Прилетела «Горлица»

Прилетіла "Горлиця"

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Прилетіла "Горлиця"

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

На экраны страны вышел фильм режиссера Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы». А сам режиссер тем временем возглавил Национальный союз кинематографистов Украины. В интервью DT.UA Тарас рассказал о ближайших фестивальные маршруты «Горлицы», а также прояснил свои главные шаги на посту главы кіноспілки.

Дарья, героиня «Горлицы», едет на чужбину, на заработки в Италию, — не от хорошей жизни. Ее муж работу потерял (стал пить горькую), к тому же подросла дочка, а денег на семью не хватает. Заработки, даже в прекрасной Италии, — это далеко не мед, ведь Дарья занимается довольно капризными клиентами-работодателями. И впоследствии, вернувшись на родную Буковину, понимает, что многое в ее жизни заметно изменилось…

В «Горлице», как известно, свою последнюю главную роль сыграл Виталий Линецкий. В роли его жены, заробитчанки Дарьи, — Римма Зюбина.

Производство фильма Тараса Ткаченко совпало с драматическими испытаниями для Украины. Финансирование начинало одно Госкино, возглавляемое Екатериной Копыловой. Продолжило поддержку картины в Госкино уже с новым руководителем — Филиппом Ильенко. 50% бюджета этой картины — государственные деньги, остальные 50% — от инвесторов. Как известно, в разгар работы над фильмом, в июле 2014-го, отошел в другой мир Виталий Линецкий… И режиссеру пришлось кое-что менять в сценарии.

Но, к счастью, фильм все-таки добрался и до отечественных экранов, и до международных фестивалей.

Впервые украинцы увидели «Горлицу» летом на Одесском международном кинофестивале. Тогда же появились и первые рецензии. Почти все критики отмечали важность выбранной режиссером темы — украинские гастарбайтеры. Но, конечно, были и критические замечания. Как без этого?

Сам режиссер еще летом в интервью ВВС-Украина отмечал: «Пять миллионов украинцев работают за рубежом. Это каждый десятый украинец… Возможно, это самое масштабное социальное явление в Украине. Возможно, даже масштабнее за войну через такое количество втянутых в это людей. Украине очень нужно актуальное социальное кино. О том, что происходит с нами именно сейчас».

Напомню, что ленту снимали на Ивано-Франковщине, в живописной Вижнице, были съемки также за рубежом — в Генуе и некоторых других местах.

— Господин Тарас, а сколько копий «Гнездо Горлицы» в ближайшее время попадет на экраны разных городов Украины?

Прилетіла "Горлиця"

— Поверьте, отнюдь не кокетничаю, но на самом деле я сам этого не знаю. Дистрибуцией нашей картины занимаются Владимир Филиппов с Богданом Батрухом. И количество копий до сих пор редактируется-уточняется.

Все зависит от того, сколько копий «Горлицы» согласятся взять в прокат в украинские кинотеатры. На данный момент это число приближается к ста.

— Можете вспомнить, сколько времени длилась работа над этой картиной — от идеи до финальных аккордов?

— Да, конечно. Продюсер Владимир Филиппов обратился ко мне с этой идеей еще в середине 2013-го. Было предложение принять участие в питчинге. А сценарий фильма «Гнездо горлицы» стал одним из победителей конкурса «Коронация слова» еще в 2012-ом. Свой фильм мы завершили буквально накануне нынешнего Одесского кинофестиваля, где и состоялась премьера. На фестивале, как известно, «Гнездо горлицы» получило Гран-при как лучший украинский полнометражный фильм.

— «Гнездо» предусматривало географию съемок в разных местах и городах, так что где вам было сложнее, а где легче всего снимать свой фильм?

— Знаете, сами съемки были не очень проблемными. Более энергозатратным для меня является процесс планирования таких съемок. За рубежом, кстати, все было очень хорошо. Партнером фильма в Италии выступила Лигурийская комиссия. Она обеспечивала получение разрешений, помогала в поиске локаций. Благодаря этой комиссии нам практически бесплатно предоставили и проживание, и объекты для съемок. Снимали в Генуе творческой группой из 16 человек.

