«1+1» анонсирует очередную кіноманію XXI века. — «Шерлока» от ВВС. Судя по всему, премьерным прицепом до предыдущих серий станет «Безобразная невеста», новогодний бонус к знаменитой франшизы.
Премьеру «Невесты» прогрессивное шерлокоманське человечество увидело в новогоднюю и последующие ночи (на иностранных каналах и в Сети). В Британии премьера собрала у экранов более 8 млн телезрителей, уступив рейтинговой пальмой только праздничном фейерверке. Споры вокруг фильма не только не утихли, а вспыхнули с новой силой.
Как не поспорить? Любимого детектива всех времен и народов представили конченным наркоманом…
(В связи с этим нижеследующий отзыв — не рецензия, не спойлер, а, скорее, «инструкция по применению»: как следовало бы понимать коварство замысла Марка Гетісса и Стивена Моффата (создатели) и как его применять, отталкиваясь от Конан Дойла.)
Но сначала — слово герою.
«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как захотите. Дурак натягивает туда всякого хлама, который попадется под руку. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свое мозговое чердак. Она не примет ничего, кроме инструментов, которые понадобятся ей в работе, зато их будет много, и разложит их в образцовом порядке».
Пассаж принадлежит Шерлоку (см. текст Конан Дойла). Такой спич прямо отражает концепцию скандальной «Безобразной невесты».
Создатели проекта, вышеупомянутые Гетісс и Моффат (вместе с режиссером Дугласом Маккінноном), перенесли действие из обжитой современной квартиры на Бейкер-стрит, 221-б — на маленький, захламленный «чердак».
Собственно, в мозг Холмса. В «чертоги разума», как уточняет сам герой.
Здесь минутка внимания: чертоги разума обычно размещаются на одной улице, рядом с «чертогами безумия».
Внешний антураж премьерной «Невесты» — густые лондонские туманы XIX века. Можно сказать, здесь же колыбель истории Холмса. Когда он только появился на свет в повести «Этюд в багровых тонах» на страницах «Рождественский ежегодник Битона» (1887 г.).
Вот он появился — там и тогда. И вскоре (уже в «Невесте») взялся за расследование одного небанальной преступления.
В туманах Лондона бродит странная женщина с окровавленным ртом. И с диким визгом «YOU!» убивает наповал плохих мужчин, бывших обидчиков.
Фокус в том, что сама она давно убита. Но ее бесноватый призрак держит в оцепенении всю Британскую империю.
И только умный Шерлок, педантично разложив инструменты на своем «чердаке», не верит в призраков. Он знает, что мотив всех совершенных в мире злодеяний — любовь и деньги. А значит — человеческое «эго». Без всяких чучел и бесноватых фантомов.
Поклонник «Шерлока», который ранее облюбовал его нрав и профдеятельность в XXI веке. (благодаря трем предыдущим сезонам), теперь настраивается на викторианскую эпоху. С ее готикой, экзотикой. И прочими прелестями.
Этот зритель смакует терпкий лондонский туман позапрошлого века.
И тут же- жестокий облом. Премьерная «Невеста» — оказывается многослойным пудингом, а не строго линейной сказочкой-детективом. И в таком английском пудинга викторианский позаминулостолітній снег — лишь один из слоев атмосферы. Потребляя который, зритель должен заректися: не верь тому, что видишь, и не слушай того, что слышишь! Все зримое и слышанное — обман, подвох, иллюзия, подмена. То есть: наркоманская бред и кошмарный сон популярного детектива.
Викторианский художественный «фильм» существует исключительно в его голове. В тот момент, когда он, превысив дозу, сладко заснул в самолете, а уже приземлившись, нечаянно оборвал финал своего же наркоманського викторианского произведения.
«Безобразная невеста», как отметили поклонники и противники, использует прием а-ля Кристофер Нолан («Начало»), который предусматривает следующее: основная матрица жизни — прогулки по сновидениям, а явь и реальность, простите, это все относительное.
Таким образом, Шерлоку в его новейшем «кино» дано полную свободу действий. Для него не существует реального мира, есть только любимое персональное «чердак», наполненное инструментами и наркотическими препаратами. И исключительно от дозы зависит, в какую степь заведет его холодный ум с дедуктивным методом вкупе.
