Портрет жены Подервянского

Портрет дружини Подерв'янського

 

В творчестве украинского художника Сергея Подервянского видное место занимают портреты Лады Миляевой — жены, музы, вдохновительницы, матери его сына, известного писателя, драматурга и художника Леся Подервянского.

Людмила Семеновна Миляева отмечает юбилей. Она, без преувеличения, классик украинского искусствоведения, если можно применить этот рудимент дефиниций к энергичной, окрыленной новыми идеями и замыслами исследователя, чье научное кредо — всегда быть принципиальной, бескомпромиссной, честной в своих убеждениях и взглядах, придерживаться высокого уровня художественных критериев, которые были взяты за ориентир уже с первых шагов в науке.

Имея острый ум и будучи научно бескомпромиссной, Людмила Семеновна не искала легких путей, не приспосабливалась к господствующих официальных идеологических мифов. Она принадлежит к когорте порядочных и честных исследователей, которые, несмотря на все конъюнктурные изменения, последовательно изучала украинское церковное искусство.

Людмила Миляева — одна из основателей факультета теории и истории искусства Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (1960 г.). Ниву искусствоведческой науки она щедро усеяла зернами любви, которые глубоко запали в души его учеников, многочисленных сподвижников и продолжателей.

Мне посчастливилось быть среди первых выпускников факультета, слушать ее увлекательные лекции по истории древнего искусства Украины.

Людмила Семеновна демонстрировала нам фото древних икон, деревянных церквей и иконостасов, которые были найдены во время многочисленных экспедиций, командировок в музеи, в фондохранилищах, библиотеках и частных коллекциях, а иногда и просто спасены, ибо приходились пылиться в сараях и на чердаках. Нас завораживали те приключенческие истории.

Это была полезная школа проникновение в тайну искусствоведения, зажгла не в одной душе огонь опытничества. Людмила Семеновна в многочисленных экспедициях по Украине вместе со своими единомышленниками — выдающимися исследователями украинского искусства Григорием Логвином, Степаном Таранущенком, Павлом Жолтовским, Борисом Возницким спасала от физического уничтожения уникальные памятники церковного искусства.

Тогда это было настоящим подвигом и проявлением высокой гражданской позиции.

Те находки постепенно проходили научную атрибуцию, осмыслялись, а затем превращались в страницы «Истории украинского искусства», которая готовилась к печати в 1960-х гг.

На протяжении всей своей научной деятельности Людмила Семеновна активно генерирует и реализует в своих работах новейшие подходы и принципы исследования украинского средневекового искусства.

В суголоссі украинского искусствоведения, которое во второй половине ХХ века. творилось такими личностями как Платон Белецкий, Павел Жолтовский, Юрий Асеев, Григорий Логвин, Вера Свенцицкая, а сейчас — Владимир Овсийчук и другие, голос Людмилы Миляевой отличается глубиной и убедительностью утверждения научных принципов.

Уже с первых шагов исследовательница взяла высокую ноту, которая стала характерным камертоном ее дальнейшей судьбы и определяет современный уровень украинского искусствоведения.

История — создавала ее, она творила историю.

Сейчас Людмила Миляева — доктор искусствоведения, профессор, академик НАМУ, заслуженный деятель искусств Украины. А свой творческий и научный путь после окончания Киевского государственного университета им. Т.Шевченко она начинала в Национальном музее украинского изобразительного искусства.

Непосредственная работа с памятниками, фондовая и экспозиционная работа — все это дало ей прочную базу для дальнейшей научной деятельности.

С тех пор главным творческим приоритетом для Л.Миляевой есть история иконописи Украины, в подтверждение чего найдем в многочисленных книгах, статьях, научных исследованиях, выступлениях и докладах на престижных отечественных и международных научных собраниях.

Ее монография «Росписи Потелич» (К., 1969) и книга о украинская иконопись XII—
XVI века. в соавторстве с Г.Логвином и В.Свєнціцькою стали важными вехами в изучении сакрального искусства. Исследования, которое через давление цензуры вышло под названием «Украинский средневековый живопись», несмотря на официальное мнение, утверждала преемственность украинской культуры со времен Киевской Руси.

Важным вкладом в изучение средневекового искусства стало фундаментальное исследование Людмилы Миляевой «Украинская икона XI—XVIII ст. вот византийских истоков до барокко» (1996). В монографии развитие украинской иконописи рассматривается как непрерывный процесс. И если до сих пор он проступал лишь пунктирно, то теперь — это полнокровная история украинской иконописи, в котором слышится парафраз сложной и часто трагической судьбы Украины.

Событием в украинском искусствоведении последнего времени стали две монографии Людмилы Миляевой о современных художниках: «С.П.Подервянский. Творческая судьба.1916-2006» (2011) и «Воспоминания Л.С.Миляевой. Семен Матвеевич Миляев» (2014). Эти книги, щедро окрашены его личными чувствами, уважительным отношением к родным людям, которые были рядом на протяжении всей жизни, является высоким примером порядочности, бескомпромиссного служения искусству. В них рассказывается о нелегком пути художников на фоне истории, художественной жизни страны, об их вкладе в украинскую культуру.

В книжке про Сергея Павловича Подервянского изображена фигура выдающегося художника нашего времени. Он прославился прежде всего как тонкий мастер психологического портрета, совершенный рисовальщик, творчество которого «никогда не была запятнана, индивидуальность мужественно противостояла негативной ауре эпохи».

Эти монографии Л.Миляевой — пример сферического сочетание двух взглядов — изнутри, как близкого человека, который знал все замыслы и творческие поиски, и извне — как профессионала, тонкого аналитика-искусствоведа.

Общаться с Людмилой Семеновной особенно интересно. Ее рассказы всегда полны новых фактов, воспоминаний, оценок художественной ситуации, восхищение своими способными учениками.

Источник.

Добавить комментарий