Право на свою память

К 75-летию завершения Второй мировой войны в Европе Украинский ПЕН и Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» организовали международный проект «Мир и война» – телемарафон-конференция, на которой обсудили современный европейский взгляд на Вторую мировую войну и відрефлексують современные вызовы, перед которыми встала Украина – в частности, войну на Донбассе.

В рамках проекта LB.ua публикует расшифровку выступления украинского поэта и писателя Сергея Жадана.

Право на свою пам’ять

Интересно и актуально попробовать поговорить о наше право на память и о том, почему далеко не все из нас готовы этим правом воспользоваться. Мне кажется, здесь проблема или вопрос в том, что, говоря о праве на память, мы же имеем в виду прежде всего право на собственную память. В то время как нам пытаются подсунуть, предложить какой-то свой вариант, какое-то свое видение, какой-то свой концепт нашего исторического прошлого, нашего политического прошлого, которое для нас является не вполне приемлемым.

В контексте завершения Второй мировой войны, дней, когда мы вспоминаем павших в этой войне – вопрос о праве на свою память, мне кажется, является более чем актуальным. Так или иначе, многие наши соотечественники и дальше пребывают в этом дискурсе постсоветского или новороссийского восприятие взгляда на историю. Когда речь идет не столько об уважении к тем, кто погиб, не об уважении их памяти, а про обычный реваншизм. Даже вот лозунг «Можем повторить» оно не так об уважении, не столько о памяти, сколько о демонстрации своей силы, об угрозах, о попытке собственно подмять всю беседу под себя. И, понятно же, в контексте российско-украинской войны, которая длится уже седьмой год, что лозунг «Можем повторить», которое якобы исторически направлено против нfцизму, в большой мере с российской стороны направлено на нас, на сегодняшних украинцев, которые решились сопротивляться, которые осмелились отстаивать свою точку зрения, которые будто напоминают и себе, и миру о том, что мы имеем право на память.

Антон Дробович: «Культ победы сам по себе – это какой-то нонсенс»

Мы имеем право на прошлое, мы имеем право на историю. Но это должна быть наша память, это должно быть наше прошлое, наша история. Конечно, это не вписывается в какие-то идеологические концепты российских политтехнологов и политиков, поэтому день, который действительно имел бы нас объединять, и дальше является очень раздражающим и чрезвычайно удобным для политических и идеологических манипуляций, к большому сожалению.

Мне кажется, это довольно точно характеризует общее состояние украинского общества: разорванного, дезориентированного и такого, которое не может определиться с собственным прошлым, и соответственно которому очень трудно двигаться вперед. Но, я думаю, мы все это преодолеем и у нас все будет хорошо.

Позволю себе также добавить несколько слов о сравнении того, как мы говорим средствами искусства, скажем, про Вторую мировую войну и о войне российско-украинскую. Почему наш нарратив, который касается сегодняшних событий на востоке страны, на Донбассе, более убедительный, более отчетливый и более направлен действительно в будущее? Зато наши попытки говорить об истории является иногда довольно травматичными и довольно проблематичными. В чем здесь вопрос? Мне кажется, вопрос в собственном, своем взгляде на события, которые происходят.

Говоря о войне с Россией, о войне с оккупантом, захватчиком, мы говорим с собственных позиций. Мы не слушаем ничьего нашептывания, мы не руководствуемся какими-то концепциями, которые нам набрасываются снаружи. Это наш взгляд, это наша страна, мы ее защищаем, мы защищаем свое будущее. В этом случае подобные вещи звучат довольно убедительно, достаточно выразительно. Зато, когда мы говорим об истории, мы колеблемся между различными концепциями, мы дальше не можем найти вот этого собственного ракурса, который бы свидетельствовал именно о наше понимание истории, наше восприятие прошлого, о наши попытки разобраться с собственной памятью. Это довольно сложный и травматичный процесс, бесспорно. Но, я думаю, что так или иначе мы должны его пройти.

Пока мы не начнем говорить про свою историю с собственных позиций, с позиций Украины и украинцев, до тех пор за нас это будут делать наши соседи. И при этом учитывать наши интересы они вряд ли будут.

Сергей Жадан — украинский писатель, поэт, переводчик, общественный деятель. Лауреат Премии имени Василия Стуса. Фронтмен групп Жадан и Собаки и Линия Маннергейма. Автор романов «Депеш Мод», «Ворошиловград», «Месопотамия», «Интернат», поэтических сборников «Цитатник», «Эфиопия», «Жизнь Марии», «Тамплиеры», «Антенна» и др. Член Украинского ПЕН.

Расшифровку подготовила Ирина Гарнец.