Себастьян Сальгадо: «Все, что я считал прекрасным, мог сделать материальным с помощью фотоаппарата» (фото)

Себастьяно Сальгадо — один из наиболее влиятельных фотожурналистов в мире. Известен своей удивительной социальной документальной фотографией. Он много путешествовал, открывал нетронутые территории, был свидетелем военных и гуманитарных катастроф. В феврале бразильский фотограф побывал в Москве, где выступил с открытой лекцией. LB.ua публикует часть выступления Сальгадо. Текст и фото принять с сайта — birdinflight.com.

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images

18 февраля фотограф-документалист бразильского происхождения Себастьян Сальгадо выступил в московском Мультимедиа Арт Музее. Bird In Flight присутствовал на публичной лекции и записал истории Сальгадо: о том, как пришлось покидать Бразилию, как они с женой увлеклись коммунистическими идеями и чуть было не переехали в Советский Союз, и о том, как необходимо академическое образование, которое наполнит фотографии смыслом.

Справка. Себастьян Сальгадо — бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо основатель агентства Amazonas Images в Париже, член агентства Magnum Photo с 1979 по 1994 год. Обладатель многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного центра фотографии (International Center of Photography, Нью-Йорк). С 2001 года — посол доброй воли ЮНИСЕФ, почетный член Американской академии искусств и наук, награжден медалью столетия Королевского фотографического общества. Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Жюри Каннского кинофестиваля отметило картину специальным призом.

Ниже приводится прямая речь Сальгадо:

«В Бразилии, откуда мы с женой родом, царила диктатура, против которой мы выступали. В 1969 году, когда мне было 25 лет, а Лелии — 22, нам пришлось покинут страну. Мы переехали во Францию. Я в то время учился на экономическом факультете, готовился защищать кандидатскую. Лелия была пианисткой, она замечательно играла произведения русских классиков, но незадолго до нашего отъезда произошла трагедия — умерли ее родители. Она оставила музыку, начала изучать архитектуру и стала замечательным архитектором.

Мне больше не нравилась экономика. Мы собрались переезжать в Советский Союз, мечтали поступит в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, я хотел сменить профессию и стать инженером — я был хорошим математиком и учился в Париже в Школе экономики и статистики. Мы изучали марксизм, труды Ленина. Мы получили фантастическое образование. В 1970 году мы приехали в Прагу к одному чешскому коммунисту, чтобы он рассказал нам, как переехать в СССР и поступит в университет. Он сказал нам: «Ребята, вы молодые идеалисты, вы верите в коммунизм, но вы должны знать, что в Советском Союзе идеалов больше нет. Они не строят коммунизм, власть больше не принадлежит народу, ее захватили аппаратчики, и если вы хотите бороться за счастье простых людей, то оставайтесь здесь и работайте с иммигрантами».

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Вид на слияние рек Колорадо и Малое Колорадо со стороны Навахо. Национальный парк Гранд-Каньон начинается после пересечения этих рек. Аризона. США. 2010

Россия для нас как для людей из третьего мира была особенно важна. Здесь произошла великая революция, а затем все изменилось. Власть взяла олигархия. Но мы были молоды и не могли знать, что коммунизм исчезнет. Мы возлагали огромные надежды на Россию. Мы надеялись, что в этом обществе зародятся новые отношения между людьми, что это будет общество будущего, что Россия покажет, как человек может жить в более развитом мире.

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Когда погодные условия ухудшаются, ненцы со стадами оленей могут провести несколько дней на одном месте. К северу от реки Обь, внутри Северного полярного круга. Полуостров Ямал. Сибирь. Россия. 2011

Вот я думаю, что бы произошло, если бы я стал инженером? Буквально полчаса назад у дверей нашего отеля я встретил человека из Сенегала и спросил его: «Ну как же ты оказался здесь, в России?» Он ответил, что приехал учится и остался жить. Подумать только: если бы я приехал учится сюда, стал бы инженером и не был бы тем, кто я есть сейчас, — фотографом, а был бы просто российским старцем.

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Айсберг между островом Паулет и Южными Шетландскими островами в море Уэдделла. Антарктический полуостров. 2005

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Антарктические пингвины (Pygoscelis antarctica) на айсберге между островом Заводовский и Высокий. Южные Сандвичевы острова. 2009

После того разговора с чешским коммунистом мы возвратились в Париж. Какое-то время спустя Лелии понадобилось купить фотоаппарат, чтобы снимать архитектуру. Тогда у меня впервые появилась возможность сделать кадр. Это был маленький фотоаппарат марки Pentax, и когда я впервые посмотрел в видоискатель, я понял, что жизнь может полностью измениться. Все, что я считал прекрасным, что мне нравилось, что было важно для меня, я мог сделать материальным с помощью фотоаппарата. С этого момента фотография полностью увлекла меня, и два года спустя я стал профессиональным фотографом.

Я занимался фотографией и несколько лет спустя осознал, что многое из того, что произошло со мной в жизни, способствовало формированию моего видения этого мира.

Благодаря экономическому образованию и кандидатской диссертации я получил огромный багаж знаний в социологии, антропологии, истории, географии, геополитике.

И несмотря на то, что я начал заниматься фотографией довольно поздно, благодаря этим знаниям у меня было гораздо больше возможностей, чем у фотографов, которые этого образования не имели».

Себастьян Сальгадо: "Все, що я вважав прекрасним, міг зробити матеріальним за допомогою фотоапарата" (фото)
Фото: Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images
Обычно женщины в древесный Зое используют красный плод орлеанового дерева (Bixa orellana), чтобы окрасить свои тела. Штат Пара, Бразилия. 2009

Продолжение рассказа Себастьяно Сальгадо читайте на birdinflight.com

Источник

Добавить комментарий