Ростислав Попський: «Раньше я рисовал шариковыми ручками, потому что больше ничем не умел»

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

 

Популярные украинские издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», «Видавництво Старого Лева» воспитали новую звезду в области детской книжной иллюстрации. Художник-иллюстратор Ростислав Попський создает для маленьких читателей удивительно яркий и образный художественный мир на основе произведений Андерсена, Диккенса, Гауфа, Корчака.

Новая звезда детской иллюстрации живет не в столице. Он родился в Шепетовке (Хмельницкой области), там и теперь живет. С детства его увлекало рисование. Впрочем, очевидно, не сразу почувствовал, что именно в этом его призвание. Некоторое время работал госслужащим, окончив Хмельницкий институт управления и права. Но живопись переманивал на свою сторону: пришлось проводить уроки рисования и для школьников.

Шесть лет назад Ростислав Попський прислал несколько своих рисунков в издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА». Впоследствии получил от Ивана Малковича предложение проиллюстрировать «Приключения короля Мацюся» Януша Корчака. Сейчас в этом же издательстве выходит «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа с иллюстрациями Попського. А в «Издательстве Старого Льва» дети и их родители радуются его яркими образами на страницах таких книг как «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа, «Рождественская история» Чарльза Диккенса, гениальных сказок Андерсена и других изданий.

Определенный период его рисунки рождались исключительно благодаря шариковым ручкам. Он даже привык к ним. И сказал однажды: «Главное — чтобы посреди рисунка паста не закончилась, ведь я таким макаром несколько работ испортил!»

Художник не создает себе кумиров в мире живописи. Впрочем, его очень привлекают китайские художники Ван Вэй, Го Си, Бада Шанжэнь. Восточная тема также пронизывает его творчество.

— Ростислав, следовательно дверь в художественный мир детской книги вам открыл Иван Малкович. Вспомните, с чего все началось.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Моя первая книга — «Приключения короля Мацюся» Януша Корчака. По правде, я этой книжки никогда не любил, — она дико грустная и даже депрессивная (как на меня). Однако получилось так, что Иван Малкович предложил проиллюстрировать именно ее.

Поскольку это был первый заказ в моей жизни, я, конечно, согласился.

И я тогда что угодно взялся бы. С другой стороны — сам произведение был достаточно объемный, поэтому иллюстрации нужны были черно-белые, а я тогда только так и умел рисовать — ручка или карандаш.

В свое время знакомые посоветовали мне обратиться в издательства и предложить сотрудничество. Иван Малкович пригласил в Киев, чтобы пообщаться. (Правда, общались мы на улице, потому что ключи от офиса он забыл дома)

— Как складываются ваши творческие отношения: часто возникают дискуссии — или, наоборот, он всегда соглашается с вашим художественным решением?

— Дискуссии (или, скорее, обмен мнениями) появились относительно недавно. Это теперь я уже могу как-то отстаивать свое видение, все-таки некоторый опыт есть. А сначала я ведь ничегошеньки не знал о книжной графике; когда рисовал первую книгу, не мог назвать ни одного иллюстратора. И сравнить это с опытом того же Малковича как издателя… Ну какая могла быть дискуссия? Поэтому я просто слушал, как я все делаю не так, и молча кивал.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Что, на ваш взгляд, труднее всего и что легче всего для художника, когда он берется иллюстрировать ту или иную известную детскую книжку?

— Легче всего — в том, что известное произведение знакомый чуть не с детства. Поэтому нужны образы уже живут в воображении практически в готовом виде. Надо их только вспомнить. А сложность заключается прежде всего в том, что такие вещи уже множество раз проиллюстрированы-выданы, и, сравнивая собственные иллюстрации с иллюстрациями настоящих мастеров, трудно быть довольным своим результатом.

Кроме того, до издания таких знаковых вещей, издатели относятся очень тщательно, и к созданию иллюстраций — в том числе.

С иллюстрациями к «Маленького Мука» я приходил в издательство как на экзамен.

