Реформа эстетического образования: скандал вместо музыки

Реформа естетичної освіти: скандал замість музики

Сегодня очень много страстей и сетевых дискуссий ведется вокруг так называемой реформы эстетического образования. Проблема вот в чем: начальное профессиональное эстетическое образование могут деформировать, а то и уничтожить инициативы наших чиновников. Превратив профессиональные школы — на художественную самодеятельность. А задекларированная «децентрализация» (с окончательным переводом таких школ на местные бюджеты) — попросту их уничтожит.

Проблема реформирования эстетического образования витает в воздухе давно. Попыток прикрыть ее начальное звено в нашей стране было немало. Только за последние 5 лет мы стали свидетелями третьей волны официальной борьбы государства с талантливыми детьми.

Разговоры о том, что музыкальные школы (школы искусств) «задушат» хозрасчетом и самооплатністю, в кулуарах музыкальных школ идут давно и настойчиво.

До откровенных прямых попыток совершить такое вдавался в 2013-м премьер М.Азаров.

Однако, как канул в прошлое президент.Янукович, накрылись медным тазом и их реформы.

В 2015-м — в каденцию премьера А.Яценюка и вице-премьера — министра культуры.Кириленко — такая угроза возникла снова (на эту тему есть много публикаций в СМИ, в том числе в DT.UA).

Нынешняя реформа, как и ее предшественницы, возникла по весне, еще в конце учебного года, чтобы подготовить общественное мнение и законодательную базу и до следующего учебного года послать эстетическое образование «на свой хлеб».

А следовательно, скажем прямо, постепенно ликвидировать. Ведь только в Киеве в системе департамента культуры насчитывается около пятидесяти школ начального эстетического образования. Преимущественно музыкальных. Однако есть художественные, хореографические, театральные отделения в школах искусств. Есть и отдельные школы из этих специализаций.

Откровенно говоря, такой, почти бесплатной, начальной музыкальной и др. эстетического образования нет нигде в мире. Наша — это достояние, которое осталось в наследство от СССР. Как бы мы ни относились бы к своему социалистическому прошлому, эта его часть — явление, безусловно, положительное.

Остановимся на музыкальных школах — наиболее массовом звене. Сегодня в столице родители ученика-музыканта платят в среднем в государственную казну около
200 гривен. В провинции — меньше. Остальное доплачивает госбюджет.

За эти деньги дети получают 2, иногда — 3 урока специальности в неделю, уроки сольфеджио, хора, музыкальной литературы, ансамбля или оркестра, дополнительного (общего) фортепиано для непіаністів, иногда — композиции, теории музыки.

Зарплата идет их педагогам из этих дисциплин, а также концертмейстерам-аккомпаниаторам, администрации, техработникам и т.др.

Не говорю об инструментах,
аудио — и видеотехнику, нотные библиотеки, компьютеры, оплату помещений, электричества и тому подобное.

Никто не спорит — деньги тратятся немалые.

Но! Сколько детей музыкально развиваются, становятся сознательными, потенциальными потребителями хорошей музыки — посещают филармонию, оперу, покупают записи.

На днях довелось побывать на очередном концерте Святошинской районной детской филармонии, где силами учащихся и педагогов размещенной в Святошинском районе 29-й киевской ДМШ прошло музыкальное праздник, что показало хоровые номера, выступление скрипичных и гитарных ансамблей, фортепианные дуэты, квартет баянистов, трио с участием трубы. Прозвучала музыка.А. Моцарта, Ф.Шуберта, С.Прокофьева, Является.Дербенко, А.Бабаджаняна, песни.Ивасюка и Есть.Крылатова. Полный концертный зал публики, довольны родители, взволнованные артисты и учителя. Лучшие из юных исполнителей в перспективе пополнят ряды профессиональных музыкантов — при условии, что их музыкальное развитие не прервется нынешней «реформой».

А сколько фестивалей, детских концертов в Национальной филармонии, исполнительских конкурсов, курсов повышения квалификации для учителей всех специальностей и других мероприятий проводит Методический центр департамента культуры КГГА!

И так по всей Украине, что особенно важно — в провинции, где в каждом городе и большом селе музыкальная школа — один из важнейших центров культурной жизни, место выступлений маленьких музыкантов и их наставников, постановок детских опер, концертов учительских и ученических хоров и оркестров.

Поскольку наши соотечественники не получают «западной» вознаграждения за свой труд, можно ожидать, что за обучение музыке своих детей они смогут платить по принятым в мире тарифами?

Не секрет, что никто не обращает внимания на наши заработки, например, в сфере оплаты коммунальных услуг (насущной части жизни каждого человека). Так почему же мы надеемся, что нас услышат в стремлении приобщить своих детей к прекрасному?

После круглого стола, который состоялся в начале февраля (непонятно, что это вообще за орган), осталось впечатление напівпрофанації очень сложного профессионального вопроса. Поскольку мнения практиков — педагогов, директоров школ — не пересекались, а звучали «параллельной прямой» до того, что настоятельно декларировали чиновники.

Напрашивается вывод о заранее заготовленную одностороннюю позицию чиновников. За слоганами о необходимости приближения эстетического образования к массам, о разделении учеников на будущих профессионалов и тех, кто «учится для себя», воспитание потенциальных слушателей классической музыки (кто им не давал делать это до сих пор?) кроется, как часто бывает в операх, «подводное течение действия». Когда на фоне слов поющих героев звучит совершенно другая, тайная, контрастная к ним линия оркестра.

Непонятно также, почему отечественные чиновники не осознают, что с развалом начального образования иссякнет приток кадров в средние и высшие учебные заведения. Или они настолько недальновидны, что рубят сук, на котором сидят, и все-таки доведут нынешнюю реформу до состояния «девятого вала», который накроет украинскую культуру погибельною волной?

К сожалению, под видом реформы, т.зв. децентрализации, другими словами — перехода музыкальных и других школ эстетического направления из госбюджета на местное финансирование происходит завуалированное уничтожение начального эстетического образования.

Руководство страны вот уже который раз надеется сэкономить бюджет за счет граждан.

По инициативе А.Шалита, директора 35-й киевской ДМШ, горячего патриота эстетического образования и борца за его сохранение, в середине февраля в его школе состоялась внеочередная совещание совета директоров школ эстетического образования Украины, председателем президиума которой он является. Участники мероприятия единогласно поддержали предложение о неправомочности замены названия «Начальные специализированные эстетические учебные заведения (музыкальные, художественные, хореографические, театральные, хоровые, искусств и другие школы)» на «художественные школы». По их мнению, такая смена названия приведет к изменению статуса, снижение уровня образования, ухудшит качество обучения и приравняет нынешние эстетические школы до кружков.

Добавим, что и так очевиден отток лучших профессионалов культурной сферы на Запад со временем только усилится. Поскольку применять свое мастерство им будет нигде и ни с кем. Направлено письмо-обращение министру культуры, в котором говорится о нецелесообразности предложенной реформы. Этими самыми днях эту же проблему рассматривают в Комитете по культуре ВР. И в случае принятия отрицательного решения профсоюз работников школ начального эстетического образования Украины намерено вывести под Верховную Раду своих членов на марш протеста.

Источник

Добавить комментарий