«Промоутеры не везут в Украину мировых звезд, потому что рискуют не отбить вложенное»

0
107

"Промоутери не везуть в Україну світових зірок, бо ризикують не відбити вкладене"

Show must go on! Такой девиз исповедуют руководители центральных концертных площадок страны. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, военные действия на Востоке, фобии иностранных superstar (относительно Украины).

Как изменилась за год, что проходит, карта концертной деятельности — хотя бы на главной площадке Украины (дворец искусств «Украина»); много экономических потерь, по сравнению с довоенными годами; есть хотя бы какие-то радужные перспективы — наверстать прежние кассовые сборы и количественные показатели? На эти и другие вопросы — с определенной долей оптимизма — DT.UA отвечает Роман Недзельский, генеральный директор Национального дворца искусств «Украина»

Прежде всего некоторые статистические реляции. Скажем, в 2012-2013 гг. во дворце «Украина» проходило около 250 концертов в год. Уходящий год, а год действительно сложный, предлагает другую цифру — 109. Именно столько мероприятий. Что, с учетом отсутствия российского поп-продукта, катастрофой не кажется. 99% из этих 109 мероприятий — концерты отечественных исполнителей и коллективов.

Во дворце искусств «Украина» говорят, что ранее украинские исполнители могли только «вклиниваться» в понедельники, брали те даты, которые оставались незанятыми, да еще и благодарили. И еще некоторые цифры. В 2012 году аренда зала «Украина» достигала
160 тыс. (при курсе доллара — 8 грн.). Теперь аренда (при фактическом курсе доллара — 25 гривен) — 290 тыс. грн.

— Мы пошли навстречу отечественным артистам, даже несмотря на то, что выросли тарифы, аренда земли, что мы имеем 20 млн в год заработать и отдать государству — за эксплуатацию государственного имущества, — комментирует ситуацию Роман Недзельский. — И еще 13 млн нынешнего года «Украина» недополучила за проведения государственных мероприятий, которые должно финансировать Министерство культуры. Речь идет о концерты национальных коллективов, народных артистов, Героев Украины, концерты к государственным праздникам, как-то «Героям слава!», ко Дню защитника Украины, который мы провели совместно с частной концертной агентством «Рок-гвардия», и никто ни копейки не профинансировало… А где, спрашивается, концерт ко Дню Независимости, они же традиционно годами происходили во дворце «Украина»? Где профессиональные праздники: День медработника, День энергетика, я уже не говорю про День милиции, или полиции?

Все это должно стать культурной программой профильного министерства — Минкультуры, направленной на развитие отечественной культуры. Но я не вижу ничего, что хоть отдаленно напоминает программу или стратегию культурной политики… Поэтому, вообще, выступил бы с предложением расформировать Минкульт за ненадобностью.

"Промоутери не везуть в Україну світових зірок, бо ризикують не відбити вкладене"

Роман Недзельский

— Господин Роман, затруднения в стране многих заставляет затягивать пояса. «Украина» — структура надзатратна, учитывая не только технологию…

— Сейчас максимально оптимизировали расходы. Оптимизировали коллектив: утвердили новое штатное расписание, по которому в Национальном дворце искусств «Украина» работают 274 человека. «Позакручували краники» на тепло и на воду, следим за тем, сколько используем электроэнергии. Работаем в режиме максимальной экономии.

Помогает то, что большинство концертов проводим сами — не на голой аренде живем, а на том, что зарабатываем собственными мероприятиями. Конечно, есть и такие концерты, прибыль от которых ниже, чем был бы от сдачи зала в аренду, но для нас каждая копейка важна, потому что самый дорогой зал — это пустой зал. Другими концертами наверстываем недополученное — и постепенно накапливаем капитал. Насочиняли уже достаточно, чтобы полгода просто сидеть и отдыхать. (Чего делать не будем, потому что имеем много интересных идей и проектов, которые нужно воплощать в жизнь).

— Военные события на Востоке, как психологический фактор, как-то влияют на желание-нежелание людей идти на концерт, развлекаться?

— Кризис в связи с фактической войной на Востоке, конечно, есть. Люди ходят на концерты не так активно, как раньше, не всегда могут позволить себе купить билет. Но, несмотря на это, нам удается балансировать между нашими желаниями и тем, что имеем на самом деле.

