«Шедевры мировой пластики»: синтез гармонии и «чистого искусства»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Огюст Роден, Александр Архипенко, Константин Бранкузи, Генри Мур, Амедео Модильяни, Деметр Чипарус… Что объединяет этих и ряд других художников, которые сейчас мирно «сосуществуют» в залах «Мистецького Арсенала»? Прежде всего — смелые эксперименты, неприятие дизайнер шаблонов и застывших художественных форм.

До 6 декабря киевляне могут насладиться произведениями художников, ставших символами прошлого века. «Шедевры мировой пластики» охватывают почти 150 работ 17-ти гениальных скульпторов. Работы — из частной коллекции коллекционера и мецената Игоря Воронова.

Перед нами – эволюция развития пластики ХХ века, удачное сочетание эпатажа, разнообразных творческих методов, создания абсолютно новой скульптуры, такой непохожей на классические реалистичные образцы прошлых веков. «Шедевры» прежде всего свидетельствуют стремительное развитие авангарда в скульптуры.

Среди наиболее интересных экспонатов — работы Александра Архипенко. Биография художника насыщена событиями, сотрудничеством с известными людьми и несет на себе творческий отпечаток разных стран, в которых жил скульптор.
Родился он в Университете святого Владимира в Киеве, жил во Франции, в пригороде Ниццы, Берлине, США, был украинцем в душе и гражданином Соединенных Штатов.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Александр Архипенко открыл собственную мастерскую на Монпарнасе, его работы были представлены в одном салоне с Экстер, Пикассо, Малевичем. Основал в Париже собственную школу. Впервые в мировой скульптурной практике Архипенко использовал пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительные элементы. Создает вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподібні скульптуры.

На выставке представлены, в частности, «Торс на мыльном камне», «Торс в пространстве». Художник постоянно экспериментировал в жанре абстрактной скульптуры, со «звуковой» скульптурой, создает скульптуры, освещенные изнутри.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Как отметила искусствовед Виктория Величко, Александр Архипенко понял, что человеческая личность – это не только объемы, но и глазу пустоты, которые он вводит в своих скульптур – тоже составная часть скульптуры. Константа в закон игра с плоскостями, пустотами, формами – собственно благодаря этому Архипенко и стал известным на весь мир».

Для Генри Мура характерные намеренно подчеркнуты материальные формы, символизирующих природное, земное начало. Он эволюционировал от реалистического изображения действительности к абстракции. Генри Мура вдохновляла первоначальная скульптура и скульптура Африки, поэтому не удивительно, что он часто создавал монументальные гармоничные произведения. Например, скульптурная группа «Король и королева», которая расположена на вершине холма в Шотландии. Скульптор стремился, чтобы его работы сливались с природой, будто всегда ей принадлежали, а потому часто размещал их под открытым небом. Миникопия «Короля и королевы» представлена на выставке в «Мыстецком Арсенале».

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Гениального Амедео Модильяни можно узнать прежде всего с характерными удлиненными формами, которые вызывали непонимание, а иногда и возмущение его современников. Скульптуры Модильяни испытали влияние африканских традиций и творчеству румынского художника Константина Бранкузи. Важную роль в творчестве Амедео сыграла Анна Ахматова, которая стала его музой. Черты русской поэтессы легко узнаются в графике, скульптурах, живописных работах Модильяни.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

На выставке в «Арсенале» представлены работы известного скульптора-кубиста Жака Липшица. Этот автор, как и Генри Мур, интересовался примитивным и архаичным искусством. Ліпшиць экспериментировал с формой и материалом. Эго работы из полосок металла приобретают новое звучание и средств выразительности. Позже скульптор отошел от кубизма, вернулся к более натуралистических и изящных форм.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Огюст Роден любил повторят, что в хорошей скульптуры всегда угадываешь внутренний импульс, именно в этом и заключается секрет античного искусства. Роден изображал красоту человеческого тела, досконально изучив анатомию. Вдохновляли мастера и скульпторы эпохи Возрождения, особенно Микеланджело.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Огюст Роден работал над оформлением центрального входа в парижский Музей декоративного искусства. Этот монументальный декоративный портал скульптор назвал «Воротами ада». Во время работы над «адом» Роден создал более 180 различных фигур, некоторые из них стали самостоятельными произведениями. Это и «Поцелуй», и «Адам» и «Ева». Самая известная скульптура Огюста Родена — «Мыслитель» — также создавалась для этой композиции. Сначала «Мыслитель» должен был стать портретом автора «Божественной комедии» Данте Алигьери, которая вдохновила скульптора на создание «Врат ада». Впоследствии Роден усложнил свой замысел и образ Данте заменил на универсальный образ творца.

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

«Шедеври світової пластики»: синтез гармонії та «чистого мистецтва»

Текст — Мария Приходько, фото — Андрей Заграюк

Источник.

Добавить комментарий