отнеслась к инициативе посольства и помогла подобрать престижное место для сооружения монумента на набережной Женевского озера. На мой взгляд, в значительной степени этому поспособствовало то, что С.Лифарь довольно долго жил в Лозанне и умер лозанцем, перед этим передав городу значительную часть своих архивов.

В Украине посольство поддержала столичная госадминистрация и лично тогдашний городской голова Александр Омельченко, а Киевсовет профинансировала проект.

Швейцарський слід Сергія Лифаря

Изготовлена в Киевских художественных мастерских символическая бронзовая фигура Лифаря-Икара, постамент и мемориальная доска с украинского гранита, работы украинского скульптора Владимира Чепелика, усилиями посольства Украины были перевезены в Лозанну.

Открытие монумента состоялось с участием Лилиан Алефельд-Лорвіг. В инаугурации памятника принимал участие знаменитый хореограф Морис Бежар, балетная труппа имени которого постоянно находится в Лозанне. На церемонию он пришел на костылях, потому что лечил сломанную ногу. Символично, что, когда мэру Лозанны не удалось с первой попытки освободить монумент от покрывала, М.Бежар, который высоко ценил талант С.Лифаря, хоть и не был его единомышленником в хореографии, собственноручно помог мэру, сбросив покрывало
своим костылем.

Для популяризации вклада украинцев к европейской и мировой культуры, экономики, техники, политики, военного дела считал бы целесообразным последовать швейцарский опыт. В Женеве есть прекрасный музей «Швейцарцы в мире» (Suisses dans le monde), в котором усилиями специализированного Фонда экспонируются материалы о соотечественниках, незаурядные жизнь и деятельность которых связаны с другими странами: выдающиеся ученые, инженеры, политики, художники, военные, предприниматели представлены своими произведениями, личными вещами, фотографиями, перепиской и тому подобное. Музей популярен среди молодежи и воспитывает глобальный взгляд на Швейцарию, которая, как и Украина, долгое время была страной эмигрантов.

Источник