Собственно, из тех, что уже рисовал, самый сложный, пожалуй, Вильгельм Гауф. Мне он кажется более экзотическим и пугающим, чем другие. И не такой назидательно-аллегорический, как, например, Андерсен. Вообще, как-то так получилось, что я в основном иллюстрирую классических авторов — Андерсен, Гауф, Диккенс… Так уже хочется попробовать что-то другое, посовременнее. Но что именно — пока не знаю.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Сколько времени отнимает работа над тем или иным издательским проектом?

— Бывает по-разному. Большая цветная книжка забирает в среднем год. А вот «Рождественскую историю» я сделал всего за месяц. Никогда не знаешь заранее, как оно пойдет.

— Один из самых загадочных авторов — Ханс Кристиан Андерсен — тоже часть вашего художественного мира. Всегда говорят о определенные загадки, которые предлагает этот автор інтерпретаторам. Возникали ли перед вами именно такие загадки от Андерсена?

— Мне определенным образом повезло и не повезло одновременно. С одной стороны, классно, что издательства почти сразу доверили мне таких гигантов, как Андерсен. С другой — теперь я понимаю, что рано за них взялся, и такие вещи, как глубинность, аллегоричность произведения и тому подобное, меня не интересовали вообще. Те же сказки Андерсена я сейчас рисовал бы совсем иначе. Но я так про каждую книгу могу сказать.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Вы живете в Шепетовке, неблизко от столицы. Не планируете со временем переехать в Киев, здесь все-таки центр культурной жизни Украины. Собственно, суть вопроса такая: влияет ли место проживания на количество заказов, на темпы продвижения вашего контента?

— Как-то я пожил в Киеве — так и не привык, неуютно. Для нормальной работы чем меньше шума и суеты, тем лучше. Так маленькая провинциальная Шепетовка — вполне подходящее место. Вот в какое прекрасное село перебраться — то вообще было бы идеально. А на работу удаленность не влияет. Пока есть Интернет, почта и телефон — работать можно где угодно. Можно даже в издательства не ездить.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Является ли для вас образцы среди авторов, которые иллюстрировали детскую книгу?

— Все же, видимо, не образцы, а иллюстраторы, чьим творчеством я восхищаюсь. Среди украинских художников это Екатерина Штанко (иллюстрации помню еще с детства), Максим Паленко, Владислав Ерко. Из иностранных — был период Дугиных, Спирина… Много их, одно слово.

— Ваш художественный стиль иногда сравнивают с образностью Владислава Ерко. Как относитесь к таким сравнениям? Отрицаете их? Или, возможно, действительно что-то есть?

— Когда впервые увидел работы Ерко, я сказал: «О, тоже так хочу!» То впечатление, хоть и бессознательно, безусловно, сказалось на моей работе. Однако не очень приятно быть эпигоном, поэтому со временем я пытался отойти от подражания, тем более что повторить Ерко все равно невозможно. А теперь понимаю, что это и не нужно. Каждому свое.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— Вы часто рисуете шариковой ручкой. Такая технология помогает раскрыть всех ваших авторов? Собственно, какая еще техника вам интересна и близка?

— Честно — шариковыми ручками я рисовал раньше, потому что ничем больше не умел. Когда предложили первую цветную книжку, пришлось взяться за акварель, которой я последний раз рисовал еще в детской художественной школе.

Теперь масляными красками потихоньку пробую. Вот так я и до сих пор учусь рисовать — рисуя книжки.

А шариковыми ручками я давно уже ничего не делал, времени на них не хватает. Хотя если попадется какая-то черно-белая книжка, то почему бы и нет.

Ростислав Попський: "Раніше я малював кульковими ручками, тому що більше нічим не вмів"

— По специальности вы административный менеджер (о чем как-то сказали в одном из своих интервью). На сегодня вашу экономическую независимость больше определяет работа художника или работа «админа»?

— Это оно только звучит так гордо — «административный менеджер». А что это означает, никто не знает. Поэтому все, что я делал как «административный менеджер», — считал населению субсидии. Поэтому совсем не жалею, что сменил вид деятельности. И дело не в «финансовой выгоде», — просто теперь у меня работа, от которой я получаю удовольствие.

Источник

Добавить комментарий