Принуждение к классике

0
62

Примус до класики

В приморском городе завершился фестиваль Odessa Classics. Всемирно известные скрипач, баритон, сопрано (а также музыкальные коллективы из разных городов) — как будто утверждали новую культурную парадигму города-героя. Смысл которой — в контраверсионности. То есть в действенной популяризации классики в пике повсеместном наглому и вроде уже победном «попу».

Странным образом в одно и то же время, но в разных городах были запущены два важных фестивале. Один в Франковске — Porto Franko Gogolfest (под кураторством Влада Троицкого), цель которого — будто разрыхлить в хорошем смысле консервативное и в таком же хорошем смысле во многом наивное местное культурная среда, привив ему ростки временем дерзкого и резкого современного (актуального) искусства.

Обратная сторона Луны — в Одессе. В славном творческом городе, где даже фасад местной Национальной оперы с недавних пор украшают торжественные портреты (афиши) героев поп-культуры. Не говоря уже об увлечении шансоном — повсеместное. Здесь Odessa Classics как фестиваль выполняет и стратегическую, и культурно-политическую миссию. Эту миссию можно сформулировать образно — такое себе «принуждение к классике». Как принуждают к миру в сложных военных условиях, так иногда надо заставлять и до высокого, прекрасного, гармоничного — в координатах попсовой повседневной неадекватности. А также в условиях забывчивости, что часто именно большое музыкальное наследие во многом и диагностирует настоящего, и даже структурирует наше будущее.

Примус до класики

Вот, например, слушаешь на одном из концертов Odessa Classics немецкого баритона Маттиаса Гьорне: арии из опер Рихарда Вагнера. И в самой музыке, и в выдающейся исполнительской манере является то, что «гармонизирует» мир внутренний и мир внешний, день вчерашний и день грядущий. На этом концерте, кстати, выше всяких похвал оказался оркестр Одесской филармонии, которым дирижировал Игорь Шаврук. Потрясающая чистота, объемность и полифоничность звучания сложной музыки Вагнера (многие к ней боится даже подступиться) — именно в этого оркестра. А уж арии немецкого гостя — высший пилотаж исполнительского мастерства. Мощный, темпераментный, харизматичный баритон сразу и всерьез «принял в объятия» зал филармонии и не отпускал его до самого финала.

Кстати, музыку Вагнера и немецкого исполнителя Гьорне трепетно слушала в зале депутат немецкого бундестага Мария-Луиза Бек, знаменитый политик, чьему мнению прислушивается сама Ангела Меркель. Надо было видеть, как сопереживает депутат музыкальном филармонических действу, как восторженно слушает исполнительскую манеру своего соотечественника… Так бы наши депутаты «слушали» певцов-соотечественников на некоторых музыкальных форумах. Кстати, тех же наших депутатов (по крайней мере многих из них), одичавших, давно хочется подвести к операции — «принуждение классикой». Привязать веревками к стульям в какой-то филармонии и круглосуточно заставить слушать: Вагнера, Лысенко, Верди, Чайковского. Может, после этого просвітліють, не будут вести себя как дикари?

Примус до класики

Тем временем депутат бундестага Мария-Луиза Бек очень трепетно высказалась про Одессу. На своей странице в Facebook она написала, что это украинский город действительно европейский, мультикультурное, чрезвычайно интересное для туристов и меломанов…

Вообще, в рамках фестиваля Odessa Classics было несколько мощных музыкальных залпов. Старт фестивалю задал тоже немецкий исполнитель — скрипач Линус Рот. Его неоценимая скрипка Страдивари во время исполнения «Времен года» Вивальди выдавала какой-то волшебный, чуть ли не медовый тембр. На этом инструменте музыкант играет лет 18. И кажется, что скрипка и скрипач во время концерта будто прорастают друг в друга. Неслучайно спрос на этого исполнителя и на этот инструмент — прямо колоссальный во всем мире.

Еще один музыкальный залп в рамках проекта Odessa Classics — музыкальный open air у колоннады Воронцовского дворца. Эта мегамеломанія собрала под открытым небом около 3 тыс. зрителей. Кстати, в самой Одессе не могли найти 1,5 тыс. одинаковых стульев для приглашенных, поэтому нужен мебельный гарнитур привезли из Днепра. Как вы поняли, эти днепровские стулья пустыми не стояли. Жаждущие услышать классику толпились вокруг и возле Воронцовского дворца. Пожалуй, впервые в Украине для такого концерта под открытым небом соорудили прозрачную крылатую сцену. Она гостеприимно приняла нашу выдающуюся певицу Ольгу Микитенко (исполнила оперные арии), камерные оркестры под управлением Майкла Гуттмана и Игоря Шаврука. Здесь же, на этой площадке, звучала «Музыка любви» в исполнении пианиста Алексея Ботвинова, который уже второй год выступает куратором и непосредственным организатором проекта Odessa Classics. Неоценимая помощь в этом деле — со стороны одесского мецената Руслана Тарпана. Он говорит, что лет через пять проект Odessa Classics должен стоять на уровне крупнейших музыкальных форумов Верону, Зальцбург, Авиньона… Дай Бог, конечно! Тем более что 120 музыкантов, которые гостили в Одессе в тот раз, судя по всему, отвезли домой хорошие впечатления от публики. И во многом именно эти музыканты продвигают в мире дипломатию искусства. Разносят весть о ту же Одессу как город, нацелено на высокое и вечное, а не на низкое и сомнительное (о чем с сожалением иногда читаешь в некоторых новостях).

Примус до класики

Проекты, такие как фестиваль Odessa Classics, не сочтите это за иронию, утешают, что не все меломаны с той же Одессы выехали, не все слушатели оглохли, не все честные ценители обесценились. Глядя, как в помещение филармонии каждый вечер стекаются ручейки настоящей одесской интеллигенции, среди которой и старые, и молодые, веришь, что не все потеряно, не все украдено, что — еще не вечер.

Тем временем если Odessa Classics набирать обороты, уже в 2017 г., видимо, к этому же проекту как-то следует по-дружески присоединиться и Одесской Национальной опере. Как помещению и как духовной институции. Бывшие недоразумения и недосказанности должны остаться в прошлом — ради доброго дела, ради классики.

Источник