Впрочем, без определенных проблем съемочный процесс невозможен вообще. Помню, в Карпатах съемки проходили в передзим’я. И днем было очень тепло — 15-20 градусов, а ночью — минус 5. А так каких-то организационных проблем не было.

Международные кинофестивале покажут в ближайшее время украинское «Гнездо горлицы»?

— В ближайшее время — кинофестиваль в Мангейме (Германия). Это город ждет наших представителей 16 ноября. Далее — Финляндия, Стокгольм. Недавно мы были на Днях украинского кино в Будапеште. Наш фильм открывал этот кинофорум.

Я был очень удивлен, что большинство зрителей в зале — венгры, а не украинцы. А сам показ проходил в старейшем центральном кинотеатре города Uránia National Film Theatre. Это очень хороший кинотеатр, похож на оперный театр в мавританском стиле. Зал был переполнен, ставили даже дополнительные стулья.

После показа многие зрители подходили ко мне, жали руку. Итак, оказывается, иностранцы поняли украинскую картину. Хотя я думал, что «Гнездо горлицы» — наша ментальная лента, которая будет понятной только в Украине. Не хизуватимусь, но картину за границей принимают хорошо.

— Тема украинских заробитчан чем дальше актуальнее. Ведь поток таких работников не утихает. Возможно, планируете продолжить эту тему уже в других проектах?

— Пока таких планов нет. Понимаете, я не хочу стать режиссером одной темы, такого себе социального бэкграунда. Мораль «Горлицы»: жить надо при любых обстоятельствах. Но разрабатывать эту тему повторно — азарта нет.

— Нельзя обойти фигуру Виталия Линецкого… Если бы была ваша воля и воля Божья, то какие классические сюжеты вы экранизировали бы с этим актером в главной роли?

— Трудно ответить на этот вопрос… Ведь история не знает сослагательного наклонения. Я как режиссер, конечно, звал Виталия в свои дальнейшие работы — и с резона художественного (он был замечательным актером), и чисто по-человечески…

Фильм уже увидели зрители Ивано-Франковска и других городов. В соцсетях появляются положительные отзывы. А негативные отзывы вам попадались, таких много?

— Видите ли, я сам знаю недостатки этой картины. Например, не очень хорошо сняты-разработаны отдельные актерские линии, в частности линия депутата и его сына. Преимущественно такие претензии. Еще есть упрек — дескать, у «Горлицы» я показал женщин сильнее, чем мужчины… Но я бы не назвал такие замечания аргументированными.

— Почему?

— Потому что такова наша история. И такая драматургия в основе фильма. На тот момент, когда создавался сценарий, Украина жила в немного других условиях. Это уже сегодня наши мужчины доказали, что имеют настоящую силу воли. И если бы я сегодня начинал работу над новой лентой, то изобразил бы мужчин сильными, мужественными, выносливыми…

— Недавно вы возглавили Национальный союз кинематографистов Украины. Какие первые шаги планируете сделать в ближайшее время — в плане обновления этой структуры и эффективного ее функционирования?

— Во-первых, такую устоявшуюся структуру не стоит очень резко тормошить, потому что можно в результате наделать много бед. Ведь до материальных активов союза есть очень много желающих. Во-вторых, нужно принять в союз адекватную творческую молодежь, которая даст жизненную энергию этой организации. Это очень важно — максимально агитировать и привлекать молодых к общему делу.

С удивлением обнаруживаю, что довольно известные украинские режиссеры, операторы, актеры и до сих пор не спілчанами. Вот я и хочу, чтобы эти художники стали действенным ядром организации, ведь они — профессионалы.

И в-третьих — надо найти для союза юридическую фирму-партнера, которая бы помогла нам разработать пакет авторских соглашений. Они должны были быть образцовыми документами для того, чтобы аргументировано вести диалог с продюсерами.

Важно также привлечь в союз активных продюсеров, чтобы между продюсерами и художниками возник диалог внутри союза, а не снаружи.

Прилетіла "Горлиця"

— А как сегодня реально привлечь молодых в союз? Охотно они откликаются на ваше предложение вступать туда?

