Польский дипломат: «Страна должна иметь свой голос в какофонии сообщений в публичном пространстве»

0
164

В украинском МИД недавно создали Управление публичной дипломатии, в состав которого вошло три новые отделы: культурной дипломатии, имиджевых проектов и связей с медиа. Новое управление должно заниматься вопросами политической, экономической, культурной, информационной и гражданской продвижения Украины в мире, то есть развитием зарубежного имиджа украинского государства. Целевая аудитория новой дипломатической политики выглядит тоже по-новому. Это уже не официальные представительства иностранных государств, как принято в случае традиционной дипломатии, а общественные лидеры, влиятельные иностранные медиа-ресурсы и интеллектуальные среды. И именно культура, как отражение широкого спектра общественных ценностей, в том числе гражданских и политических, является основным инструментом новой политики имиджа МИД.

На старте украинская дипломатическая инициатива выглядит амбициозно. Зато на практике имеем ряд традиционных проблем держаапарату: нехватка средств, компетенций и системообразующих процедур. В созданном управлении определили главную цель – «эффективные люди и эффективные процедуры» (гиперссылку на статью об управлении МИД). И поскольку эффективность не приходит сама по себе, а требует времени и опыта, которого нам не хватает, украинской стороне следует обращаться к иностранной практики, в том числе близкой нам ментально и политически солидарной с Украиной Польше.

Узнав о структурные инновации украинского МИД, польский дипломат, руководитель Департамента публичной и культурной дипломатии Министерства иностранных дел Республики Польша Томаш Шератікс с благосклонностью отозвался на просьбу LB.ua поделиться достижениями своего подразделения в области репутационной политики.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"
Фото: MSZ / J. CIEŚLIKOWSKA
Томаш Шератікс (слева на фото)

Эффективных людей в польском департаменте около шестидесяти (в новом украинском руководстве, которое является меньшим за департамент, сейчас семнадцать). Также соседняя зарубежная политика опирается на отработанную систему управленческих процедур: конкурсные программы для негосударственного сектора, стипендиальные программы и учебные визиты для иностранцев, проектная деятельность 24-х Польских Институтов в мире, и устойчивый бюджет. Отдельная и важная составляющая политики польского бренд-менеджмента – это вектор внутреннего взаимодействия с ячейками местного самоуправления. Это направление (профессиональный термин «domestic public diplomacy») для сегодняшней Польши является одним из самых актуальных, и направлен, с одной стороны, на формирование внутриполитического диалога средствами культуры, с другой – на формирование горизонтальных коммуникаций польских регионов со своими международными соответствиями в Европе и мире.

Как польская заграничная политика толкует понятие публичной и культурной дипломатии?

Публичная дипломатия является очень широким понятием и означает политику осуществления влияния на общества других стран, в частности на носителей общественного мнения с целью формирования общего имиджа данной страны за рубежом. Мы в Департаменте публичной и культурной дипломатии польского МИД считаем, что позиция нашей страны в мире зависит не только от объективных показателей, но также и от ее восприятия иностранной общественностью. На образ, или как сейчас принято говорить, имидж страны за рубежом, влияет очень много факторов, некоторые из них можем изменить, некоторые – нет, но реализация приоритетов политики публичной дипломатии позволяет это влияние укреплять и расширять. К сфере публичной дипломатии входит много отраслей, в частности культурная, историческая, экономическая, языковая или спортивная дипломатия.

Культурная дипломатия является одним из важнейших проявлений публичной дипломатии.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"

Карта распространения центров обучения польского языка для иностранцев

Когда внешнеполитическое ведомство Польши внедрило публичную дипломатию на официальном уровне?

Публичная дипломатия (хотя на то время этот термин еще не употреблялся) в польском МИД осуществляется еще с 70-х годов прошлого века, тогда заработал Департамент информации и культурного сотрудничества. В результате демократической трансформации 1989 года впоследствии в 1990 году был создан Департамент культурной и национальной политики, задачей которого было введение политики формирования имиджа Польши за рубежом. Это была работа от самых истоков. Последующие годы принесли много изменений, пока в 2009 году тогдашний Департамент Промоции не был модернизирован и переименован в Департамент публичной и культурной дипломатии.

2013 года подразделение значительно пополнился кадрами (сегодня работает около 60 человек), а объем его полномочий расширен, в частности в части публичной дипломатии. Речь идет прежде всего о налаживании коммуникации с общественным мнением внутри страны и сотрудничество с субъектами местного самоуправления.

Также увеличились объемы финансирования Департамента. Затраты на одни только конкурсы министерства составляют около 9 миллионов злотых (55,8 млн грн). Программа учебных визитов в 2015 году обошлась в свыше 3 миллионов злотых, а это организация около 150 визитов, в которых приняло участие более 600 человек.


Программа учебных визитов МИД – составляющая польской публичной дипломатии

К расходам добавляется финансирование 24-х Польских Институтов и других иностранных организаций, которые задействованы в реализации задач публичной дипломатии. Поэтому общий бюджет департамента составляет несколько десятков миллионов злотых ежегодно. И речь здесь идет исключительно о бюджете программной деятельности.

