Последние предупреждения Анджея Вайды

Останні попередження Анджея Вайди

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Останні попередження Анджея Вайди

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Анджей Вайда ушел из жизни 9 октября 2016-го. В конце октября, на закрытии киевского Международного фестиваля «Молодость» показали последний фильм мастера — «Післяобрази», сюжетная ткань которого есть и напутствием, и прощанием, и предупреждением.

Премьера этой картины состоялась на кинофестивале в Гдыне. Там она признана одной из самых сильных работ мастера (ленту выдвинули кандидатом на «Оскар» от Польши). А на 11-м Кинофестивале в Риме зал принял эту картину овацией, стоя.

Презентуя фильм в Киеве, актер Анджей Северин сказал: «Все понимали, что Анджея рано или поздно не станет… Люди не живут вечно. Когда мы встретились в Гдыне, Анджей шутил: «90 лет — это еще ничего, совсем не возраст». И когда после этих оптимистичных слов его не стало, у нас был шок. В Анджеї жила потрясающая любовь к прошлому своей страны. И он с надеждой смотрел в ее будущее. В нем не было ненависти. Это важно. Его прощальный фильм адресован людям мира. Это предупреждение: переосмысление непростой судьбы художника в условиях несвободы. Сейчас нам грустно. Но если бы Анджей увидел этот наш уныние, он бы рассердился и скомандовал: «За работу!».

На экране первые кадры. Холм. На нем залитая солнцем поляна. Посреди нее группа. Внизу ясноглазая девушка с поклажей. Она остановилась передохнуть, чтобы взойти наверх. Вдруг кто-то бросается ей навстречу. Попросту несется сломя голову. И скатывается к ее ногам. По его примеру так делают и другие. В кадре мелькают красные юбки, голые коленки, слышится смех. Тут же зрікаєшся всех своих предубеждений, с восторгом ощущаешь: «Это же надо — такой вкус жизни в 90 лет!».

Следующий эпизод позволяет разглядеть того самого героя, который «скатился» первым. Он старший, он с костылем, он без руки и ноги — в центре группы.

Актер Богуслав Линда в роли преподавателя-инвалида чем-то смахивает на молодого Анджея Вайду. Возможно, прической, которую тогда носил послевоенное поколение?

Стоило художнику обізватися, становится понятно — схожесть неслучайна. Героя и режиссера объединяет «созвучность».

«Вы сейчас на пленэре. Перед вами один и тот же пейзаж. Каждый в нем видит что-то свое, значимое. И то, что вы перенесете на холст, и есть ваше индивидуальное, то, что остается после образа. Человек видит только тогда, когда осознает увиденное».

В первые минуты фильма Вайда раскрывает зрителю и свое понятие «Післяобрази».

В основе картины — биография художника и теоретика авангардизма Владислава Максимилиановича В.стржеминского. Если бы за экранизацию судьбы этого человека взялся кто-то другой, то, возможно, мы бы с этого «другого» фильма узнали историю юного дворянина, награжденного за храбрость и преданность родине Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия. Узнали бы, почему поляк Стржемінський, рожденный 1983 г. в Минске, избрал карьеру военного, которая превратила его в 22 года на инвалида.

Анджей Вайда сознательно избегает темы скитаний, становление художника, показывая нам лишь последний этап его жизни и максимально лишая зрителя телесных страданий героев, четко акцентируя на боли душевном. Акцент — на противостоянии свободной личности режиму и обществу, обплутаному жестокой идеологией.

С живописного холма действо символически переносится в аскетичную квартиру-мастерскую, где начинается неравная схватка с системой. Художник вознамеривается дотронуться до чистого холста, — и вдруг его пространство багровеет.

Это один из сильнейших символов в фильме, что указывает на кровавую политику прошлого.

Тем временем на улице всего лишь идет подготовка к празднованию, демонстрации. На пол дома вывешивают кумач с изображением Сталина. Художник, потеряв возможность видеть мир таким, какой он есть, разрывает плакат со своего окна. Не топором и не ножом — костылем. Сразу же за ним и приходят.

Талантливого художника не сажают за решетку, а склоняют к сотрудничеству. Объясняют, что настало время сделать выбор. Когда понимают, что Владислав не готов подчиниться, начинают попросту изживать его из мира. Сначала запугивают, уничтожая выставку учеников и коллег. Забирают его картины из музея.

Он сопротивляется, несмотря на то, что бывшая жена, скульптор Катаржина Кобро, смертельно больна и дочка постоянно бегает к нему просить денег на лекарства.

Режиссер так ни разу и не показал нам умираючу. Даже когда ее не стало, дочь заглянула под натянутое простыня не со стороны зрителя. И без этого наблюдать страдания подростка невыносимо.

Тем временем художника увольняют из вуза. Он до сих пор еще не одинок, к нему бегают студенты. Они надеются, что это лишь недоразумение. Он любит их и начинает потихоньку віднаджувати.

Потом его лишают удостоверения Союза художников, а следовательно и возможности гонораров и карточек на питание. Без удостоверения ему не продают красок. Художник обречен.

В этот момент и подворачивается работа — рисовать те самые ненавистные плакаты. Его уговаривает бывший студент, смущаясь и уточняя: «В продмагах не знают, кто вы, — примут». И художник вынужден идти на компромисс, ведь лозунг гласит: «Кто не работает, тот не ест».

Эта последняя для него работа оборачивается кровавым плевком, что его художник символически вытирает об обрывок плаката.

Сразу же, как только пришла директива о том, что он уволен, зритель понимает: художник смертельно болен. И помочь ему может только чудо.

Вот женщины в огромной очереди за мясом, они готовы пропустить инвалида. Но без продовольственной карточки он остается ни с чем. Люди, взятые по горло системой, не в состоянии деятельно сочувствовать.

С этого момента режиссер начинает еще сильнее затягивать петлю на шее героя, не оставляя нам, зрителям, никакой надежды.

Добродушная домработница, которая все это время переживала, чтобы суп не дай Бог не остыл, выливает дымящуюся блюдо обратно в кастрюлю, с совсем другой интонацией: «Вы задолжали мне за два месяца. Я не сэру деньгами».

Герой (Богуслав Линда) с невозмутимым лицом облизывает пустую тарелку.

И вдруг появляется ясноглазая студентка. Она и раньше появлялась, записывая его теорию. В отчаянный момент признается художнику в любви. Она может стать спасительной ниточкой, что свяжет его с этим безумным миром.

Художник отвечает ей: «Я думал, хуже быть не может». Обрывая тем самым эту последнюю нить. А дальше Анджей Вайда показывает, как Стржемінський теряет равновесие среди манекенов. Над ним повисает на ниточке бездушная рука.

Может, это только фантомные боли? Или это и есть финал?

Загнанный герой фильма «Пепел и алмаз» умирает на помойке. Зомлілого от голода В.стржеминского находят на улице. Единственный преданный друг, Юлиан Тувим, привозит ему лекарства из Швейцарии. Но поздно.

И вот уже дочь, что пришлось из-за неприспособленных к системе родителей самостоятельно пойти в детский дом, горюет на пустом больничной койке…

Такое горькое послание оставил Анджей Вайда. Как предупреждение потомкам — это не должно повториться.

Анджея Вайду называют совестью польского кино. Но совесть он только для тех, у кого она есть. Он — образец того, как можно достойно жить в тяжелые времена, не предавая себя.

Источник

Добавить комментарий