Путь через Майдан: арт-отражение разных эпох

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

В Институте проблем современного искусства до 8 февраля продлится арт-проект «Переведите меня через Майдан» (фото, графика, видео, объект). Концептуальный проект охватывает большой исторический период: массовые советские парады середины ХХ века. на Крещатике; акции гражданского сопротивления периода перестройки и распада СССР (время утверждения украинской Независимости), а также события на Майдане в 2004-м и 2013-2014 гг.

Фотографии, видео, рисунки, художественные объекты (работы разных поколений художников) — все это раскрывает историю украинского Майдана через призму различных исторических сюжетов, своеобразные авторские взгляды. Здесь объективность документа дополнена многозначностью индивидуального восприятия.

Естественно, у каждого украинского художника — «свой Майдан». То есть такой вот «свой Майдан» отражен в работах Ирины Пап (1917-1985), Анны Войтенко, Жанны Кадыровой, Виктора Марущенко, Валерия Мілосердова, Романа Минина, Александра Курмаза, Андрея Сидоренко, Стаса Воязловського, Максима Афанасьева, Якима Левича. Руководитель проекта — Игорь Абрамович. Куратор — Галина Скляренко. Она и рассказала DT.UA о отображение разных Майданов в сердце украинской столицы.

— Галина, какие конкретные хронологические рамки предусматривает концепция этого проекта главную площадь Украины: то есть от и до… Это только советский и современный периоды — есть желание заглянуть немного глубже?

— В последние годы понятие «Майдан» в Украине, да, пожалуй, и за ее пределами, становится общим. Превращается в символ гражданского неповиновения, гражданских противостояний, социального напряжения.

Впрочем, образ «Майдана» пунктирно прочерчивает всю украинскую историю ХХ века. Вспомним хотя бы хрестоматийный стих Павла Тычины: «На майдані коло церкви», который сейчас приобретает новую актуальность. Ведь нынешнего года — столетие революции 1917 г. Трагический опыт тех событий в Украине требует сегодня осмысления.

Что стоит за этим «круговоротом истории»? Кто может прочитать глубинные смыслы того, что происходит?

Пожалуй, только искусство и художник.

Стихотворение Виталия Коротича, который дал название выставке, не просто продолжает эту тему, а наполняет ее более сложным философским, метафорическим смыслом. «Майдан», о котором говорится в стихе, становится местом столкновения отдельной человеческой жизни и Истории. Чем-то наполненным противоборствующими силами. Пространством, пройти который (выбрав в нем свой путь) так или иначе необходимо каждому.

Выставка задумана как концептуальный проект, который приглашает зрителя к размышлениям. К дискуссии о непростые коллизии нашей истории. О ту хрупкую грань, которая отделяет народ от толпы. Об общей силе и общие ошибки…

История Майдана Независимости, на котором на протяжении последних десятилетий сосредоточены главные события в жизни нашей страны, начинается на нашей выставке с 1950-х ХХ века. Из праздничных шествий советского времени. Потом — студенческая революция на граните, марши шахтеров. Оранжевая революция. И Майдан 2013-2014 гг.

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

— В этом проекте объединены весьма различные художники, фотографы. Каков критерий их объединения — или только тема?

— Прежде всего, конечно, тема. А точнее — кураторский замысел. Выставка в данном случае — не просто демонстрация отдельных произведений (фотографий,
видео, рисунков, художественных объектов), это и такая себе «пространственное представление», в которой есть начало, предполагается динамика действия.

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

Особая роль принадлежит видеофильма художников Стаса Воязловського и Михаила Афанасьева. Он был снят еще в 2011 г. Там Майдан Независимости показан с разных ракурсов — из сумерек подземного перехода (с его особой жизнью), с высоты домов и холмов, которые его окружают. Майдан раскрыт художниками как загадочное, почти мистическое место, полное неожиданностей и чудес. Фотографий на этой выставке действительно много. Этот вид искусства, пожалуй, наиболее актуальный сегодня, сочетающей документальность и ту авторскую субъективность, которая определяет художественное значение.

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

На выставке — фото художников разных поколений. Снимки легендарного киевского фотографа Ирины Пап ( 1917-1985), ее ученика, а теперь известного фотохудожника Виктора Марущенко, Валерия Мілосердова, молодых Анны Войтенко, Романа Минина, Саши Курмаза. Кстати, здесь представлена серия его фоторабот «Пространство возможностей» отмечена премией в Берлине.

Смысловым центром экспозиции стала инсталляция Жанны Кадыровой из прострелених пулями керамических плиток. И, конечно, рисунки одного из старейших киевских художников андеграунда 1960-х Якима Левича. «Картинки из телевизора» (в свободной авторской манере изображен истеблишмент). Это не карикатуры, шаржи, а скорее — авторские впечатления. Попытка понять, что происходит с образом человека, которая прошла через многочисленные фильтры медиа и политики…

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

— Интересная личность в проекте — Ирина Пап. Ее не стало в 1985-го. Ее же называли среди лучших женщин-фоторепортеров мира. Как попали ее фотоработы на вашу выставку?

— История архива Ирины Пап действительно примечательна. В 1960-1970-х она была одним из ведущих фотографов. Ее работы печатались во всех ведущих журналах СССР и за рубежом.

Она создала в Киеве первую профессиональную фотошколу, в которой учились многие из нынешних фотохудожников. И вот человека не стало — и все забылось…

В 1991-м, разбирая завалы в лаборатории киевских «Известий», Валерий Мілосердов нашел в куче мусора ее фотоархив!

Собственно, благодаря ему работы Ирины Пап и становятся известными заново. Они экспонируются на выставках.

Увидев их весной прошлого года на одной из презентаций, я не могла остаться равнодушной. В 2016 г. включила фотографии И.Пап в большую экспозицию выставки «Другая история: Искусство Киева от оттепели до перестройки» в Национальном художественном музее Украины… А теперь — и до этого выставочного проекта. В ее снимках — документы времени и острота авторского видения.

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

— В релизе выставки являются риторические вопросы: долго ли продлится в Украине эпоха Майданов? Лично вы как бы ответили на этот вопрос?

— «Майдан» — явление сложное, многослойное. Его необходимо анализировать с различных точек зрения. Тем более что его история не закончена…

Да и сегодня, как известно, звучат призывы к новым майданам.

В этом плане выставка «Переведите меня через майдан» поднимает очень важную тему — ответственности народа и каждого из нас за то, в каких колоннах идет человек, на призывы откликается, кого приводит к власти…

Шлях через Майдан: арт-відображення різних епох

— Майдан как объект (образ) арт-жизни Украины третьего тысячелетия. Как вам кажется, что дал Майдан украинском арт-социума именно в художественном плане?

— «Майдан» стал в украинском искусстве масштабной темой, на которую откликнулись различные художники: живописцы, графики, фотографы.

На протяжении последних лет прошел ряд выставок, в которых события 2013-2014 гг. нашли яркое отражение. Чаще всего они ограничивались фиксацией или событий, или субъективных авторских переживаний, эмоциональной оценкой.

Однако тема не только себя не исчерпала, но и, на мой взгляд, еще ждет серьезного и глубокого осмысления. Прежде всего — того аналитического, критического, многомерного осмысления, которое и составляет главную особенность современного искусства.

Источник

Добавить комментарий