За подготовку кадров Министерства иностранных дел отвечает Польский Институт Дипломатии (для украинского МИД готовит кадры Дипломатическая Академия – авт.). Одним из образовательных направлений является публичная и культурная дипломатия. Выпускники этого института трудоустраиваются в МИД и часто работают в том числе и в нашем департаменте. Лично я являюсь тому примером.

В Украине еще до сих пор не решен вопрос национальной культурной стратегии, а раскол между государственным и общественным сектором в области стратегирования только усугубляется. В созданном Управлении публичной дипломатии украинского МИД обещают разработать стратегию в этой отрасли за год. Или польская культурная политика и дипломатия также страдает от нехватки візійних документов?

Мы всегда стараемся работать эффективно, направляя усилия на достижение поставленных целей, задекларированных в стратегических документах.

До конца 2015 года польская заграничная политика опиралась на документ «Направления промоции Польши до 2015 года» (ключевые ее направления: продвижение культуры, экономики, спорта и туризма, науки и образования – авт.), где было прописано механизмы роста международной узнаваемости и конкурентоспособности нашей страны на международной арене. Мировые показатели свидетельствуют, что мы справились с этим заданием. Сейчас интенсивно работаем над очередным стратегическим документом на период 2016-2020 годов, который должен определить новые цели данной политики в длительной перспективе.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"
Фото: www.paiz.gov.pl
Смысловое позиционирование Польши в европейской геополітиції средствами культурной дипломатии: «Польша – сердце Европы»

Кроме того, внутри года департамент публичной и культурной дипломатии определяет несколько коммуникационных приоритетов на следующий год. Обычно они связаны с важными культурными событиями или историческими годовщиной, или согласуются с актуальными общественными или культурными трендами в стране.

К примеру, одним из главных приоритетов на 2016 год является для нас продвижение польского вклада в построение нового строя после 1989 года, поэтому для нас особенно важным в этом контексте является организация в конце июля очередного саммита НАТО в Варшаве.

Еще один аспект коммуникационной политики на 2016 год – это проекты в области продвижения международных усилий Польши по демократизации, развития межкультурного диалога и укрепления гражданского общества. В этом направлении активно работаем над подготовкой проведения Мировых Дней Молодежи (пройдут в конце июля в Кракове, куда уже заявили о своем желании приехать около 2,5 паломников).

В этом году также ставим упор на рекламу так называемых креативных индустрий и динамичное развитие польских городов.

Какие ключевые инструменты продвижения Польши применяет Департамент публичной и культурной дипломатии?

В течение последних лет наш департамент наработал стали инструменты продвижения, одним из которых является комплексный механизм финансирования проектов через проведение открытых конкурсов, направленных преимущественно для участия субъектов третьего сектора. Тематика каждого из них разная, но вместе они способствуют эффекту синергии (одним из таких является конкурс для негосударственного сектора «Сотрудничество в области публичной дипломатии», в этом году его бюджет составляет 3,9 миллионов злотых, около 25 млн. грн. – авт.).

Другим, как на меня, важным механизмом реализации задач публичной дипломатии является деятельность сети 24-х Польских Институтов, расположенных по всему миру. Их основное призвание – это промоция польской культуры. Однако институты также работают с сегментами экономической и исторической дипломатии. МИД предоставляет им финансовую и методологическую поддержку, реализуя через различные инструменты культурной дипломатии (выставки, фильмы, информационные и промо материалы) наши общие коммуникационные приоритеты в разных странах мира. На основании собранных отчетов можем похвастаться в реализации около 2000 проектов по инициативе Польских Институтов в мире по 2015 год.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"

Буклет программы продвижения польского дизайна на международных фестивалях, в частности, в Токио, Эйндховене, Стамбуле, разработанной Институтом Адама Мицкевича

Кроме того, мы регулярно применяем и другие рекламные средства, в частности: постоянный мониторинг имиджа Польши за рубежом, который проводим много лет подряд, развитие сотрудничества с медиа, хорошо отработанный механизм учебных визитов, присутствие МИД в Интернете и социальных сетях, участие в международных проектах по оказанию помощи, в том числе twinning-проектах (обеспечение технического сотрудничества между органами власти государств-членов ЕС и стран-бенефициаров в сфере новейшего опыта администрирования), и отдельный очень важный сегмент, который ежегодно развиваем, – сотрудничество с ячейками местного самоуправления. Ежедневно польские органы самоуправления налаживают контакты со своими международными соответствиями в Европе и мире. Это направление польской внешней политики называем самоуправляемым и гражданским измерением, в мире этот подход получил название domestic public diplomacy (внутренняя публичная дипломатия).

