Похищение Европы, или Игры с быком

Викрадення Європи, або Ігри з биком

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Викрадення Європи, або Ігри з биком

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Новый выставочный проект талантливой художницы, известного философа и искусствоведа Ольги Петровой в очередной раз подтверждает актуальность мифологемы отношений между мужчиной и женщиной, артистично воспринятой автором живописной серии.

Со времен античности любимым сюжетом в искусстве был миф о любовном приключении Зевса и Европы, красивой дочери финикийского царя.

Почувствовав безудержную жажду царевны, самый могущественный из греческих богов проявил незаурядную изобретательность и, чтобы не спугнуть избранницу, превратился в красивого и ласкового быка. Когда же Европа, резвясь, уселась на его спину — стремительно нырнул с ней в море. Напрасно звали на помощь служанки, тщетно умоляла и плакала бранка. Зевс со своей добычей невозмутимо рассекал волны, пока не вышел на берег родного Крита, где и соблазнил желанную девушку.

Следствием описанных выше забав Зевса из слишком доверчивой любовницей стала не только появление трех сыновей (кстати, один из них, Минос, имел жену Пасіфаю, которая родила февраля Минотавра, чудовище с головой быка и телом человека), но и присвоение имени Европы целому континенту.

Что же до критского быка, который, по выражению известного британского исследователя античности Д. Пендлбери, был «природным символом силы и могущества» и в древних цивилизациях отождествлялся с мужской сексуальной агрессией, диким, необузданным началом, — то его культ постепенно распространился и на территорию стран Пиренейского полуострова, в частности Испании.

Упомянутая выше любовная история веками віддзеркалювалася в произведениях искусства греческой пластике и вазописі, римских мозаиках, помпейских фресках, средневековой книжной миниатюре, полотнах эпохи Возрождения и Нового времени.

…История про быка и похищенную им девушку является для Ольги одновременно и источником вдохновения, и отправной точкой в увлекательной игре ее богатого воображения, умноженной на немалый культурный опыт и художественные предпочтения. Собственно говоря, сам сюжет стал для художницы той путеводной «нитью Ариадны», которая дала ей возможность попутешествовать по лабиринтам воспоминаний и подсознания в стремлении постичь вечную тему и создать новую, собственную версию древнего мифа.

Серия живописных работ, представленная в залах Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, как привлекает внимание с художественной точки зрения, — зритель в очередной раз может оценить легкую светоносную манеру письма и музыку ритмов в произведениях Петровой, так и привлекает оригинальным толкованием образов главных персонажей, которым автор иногда предлагает неожиданные роли.

Нюансовану палитру взаимоотношений Зевса-быка и женщины-Европы Ольга трансформирует в выразительные живописные притчи про силу и слабость, любовь и ненависть, вечное противостояние и невозможность существовать друг без друга. Избегая откровенной литературной оповідності, она искусно пользуется присущим ей художественным инструментарием: творит образы совершенной линией и выразительным силуэтом, насыщает лаконичные композиции изысканными сочетаниями цветовых масс. И если бык, сохраняя классические признаки, приписываемые ему древним мифом, остается символом непоколебимой первоначальной мощи, то девушка избавляется от устоявшихся рис покорной жертвы и доминирует в отношениях с мужчиной-быком. Она может быть мечтательной или отстраненной, как в работе «Европа», но в основном встает неуемной и соблазнительно триумфатором, уверенной в своих женских чарах, — «Похищение Европы», «Кармен», «Золотой дождь», «Торро». В корриде любовных страстей художница нередко отводит ей роль матадора, а бык выступает достойным, опасным, но и наиболее желанным для нее противником.

Викрадення Європи, або Ігри з биком

В этом образном сегменте цикла художница приглашает зрителя на арену уже другого классического сюжета — тавромахии, ритуальных игр с быками, которые вошли в историю искусства благодаря фрескам Кноського дворца, офортам Гойи и работам гениального Пикассо, творчеством которого Ольга вдохновляется на протяжении всей жизни. Не случайно до картин новой серии она приобщила написанное несколькими годами ранее полотно «Пикассо на пляже. Антибы». Композиция этой работы — выразительная и трогательная посвящение співзвучному художницы творческом кредо испанского художника, большого любителя корриды, который, несомненно, отождествлял себя с тотемом родины и лишь в моменты уединения снимал с лица раздражающую обывателя личину.

В Испании поединок человека с быком — яркое и незабываемое зрелище, которое символизирует победу над грубой силой и слепой яростью дикого животного. В работе «Противники» фигуры главных персонажей изображены за миг до начала решающей битвы. Торжественный драматизм момента передают насыщенные оттенки красного, желтого, зеленого цветов. Опасное животное и напряженный, словно струна, мужчина замерли в предвкушении начала смертельного спектакля, которую они будут играть на арене перед сотнями зрителей. В этом дуэте народный любимец — матадор —имеет не только показать отвагу и ловкость, но и удовлетворить публику своим мастерством не ката, а художника.

Бык, который вырывается из-за ограждения арены, — крайне опасный в своей слепой разрушительной ярости. Бесспорно, в условиях военного конфликта, в который Украина втянута третий год подряд, образ воинствующего чудовища, требует все новых человеческих жертв, не мог не отразиться в зеркале созданных художницей образов. И, хотя на выставке нет прямых сюжетных аналогий с военной тематикой, в картине «Минотавр» зритель может почувствовать присутствие незримой угрозы, которую несет человек-бык цивилизованному человечеству. В этом контексте Ольга противопоставляет быке-убийце образ желанной женщины-Европы, которая хочет мира и жизни на планете.

Заметно, что представленная Ольгой серия полотен является результатом большой и искренней любви к стран и культур Средиземноморья, которая родилась во время путешествий по городам и городкам Испании, Франции, Греции, Италии. Написанные в теплой цветовой гамме, фактически a la prima, они вобрали в себя голубые и зеленоватые блики моря и неба, нежные цвета южных плодов и цветов, радость и безмятежность европейского Эдема — Севилья. Дворец», «Экс-ан-Прованс. Крыши», «Тосса де Мар», «Бесалу. Каталония». В раю порой и опасный бык перестает быть грозным, зато встает экзотическим украшением, как в работе «На скалах Андалусии». Изображая плоский черный силуэт бойцовского быка на испеченном безжалостным солнцем холме, Ольга сводит образ опасного зверя в роли эффектного рекламного щита хересного бренди Veterano. А в работе «Парижский петушок» она с большой долей добродушного юмора объединяет традиционные символы двух крупнейших стран Европейского Союза.

Напоследок хочется отметить еще одно, не менее важное преимущество экспонированной в залах Музея Ханенко выставки. Уже традиционно для Ольги Петровой, новые работы сознательно задумываются ею оригинальными «открытыми системами», призванными активно взаимодействовать со зрителями. Эти полотна несут нам послание и в то же время апеллируют к чувствам и сознанию, приглашают к размышлению, побуждают к живому осмыслению предложенной темы. Общеизвестно, что искусство — одно из самых эффективных средств познания жизни и мира. Этой высокой цели служит и выставочный проект Ольги Петровой — еще один неоценимый проводник в мир постижения истин, которые волнуют человечество.

Источник

Добавить комментарий