Прасковья и Независимость

 

 

На Ивано-Франковщине в селе Чернятин живет и творит удивительная украинская художница. ЕЕ произведения по уровню мастерства и образной уникальности сравнивают с шедеврами Екатерины Билокур, Марии Примаченко. 82-летняя Параска Хома —самобытный мастер. Это женщина, судьба которой переплелась с самыми сложными историческими испытаниями, но ничто не сломило в ее душе внутренней независимости, стремления к творческой свободе, к буйство сказочной фантазии. Такая фантазия щедро разлита в картинах, на которых пылают разноцветными красками ее цветы.

Журналиста столичного издания Прасковья Петровна встречает на пороге своей деревенской хаты — искренне, приветливо. Сразу разговор заходит о творчестве. Впрочем, Параска тяжело вздыхает, теперь ее пенсии, что составляет 1200 грн, не хватает даже на лекарства, то что уж говорить о материалах для живописи, на которые также безумно подскочили цены.

Но не рисовать художница не может. Говорит, что плохо чувствует себя без любимого дела. Поэтому последние свои рисунки делает… на коробке от пиццы!

Проблемы с нехваткой материалов у мастерицы возникали часто. Не находит слов благодарности для незнакомого мужчину, который приехал к Параски Хомы купить несколько рисунков, а позже вернулся с подарком —
300-ми картонными листами, из которых изготавливали коробки для обуви. (Было это еще в далеких 1980-тых; картин на том картоне нарисовала немало).

Следовательно, творит свой сказочный независимый дивосвіт выдающаяся художница в родном доме, в своей маленькой комнате. На импровизированном «столе». На кровать ставит коробку, накрывает ее деревоволокнистою плитой. На этом «столе», если позволяет здоровье, ежедневно в 6 утра гуашью или акварелью начинает выводить левой рукой будущие шедевры…

Таким образом на протяжении более 40 лет мастерица нарисовала на бумаге гуашью и акварелью свыше 5 тыс. произведений! Что уникально: на всех показала красоту родной земли, ее историю, судьбу украинцев образами-символами — декоративными цветами и птицами.

Она взяла за основу любимые георгины, пионы, маки, хризантемы… и нарисовала их в авторской интерпретации. Все варианты разные, что свидетельствует о большой дар декоративного переосмысления природы. Тем более что нигде не изучала рисование. «Я училась у природы, в себя», — говорит Параска Хома.

В фантастических цветах, птицах, их стилевом компоновке — необычность и свежесть.

Художница Параска Хома рисует жизнеутверждающими, яркими, светлыми красками. Лишь на нескольких картинах есть элемент черного. Хотя сюжеты рисунков довольно часто трагические. В частности, посвятила картины братьям, которые погибли на войне. На них — «строгие» георгины с покрученными листьями.

Есть у мастерицы рисунок, на котором передала сюжет поэзии Дмитрия Луценко «А мать ходит на курган». «Не видно могилы — только красные гвоздики. Над ними склоненные желтые розы, как символ разлуки любимых сыновей с усталой старушкой матерью», — говорит Параска Хома.

Воплощает мастерица декоративной росписи в рисунки и тексты песен. Есть в ней рисунки к одноименным «Червоной руты» Владимира Ивасюка, «снег на зеленом письме», «Ясенево» Александра Билаша, «Снова цветут каштаны» Георгия Майбороды, «Бархатцев» Владимира Верменича…

Никогда в ее произведениях не сочетающиеся цветы, которые радуют глаз в разные поры года.

***

Украина впервые открыла для себя талант уникальной мастерицы декоративной росписи в
1968 г. Сын Прасковьи Ярослав учился в Косовском художественном училище прикладного искусства. Именно в нем художник Юлиан Савко увидел работы художницы и попросил познакомить с матерью.

«Юлиан Савко приехал в с. Чернятин. Тогда было время жатвы, я должна была идти работать. Однако он сказал рисовать. Вместе с сыном пошел выполнять вместо меня работу в поле», — вспоминает Прасковья Хома.

Тогда она нарисовала более 60 картин. Их художник Юлиан Савко показал директору Львовской галереи искусств, уже покойному Борису Возницкому, и украинскому искусствоведу Владимиру Овсійчуку. Они, пораженные уникальностью работ, организовали первую персональную выставку картин Параски Хомы в Львове. Из-за состояния здоровья сама автор на открытии быть не смогла.

Со Львова картины повезли выставлять в Музей Тараса Шевченко в Киеве. Еще тогда художники говорили художницы, что она достойна Шевченковской премии, которой не получила и до сих пор.