В Украине внутренняя культурная политика и дипломатия упирается в проблему непроведеної своего времени административной реформы, а также нехватки отраслевых институтов. И хотя весь предыдущий год в Украине звучали заявления о создании украинского Института Книги (соответствующий законопроект о его учреждении подписал 22 февраля Президент Украины) и Института Тараса Шевченко (Минкульт перенес с 2015 на 2016 год его создания), все же нас мало игроков для продуцирования культурного продукта на экспорт. С какими партнерами прежде всего сотрудничает польское МИД в области бренд-менеджмента?

В 2004 году был создан Совет Промоции Польши, которая функционирует как форум сотрудничества всех институтов правительственной администрации, привлеченных к реализации задач по продвижению польского имиджа за рубежом. В ее состав среди других министерств и ведомств входит также Министерство культуры и национального наследия и Министерство развития (председательствующий заседаниями Министр иностранных дел Польши – ред.). Кроме того, постоянно сотрудничаем с Институтом Адама Мицкевича, Институтом Книги, Польским Институтом киноискусства, Театральным Институтом. В области исторической политики МИД сотрудничаем с Институтом Национальной Памяти, Музеем истории Польши, Институтом истории Польской Академии Наук, Советом охраны памяти борьбы и мученичества, Центром «Карта», Музеем истории польских евреев.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"

Афиша польской выставки в Нью-Йорке, посвященной падению коммунистического режима в Польше и других странах Центрально-восточной Европы. Организаторы: Институт польской культуры (Польский Институт), Консульство РП, Польско-славянский центр, Центр «Карта»

Туристический имидж Польши формируется в сотрудничестве с Польской Туристической Организацией и польскими Центрами туристической информации. Как видно стараемся реализовывать подходы горизонтальной сотрудничества, привлекая к участию соответствующие институции в той или иной сфере.

Какую роль играет сегодня Украина в польской зарубежной политике, в частности в области гуманитарного сотрудничества?

Украина для нас-один из приоритетных направлений внешней политики. Нам важно, чтобы наш сосед развивался как демократическая и процветающая страна. Хотим также чтобы украинцы, насколько они сами заявили свои стремления, имели шанс приобщиться к народам стран Европейского Союза с целью дальнейшего гармоничного развития согласно цивилизационных ценностей украинской культуры.

Украина является также приоритетной страной польской политики помощи и развития. В течение последних 10 лет (2005-2014) в рамках официальной программы содействия развитию Украины и двустороннего сотрудничества Польша реализовала проекты и программы на сумму 90 миллионов евро (115 миллионов злотых). Огромную роль в этой программе отведена нашему министерству. Поочередно дофінансовуючи проекты развития в рамках Многолетней программы сотрудничества развития на 2012-2015 годы МИД поддержало проведение ключевых реформ в Украине: децентрализация, образования, публичных финансов, а также инициатив по преодолению коррупции. Польское министерство также финансирует обучение студентов из Украины в рамках различных стипендиальных программ, среди которых Стипендиальная программа им. Банаха, стипендиальная программа для студентов восточных исследований Варшавского Университета, а также обучение в Европейском Колледже Натолин.

Кроме различных программ содействия, МИД поддерживает также сотрудничество польских и украинских субъектов неправительственного сектора через реализацию дотационных конкурсов. В 2015 году мы поддержали 13 проектов польско-украинского сотрудничества, призванных способствовать демократизации и культурным обменам. Примером таких проектов может быть международный фестиваль «Открываем Падеревского», который проходит во Львове с 2012 года при нашей поддержке.

Польський дипломат: "Країна повинна мати свій голос в какофонії повідомлень в публічному просторі"

Стоит также вспомнить польско-украинское сотрудничество в сфере обучения молодежи. Министерства иностранных дел наших стран принимают в этом участие. Подчинен МИД уже упоминавшийся Польский Институт Дипломатии организовывал обучение для украинских дипломатов и слушателей с Украинской дипломатической академии. В свою очередь украинский МИД принимало участие в отборе студентов из Украины для обучения в Европейском Колледже Натолин. Стоит добавить, что польские Министерство национального образования вместе с Министерством культуры и национального наследия организовали обмен молодежи между Польшей и Украиной на сумму около 4,5 миллионов злотых.

Какими могут быть актуальные направления украинской культурной дипломатии учитывая опыт соседней Польши?

Публичная дипломатия времен распространения и демократизации международного диалога затрагивает широкие слои населения и развивается благодаря Интернету и социальным медиа. Это сегодня является крайне важным. Страна должна иметь свой голос в какофонии сообщений, функционирующих в публичном пространстве. Сегодня не достаточно проводить добрую и мудрую политику, в том числе международную, нужно активно склонять граждан к своим убеждениям, как внутри собственной страны, так и за рубежом. Важно уметь профессионально презентовать свою страну на международной арене. В эпоху глобальной коммуникации взгляды иностранцев приковано к проблемам или катаклизмов этого региона. Зато нам нужно показывать наши страны с самой лучшей стороны. Собственно об этом заботится польское МИД, реализуя задачи в области публичной и культурной дипломатии.

Источник