— Пока что молодежь действительно сомневается, уместно ли быть членами кіноспілки. Итак активируем сугубо персональный подход. То есть с каждым лично надо говорить и убеждать. Но заметьте, что время от внеочередного съезда прошло не так много — всего три недели. Работа только начинается. Да и технически это сложно. Одно дело — человек по телефону соглашается вступить в союз, а совсем другое — когда этот же человек реально находит время и физически доедет до офиса.

К сожалению, электронных подписей у нас нет, осталась еще старая бюрократия с бумагами.

— Что можно было бы сделать в ближайшее время, чтобы киносоюз стала современным общественным организмом, а не дублировала формат старого советского кінооб’єднаня?

— Для этого нужно превратить союз в инструмент профессиональной защиты. Еще думаем, какую форму для этого выбрать — форму профсоюза, форму творческой гильдии. Кинематографисты должны знать, что союз их защитит в профессии.

Если этой важной функции организация не будет выполнять, то и перспектив развития такая структура не будет иметь.

Для меня это тоже вызов. Это защита профессиональной деятельности в целом — права режиссера, продюсера, взаимные права. А также поддержка авторских прав. Пока что все это держится на сугубо частных договоренностях.

— Если говорить про вашу новую молодую команду, кто эти люди, кто вам будет помогать развивать обновленную союз?

— Сейчас ситуация такая. Союз на съезде избрала не только голову, но и членов правления. 42 человека. Уже из числа правления будет избран секретариат.

Кто вошел? Дмитрий Томашпольский, Роман Ширман, другие деятельные люди, которые способны работать. Знаю их пыл, творческий потенциал.

Поэтому создать действенный секретариат удастся, убежден.

Я сам работал в прежнем секретариате, видел работу тех, кто эффективно себя показал — не только как генератор идей, но и как практик.

Например, Дмитрий Томашпольский. Он был инициатором создания кинотеатра украинского фильма «Лира». А Роман Ширман инициировал премию Национального союза кинематографистов как ежегодную награду.

Поэтому полагаюсь на активных специалистов и в будущем. Также созданы отдельные комиссии, в которые войдут члене союза, более подкованы в том или ином направлении.

— Какие видите пути реального финансирования кіноспілки, несмотря на достаточно скромные поступления из госбюджета?

— Признаюсь честно: пока что не вижу никаких особых. Действительно, на содержание союза Кабинетом министров выделяется скромное финансирование. В чем выигрываем перед другими аналогичными общественными организациями? В том, что в нашем распоряжении есть Дом кино. И благодаря зданию можем заработать такие-сякие средства.

Само здание, как вы понимаете, давно требующий ремонта, технического переоснащения. Это, вообще, первоочередная задача. И на это также нужны средства. Привлечение же к этому внешнего инвестора — достаточно опасная вещь. Ведь так можно потерять последнее имущество союза.

Надеяться на помощь государства — наивно. Вот сейчас и стоит вопрос — как удержать этот баланс?

Знаю, что мой предшественник Сергей Трымбач неоднократно пытался поднять вопрос переоборудования и ремонта Дома кино, даже составил технический смету… Впрочем, союз не может использовать кинозала Дома кино с коммерческой целью, поскольку у нас нет лицензии на коммерческие показы лент, ведь мы неприбыльная организация.

Так что на самом деле есть очень много подводных течений вокруг этого и других вопросов.

Но все же думаю, что путь к становлению Союза как самодостаточной организации — модернизация Дома кино и превращение его в современный кинематографический и фестивальный центр.

Это здание выполняло такую функцию, когда я был еще студентом. Теперь, к сожалению, там не бурлит жизнь так, как бурлила ранее.

— Возможно, планируете какую-то яркую творческую акцию, которая бы символизировала, собственно, ребрендинг кіноспілки, стала точкой отсчета новой жизни старой кіноорганізації?

— Подчеркиваю, что я очень мало времени занимаю эту должность. А для того, чтобы сделать ребрендинг, нужно глубоко погрузиться во все проблемы этой организации, прочно стать на ноги, привлечь творческую молодежь. Одно слово, набраться силы и отваги.

Источник

Добавить комментарий