Впоследствии ее работы увидели Канев, Ивано-Франковск, Коломыя, Запорожье, Хмельницкий, Москва, Ленинград.

В общем, в течение более
40 лет состоялось около 30 его персональных выставок. Много их через болезни Параска Хома не смогла увидеть.

В 1973 г. художницы присвоили звание «Заслуженный мастер народного творчества».

Впоследствии она стала лауреатом Всеукраинской премии им. Екатерины Билокур, получила награду им. Ярослава Лукавецького. Уже во времена независимой Украины награждена орденами княгини Ольги III и II степеней.

Однако, несмотря на многочисленные отличия, уникальная мастерица не нажила состояния. Параска Хома вспоминает, что при советской власти ее выставки сразу выкупали. За три экспозиции платили по 5 тыс. рублей. Государство оценивало один рисунок суммой от
35 до 50 рублей.

Разные искусствоведы интерпретируют творчество Параски Хомы, выраженную в ярких, светлых, оптимистичных цветах и птицах, как внутренний протест против ударов судьбы, как освобождение от напряжения, как самоосознания внутренней независимости, творческой достоинства, абсолютной художественной свободы.

***

Жизнь ее закалила изрядно.

В семье росло семеро детей. Параска Хома была пятой по возрасту. Работал только отец. Мать тяжело болела. Поля не имели — только 25 соток огорода. Бедствовали ужасно.

Из разных воспоминаний Прасковьи Хомы, которыми она делится с DT.UA ярко выделяется жизнерадостный момент. Шестилетним ребенком она играла роль в спектакле. За качественную работу получил подарок — карандаши. Это был фантастический подарок для нее!

Позже ровесники пошли в школу, а Прасковья не имела во что одеться. Родители решили: не будет учиться! Власть за такое решение наказала. Поэтому пришлось обмотать ребенку зимой ноги скатертью, обуть в тапки, дать две тетради, карандаш и отправить на обучение.

«Я не имела ни одного учебника! Все запоминала. Как привели меня в класс, то ученик писал слово «хата», то есть уже завершали изучать азбуку», — вспоминает Прасковья.

Чтобы купить себе книги для второго класса, работала в соседей — делала снопы ячменя. Так закончила четыре класса. Позже заболела менингитом. Впоследствии вынуждена была оставить учебу.

В 1946 г. пережила ужасный голод. Ежедневно вместе с сестрой преодолевала 12 км, чтобы принести збанок жентиці — сыворотки с овечьего молока. Дома ею заливали сорняк или крапиву, и так выжили.

Уже с 14-летнего возраста работала в колхозе в звене. Еще через два года устроилась анализатором качества молока — проходила пять деревень пешком.

В 1950 г. умерла мать, а отец сразу женился на другой женщине. Мачеха разогнала пасынков.

Вышла замуж. Однако мужняя семья не приняла «бедную Прасковью» к дому. Поэтому новосозданная семья перебивалась по соседских квартирах. Там и подросли три сына, рожденные год за годом.

Впоследствии построили хижину. В ней в центре села Чернятин и вырисовывает свои особые цветы и птицы Параска. Уже нет рядом мужа, с которым вырастила троих сыновей. И сердце радуют 9 внуков. Имеет и правнуков.

…Она довольно оживленная, несмотря на ежедневные посещения больницы. От нее все чаще можно услышать: «Я знаю, что оставлю после себя только то, что сделала, а не то, о чем мечтала или болела».

Поэтому на вопрос о мечте отвечает, что хочет успеть нарисовать еще несколько рисунков, потому что имеет на чем: на днях представители местной власти с участием фотокорреспондента довольно неожиданно, после длительного забвения, именно в день нашего интервью художницы привезли десяток листов бумаги.

Уже после своего 80-летия, незадолго до начала Революции Достоинства, мерещатся и рисуются Прасковье Фоме на удивление грустные цветы. Но она верит в счастливое будущее Украины. «Олигархи разваливают государство изнутри. Путин — извне. Однако Россия — это люди, которые сопротивляются захватническому политике. А сейчас мне очень страшно, потому что молодые искренние украинцы ежедневно погибают, а другие ведут разгульный образ жизни, пьют, лодырничают. Нет правды на свете…» — вздыхает мастерица.

Впрочем, ее правда, ее оптимизм, вера в светлое будущее родной земли — в ее картинах, которые рождаются на коробке от пиццы, иногда — на специальных листах. Мир Параски, ее внутренняя независимость прорастает в каждом цветочке, которая раскрывает свои лепестки и дарит — надежду.

Источник.

Добавить комментарий