Пришел за чужой жизнью — вернулся без собственного. О жизни и смерти языком плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Ну что бы, казалось, плакат? В первую очередь он ассоциируется с прикладным искусством, рекламой, в конце концов, это своеобразный привет из советского прошлого, ведь в те времена плакат с особого вида графического искусства превратился в агітпропівську оружие КПСС. За времена независимости Украины плакатное искусство постепенно возрождался.

Плакат как художественный феномен бурно развивался в последней четверти XIX — начала XX века, как в Европе, так и в Америке. Перед Второй мировой войной произошел расцвет плакатного искусства в СССР и Германии. Немцы убеждали, что лучшая форма пропаганды — плакатное искусство. И они таки были правы. В Советском Союзе тоже не пасли задних — все достижения партии, правильном выбранного пути и клеймения тех, кто не верил в светлое коммунистическое будущее — визуализировали с помощью многочисленных плакатов.

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Яркий образец советской пропаганды

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Пропаганда по-немецки

На сегодня плакатное искусство, а точнее один из его разновидностей — патриотический плакат — приобретает особую актуальность из-за войны на востоке Украины. Мощная сила искусства вдохновляет, придает сил и одновременно изображает жизнь без прикрас.

С 16 по 25 сентября в выставочных залах Национального союза художников Украины проходила выставка лучших работ, отобранных для второго этапа Всеукраинского конкурса патриотического плаката. Организатором конкурса выступило Министерство культуры.

Как отметил заместитель министра культуры Украины Ростислав Карандеев, «конкурс на лучший всеукраинский плакат патриотического содержания позволил нам привлечь не только любителей, не только студентов, но и ведущих специалистов, профессионалов плакатного жанра. В связи с этим можем констатировать, что плакатное искусство обогатился высокохудожественными произведениями, которые помогут государству и обществу с культурным оружием в руках обеспечивать продвижение украинской национальной идеи, становление украинского патриотизма. И самое главное – воспитывать у детей, молодежи чувства любви к родной земле и ненависти к врагу».

Ростислав Карандеев уточнил, что работа жюри и участников конкурса продолжался с апреля. «Я рад, что откликнулись представители из многих регионов Украины и даже из-за границы. На конкурс было подано более 300 работ, жюри выбрали лучшие – 64 плакать. Всего в конкурсе приняли участие 123 участника. Так как конкурс был открытый, то свои работы представляли не только художники, были и детские работы. Председателем жюри был Виталий Константинович Шостка, руководителю направления плакатного искусства в Союзе художников Украины».

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

25 сентября жюри определило лучшие работы в семи номинациях. Дипломами i, II И III степеней награждены 25 обладателей конкурса. Главным победителем стал Никита Плужко (м. Киев) за серию работ «Воюем готовя». Плакаты передадут в АТО, до учебных заведений, государственных и громадських учреждений.

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

«Киев 1» спросил у посетителей выставки о впечатлениях от увиденного.

Сергей, студент медицинского университета имени Богомольца: «Честно говоря, не ожидал, что выставка произведет на меня такое мощное впечатление. У меня было немного предвзятое отношение к плакату, я не воспринимал его как жанр искусства. И тут произошел «разрыв шаблона». Лаконичный язык плаката удачно передает его суть. При этом важна каждая деталь, каждый штрих».

Александра, домохозяйка: «На такой выставке я второй раз. Очень понравилось Знаете, за полчаса, проведенные здесь, я пережила целую гамму чувств: от агрессии и ненависти к захватчикам к сочувствию и глубокой нежности к наших защитников, которые ежедневно сдерживают врага на восточной границе».

Петр, юрист: «В выставке услышал от друзей. Решил и себя сходит – не пожалел. Люди устали от полуторагодичной войны, много кто отчаялся, опустил руки… Мол, мы повоевали, немного «поволонтерили», свое дело сделали – теперь пусть другие этим занимаются. Но так думать нельзя, это путь в никуда, бесполезно полагаться на власть или исповедовать философию «моя хата с краю», нужно действовать здесь и сейчас. Убежден в актуальности подобных выставок – киевлянам не лишне напомнить о войне, которая ежедневно собирает щедрый «урожай».

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Для представленных на выставке плакатов характерна гармоническая слаженность композиции, характер рисунка, букв, органическая связь с содержанием и цветовой гаммой. Это тот жанр искусства, в котором не бывает лишнего, потому что оно сразу же отталкивает своей искусственностью, неестественностью, и тогда плакат превращается в лубок.

Патриотический плакат — важная составляющая визуальной культуры, мощное средство массовой информации. Он влияет на сознание зрителей, их эмоции, является носителем идеологии гуманизма, в то же время воспитывает у людей чувство самоуважения, чести и достоинства, призывая не забывать о гражданском долге. Главный мессидж выставки — еще раз напомнить, что Украина — единая и неделимая страна. Сохранить ее территориальную и культурную целостность — задача каждого из нас.

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Прийшов за чужим життям — повернувся без власного. Про життя і смерть мовою плаката

Текст репортажа и фото — Мария Приходько.

Источник.