Сергей Лозница: «В лицах людей мы найдем ответ на вопрос, что же случилось с Россией»

Сергій Лозниця: "В обличчях людей ми знайдемо відповідь  на запитання, що ж сталося з Росією"

 

В рамках кинофестиваля «Молодость» кинорежиссер Сергей Лозница, автор нашумевших лент «Счастье мое», «В тумане», «Майдан», представил свою новую работу — документальный фильм «Событие».

Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале. Для создания проекта использованы архивную хронику времен путча 1991 г. Режиссер обращается к фактам, свидетельствам и эмоций, которые объясняют источники распада Советского Союза. 5 ноября фильм выходит в украинский прокат.

В пестрой подборке «Молодости» картина Лозницы выглядит на первый взгляд бледно — черно-белая документальная, относительно недолгая, не увенчанная наградами. Но в списках «обязательно к просмотру» работа Лозницы оказывается одной из немногих, которые не обманывают ожидания.

Августовский путч 1991 г., одна из громких событий ХХ века, раскрывается в «События» тихо. Чтобы не нарушать библиотечную тишину, Сергей Лозница раскрывает забытые архивы, к которым не обращались 24 года.

Сергій Лозниця: "В обличчях людей ми знайдемо відповідь  на запитання, що ж сталося з Росією"

Лента показывает митинг в Ленинграде — городе, которое не было главной ареной тех событий. Там не подписывались ключевые документы, положившие конец СССР. Там не ездили танки и не горели административные здания. Поэтому в фильме нет вооруженного экшена и политических интриг, которым обычно отводится главное место в таких картинах.

Ленинград был лишь отголоском событий в Москве. Поэтому все, что происходило тогда в городе, рисует не так политику, как тектонику августовского путча.

Показана в фильме Дворцовая площадь здесь — как бы модель тех событий. Как и люди в центре Ленинграда, граждане всего СССР находились в ожидании мало понятных изменений. Во многих других городах миллионы людей так же ловили слухи, растерянно стояли на центральных площадях и судорожно припадали ухом к радиоприемнику, пытаясь услышать единичные новости.

Основные акценты в ленте — лица прохожих, которых уже не встретишь сейчас. Куцые баррикады на мирных улицах. Без вкуса одеты политики на импровизированных трибунах. Серый толпу растерянных людей.

Сергій Лозниця: "В обличчях людей ми знайдемо відповідь  на запитання, що ж сталося з Росією"

Все это филигранно снято замечательными ленинградскими операторами. Камера очерчивает суету толпы в целом и одновременно выхватывает взгляды и жесты отдельных людей.

Много кадров наполнены внутренней символикой. Например, силуэт Анатолия Собчака, что возвышается на переднем плане над толпой, перекликается с таким же по форме силуэтом храма на заднем плане. Черный силуэт чиновника, что произносит речь, и белый размытый силуэт молчаливого храма. Между ними и находится вся толпа.

Во время фильма экран неоднократно угасает, и с тревожной темноты доносится фрагмент музыки Чайковского из балета «Лебединое озеро». Тогда, в августе 1991-го, эта мелодия обманчиво звучала на всех телеканалах. Но вместо нее должны были быть именно эти кадры.

«Событие» воспринимается сегодня как письмо в бутылке, брошенной с тонущего корабля российской демократии. Судна баснословных размеров, что и отчалило в неизвестном направлении. Видимо, именно поэтому оно, как «Титаник», затонул в первом же рейсе, так и не причалив к заветному берегу лучшей жизни.

Сергій Лозниця: "В обличчях людей ми знайдемо відповідь  на запитання, що ж сталося з Росією"

Продвигает фильм «Событие» в Украине компания «Арт-Хауз Трафик», которая и приводит слова режиссера о его работе: «Фильм состоит из эпизодов, расположенных в хронологическом порядке, представляющие жизнь города в те беспокойные летние дни. Мы можем наблюдать постепенную перемену в настроении людей: мы видим, как обычная жизнь становится историей; лица людей, выхваченные из толпы, несут в себе свидетельство о нерв времени, описания которого не найти в учебниках истории или в записях политических выступлений. Возможно, в этих лицах людей, с их выражением смятения, неверия, решимости, гнева, мы найдем ответ на вопрос, «что же случилось с Россией в августе 1991 г., и чем значение этого события, как и раньше, озадачивает нас?»

Из досье. В фильмографии Сергея Лозницы — 17 документальных картин. Известность режиссеру принес фильм «Блокада» (2005), созданный из архивной кинохроники. Игровой дебют «Счастье мое» (2010) участвовал в главном конкурсе МКФ в Каннах. Вторая игровая картина Лозницы, «В тумане», также была представлена 2012 года. в конкурсе Каннского фестиваля и получила приз ФИПРЕССИ. Документальный фильм «Майдан» (2014), вышедший в прошлом году в широкий прокат, отражает хронику Революции Достоинства в Украине.

Источник.

Добавить комментарий