Всем своим наркоманским фильмом Шерлок отрицает нечто очевидное и подтверждает что-то невероятное. А его системное безумие разбрасывает, где хочет, коварные силки — чтобы удержать в нужной форме его же расплавленный разум.
Поэтому мир Шерлока — биполярный. (О чем мечтает, например, один известный российский политик.) Что касается Холмса, биполярность — ум и безумие, гений и злодейство. Полюса в его мире, на персональном «чердаке», постоянно варьируются. Сам Шерлок — гений и безумец, а его оппонент Мориарти — безумец и гений.
По настоянию Моффата—Гетісса, биполярный мир в модном сериале становится еще и бисексуален. Темные подводные течения будто толкают безумца и гения друг к другу. Причем так толкают, что у одного из них прямо-таки едет крыша. И призрак Мориарти уже нагло появляется на «чердак» Шерлока. Дразнит его висолопленим языком и игривыми гримасами. По ходу приговаривая: «Смерть — это так сексуально!».
Мориарти превращается на его демона-мучителя. На часть силы, которая регулярно продуцирует Зло, но без нее не ощутимое Благо.
В этом же постмодернистскому поп-пудинга (в «Безобразной невесте» то есть) намешано-замешано и «это», и многое другое. От ребуса — до анекдота. От готики — до феминизма (несколькими годами ранее Г.Ибсен написал «Кукольный дом», будто предвидя страшную месть мужчинам со стороны нынешней Невесты). Естественно, здесь заметен Фрейд. Здесь же- слэш.
Последний ингредиент, как известно, — особый «жанр» фанатских произведений, которые описывают надуманные романтические приключения известных персонажей. Слэш продуцирует целую субкультуру! Бесспорно, некоторые сюжетные повороты на «чердаке» порождены именно миллионами постов фанатов-шерлокоманів. В представлении которых герои Бенедикта Камбербэтча, Эндрю Скотта и Мартина Фримана давно и радостно живут друг с другом параллельными и очень интересными жизнями. В общем, имеем очень яркий пример того, как зритель-болельщик нагло поворачивает русло киносюжете — в нужную ему сторону.
Они мечтают, чтобы Мориарти страдал за Шерлоком (или наоборот) — наслаждайтесь. Они мечтают о воскрешении ранее убитого злодея, обвиняя создателей ультимативными требованиями, — и надежда на вечную жизнь Мориарти не умрет, пока сценаристы не устанут водить за нос поклонников (и не устанут от самого Шерлока).
Мориарти в этой франшизе — как вирус, взламывает защищенные программы. А Шерлок — как несгибаемый винчестер, в котором тоже иногда находятся слабые места.
Расследование преступлений уродливых невест (или опасных террористов) — только дополнительный повод прояснить и укрупнить настоящий конфликт многосерийной шерлоковатсономоріартідрами. Она — в противостоянии вирусу и винчестера. И сама драма эта данная зрителю не как детективный сюжет, а как повод — понять (или придумать): кто же на самом деле этот загадочный человек, чьи приключения отражены в 260 экранизациях.
Поэтому не верим тому, что видим, слышим или читаем о нем.
Шерлок, естественно, лишь плод литературной фантазии Ватсона, его желанная модель человека-интеллектуала (сам Ватсон раскололся на эту тему в «Невесте»).
Ватсон описал человека, которого хотел бы видеть, а не ту, которой Шерлок был на самом деле (отшельником? наркоманом? социопатом?)
Было — не было? И в этом тоже ребус от создателей «Холмса». Потому что настоящий Шерлок, как известно, не носил дирстокера; не был харизматичным, как Камбербэтч; не повторял «элементарно, Ватсон!», использовал метод абдукции, а не дедукции. И тому подобное.
Так что «не верь глазам своим». В этом — концепция не только премьеры, а, пожалуй, и всей шерлокіани. Многосерийного кроссворда, где каждый пытается угадать нужные слова и знаки, хитро спрятанные в интерьерах или доказательствах.
Был — не был? В любом случае, хочется верить, что все-таки был. И жил (или живет) на Бейкер-стрит толковый человек, который, наконец, завязал с наркотиками и различает грани бытия: добра и зла, гения и злодейства, разума и безумия. Поскольку остальные — не что иное, как лирическая паутина:
О, этот лондонский туман,
Лукавых замыслов арена,
Игра, иллюзия, подмена,
Обворожительный обман!