— А почему известные зарубежные артисты довольно сдержанны в своих желаниях выступить на первой концертной сцене Украины? Это чисто экономический фактор или действительно опасения войны на Востоке?

— Я бы не ставил вопрос только о «первой концерта сцену». Покажите мне в нашей стране площадки, на которых работают зарубежные звезды. Так, к нам в этом году «не заезжали» Стинг и Агилера, но где в Украине они были? Вы уже назвали причины — АТО и экономическая нестабильность. От начала деловых отношений с менеджментом крупной звезды до собственно концерта обычно проходит длительный период времени: таких звезд надо «заказывать» за полгода, год или два. И вносить предоплату — конечно, не в гривне. А кто скажет, каким будет курс доллара к гривне через полгода или год, когда надо продавать билеты? Когда доллар был по восемь гривен, люди платили и по тысячи или две тысячи долларов за билет на Мадонну. А сейчас они купят такие билеты?

Промоутеры не везут в Украину мировых звезд, потому что рискуют не отбить вложенное. Поэтому тех иностранных артистов, у которых гонорары по полмиллиона или по миллиону, в ближайшее время ждать не стоит. Но те, у кого гонорары меньше, приезжают, несмотря на АТО: в октябре была Эмма Шапплін, в ноябре — Будапештский цыганский симфонический оркестр. Будет и Мишель Легран, Тото Кутуньо. А в феврале вообще шикарная зарубежная премьера — Dire Straits Experience.

— Кто из украинских исполнителей, по официальным результатам продаж в «Украине», сегодня может действительно называться аншлаговым исполнителем?

— Все, чьи концерты проводим в «Украине», аншлаговые: Иво Бобул, Кирилл Карабиц, Оксана Билозир, Александр Злотник. Прекрасно прошел вечер памяти Николая Мозгового — также нами организован. Ансамбль имени Вирского настолько аншлаговый, что на него за месяц до концерта билеты разобрали.

Конечно, стоимость не такая, как на «Вечерний квартал»: аншлаг от аншлага отличается. Бывает с таким валом, как у «Квартала», Тины Кароль или Ирины Билык, а бывает с меньшим, но пустых залов, к счастью, нет.

— Что, на ваш взгляд, меняется (если меняется) во вкусах и предпочтениях отечественной аудитории, которая сегодня платит немалые деньги за билеты?

— На мой взгляд, сегодня время украинской современной культуры. Для нас это возможность получить украинский песенный ренессанс. Отечественным художникам нет альтернативы: хотите или нет, а концертное «меню» такое. Чужие не работают, приходится знакомиться со своими.

И, надо сказать, то, что происходит на нашей сцене, происходит на высоком профессиональном и техническом уровне. Украинские исполнители относятся к концерту во Дворце «Украина» как к исповеди, творческого отчета, а не как к очередной возможности заработать мешок денег и отправиться с ним домой.

Наш приоритет — живое исполнение, фонограммы почти нет (разве что в тех шоу, которые снимаются для ТВ). Предлагаем качественную живую музыку украинского производства. Содержательную, созданную с душой, разножанровую, потому что у нас и джаз, и эстрада, и классика, и если шансон, то тоже украинский, существенно отличный от русского, и инструментальные оркестровые концерты…

Вот, к примеру, захотел ManSound отметить 20-летие во Дворце «Украина» — отметил. А «Пиккардийская терция» три года подряд работает в Октябрьском дворце: видимо, не чувствуют или необходимости, или возможности. Ведем переговоры с Иваном Дорном: хочется, чтобы выступил у нас с совершенно новой для себя программой. С симфоническим оркестром, во фраке, с бабочкой. Если решится, это будет для него новый опыт и новая ступень.

— Есть перспективные планы концертной деятельности на 2016-й год? Какие большие звезды дали предварительное согласие?

— Конечно, есть. На полгода вперед расписан малый зал, «Квартал-95» зафрахтовал себе дать на 2016-й год, в январе проведем большой юбилейный концерт Оксаны Билозир, в феврале — Виктора Павлика. О Dire Straits я уже говорил, будут еще Томас Андерс, Алессандро Сафина, Иво Бобул, ансамбль «Сухишвили», Вахтанг Кикабидзе… Жить будем.

Источник.