Почему Вячеслава Кириленко нельзя оставлять в Минкульте

Вторник грозит стать днем очередных парламентских и правительственных разборок: ожидается, что на заседании Верховной Рады будут формировать новую коалицию и новый Кабмин во главе с Владимиром Гройсманом.

Чому В'ячеслава Кириленка не можна залишати в Мінкульті
Фото: www.youtube.com/Міністерство Культуры

Земля давно полнится слухами о том, кто уйдет, а кто останется в перезагруженном Кабмине. На разные кресла предлагаются разные кандидатуры, но что касается Министерства культуры, то здесь есть только два варианта. Если Минкульт остается в квоте “Народного фронта”, то свой пост сохранит нынешний министр Вячеслав Кириленко. А если министерство-бидося уходит в квоте БПП, то его возглавляет Евгений Нищук — первый послемайдановский министр культуры.

Участники культурного поля в этом плане большие надежды возлагали на фигуру нового премьера — Владимира Гройсмана, не так давно созвавшего тематическую встречу, куда пригласили менеджеров культуры. Последние, естественно, воспользовались возможностью и в красках описали пока еще действующему спикеру парламента работу министерства культуры в его нынешнем виде. Кто-то даже заверял: Гройсман ни за что не назначит Кириленко в Минкульт, если станет премьером.

Но последние новости, доносящиеся из кулуаров, гласят, что Министерство культуры остается в квоте “Народного фронта”, а, следовательно, министр меняться не будет.

Почему так? Потому что Вячеслав Кириленко — идеальный министр с точки зрения нынешней власти. Это умелый популист, скачущий по верхам, но не углубляющийся ни в одну из проблем, и, соответственно, не проводящий никаких реформ. Все реформы, в которых нуждается украинская культура сегодня, — очень болезненные и не смогут быть проведены без социальных и, что еще важнее, смысловых взрывов.

Красноречивый пример: закон о контрактной системе в учреждениях культуры был в итоге принят в смягченной редакции. Изначально автор законопроекта Ирина Подоляк предлагала уволить всех руководителей культурных учреждений, работающих на бессрочных контрактах, набрать их заново на конкурсной основе с заключением контракта на несколько лет и таким образом перезагрузить систему. Но в результате депутаты, рассматривавшие законопроект на профильном комитете, побоялись социального взрыва: мол, уволенные люди начнут восстанавливаться через суды, профсоюзы поднимут и начнется бунт.

Чому В'ячеслава Кириленка не можна залишати в Мінкульті
Фото: www.kommersant.ua/Александр Яловой

За исключением этого закона, других полумер в культуре не наблюдается. Полтора года министра Вячеслава Кириленко заполнены прокрастинацией и скандалами. За это драгоценное время можно было бы если не перезагрузить систему управления культурой, то хотя бы расширить возможности для тех, кто этой культурой все еще занимается. Этого сделано не было.

О чем, например, прямо сообщает отчет Счетной палаты о результатах аудита эффективного использования средств государственного бюджета, выделенных Министерству культуры на охрану культурного наследия. Цитата: “Кроме того, Министерством не создано условий для привлечения грантов и других перспективных источников внебюджетного финансирования”. Это, как мы помним, один из пунктов программы деятельности правительства Яценюка — “Привлечение новых источников финансирования культуры”.

Программа “Креативная Европа”, вступление в которую Кириленко записывает в свой актив, пока не работает — в Министерстве объявили конкурс на пост главы Национального бюро программы “Креативная Европа”. Прием заявок должен был продлиться до 5 апреля, но о том, кто состоит в комиссии, которая будет рассматривать кандидатов, на сайте ведомства не говорится. Как и о результатах конкурса, если таковые есть.

Чому В'ячеслава Кириленка не можна залишати в Мінкульті
Фото: 112.ua
Кириленко с Тибором Наврачичем, Еврокомиссар по вопросам образования, культуры, молодежи и спорта.

Оно и ясно — в последние несколько месяцев министерства жили в подвешенном состоянии, ожидая смены министров. Это один из главных симптомов хронической болезни украинского политикума: вместо того, чтобы выполнять согласованную с обществом долгосрочную программу реформ, чиновники ждут, в какую сторону подует ветер.

К слову о программах. Стратегия развития украинской культуры, о которой говорится в одном из пунктов отчета работы министерства за 2015 год, была утверждена на заседании правительства, о чем говорится на сайте Кабмина. Там же приводится текст документа. Не углубляясь в анализ Стратегии Минкульта (это повод для отдельного текста), отметим, что документ продолжает начатый Кириленко курс на консерватизацию украинской культуры. Об этом свидетельствует одна из стратегических целей: “Содействие созданию национального культурного продукта и формирования целостного информационно-культурного пространства”.

Ранее мы писали, что “национальный продукт” — это писаная торба, с которой Вячеслав Кириленко носится уже очень давно. И вот, получив в свои руки рычаги влияния, он активно внедряет то, что, как ему кажется, поможет украинской культуре.

Проводимая министром на протяжении полутора лет консервативная политика доказала свою несостоятельность: государство по-прежнему не мыслит украинскую культуру как культуру разнообразия и объединения, а считает ее культурой обособления от агрессора.

Еще одна больная мозоль украинской культуры — охрана культурного наследия. Министерство культуры давно внесло этот пункт в приоритеты своей работы. В ведомстве собрали рабочую группу, с помощью которой и написали законопроект “Об охране и сохранении недвижимого культурного наследия”. Законопроект был раскритикован экспертом в памятникоохранной среде Максимом Левадой: он откровенно называет эго катастрофическим. Полный разбор проекта закона можно почитать здесь, но если коротко: законопроект не выполняет ни одной из поставленных задач: не децентрализирует, не дерегулирует, не внедряет прозрачные принципы управления, не вводит норм прямого действия и не усиливает ответственности за разрушение памятников.

Чому В'ячеслава Кириленка не можна залишати в Мінкульті
Фото: prostir.museum/Dmytro Palets
Упавшая стена дворца — памятника архитектуры XVI века, в историко-культурном заповеднике в январе 2015 г.

Провальную работу Минкульта отмечает та же Счетная палата, в отчете которой мы писали выше: “Фактически в стране отсутствует эффективная система охраны объектов культурного наследия, а Минкультуры не приняло достаточных мер для создания такой системы. Средства, которые выделялись из государственного бюджета в недостаточных объемах, не могли обеспечить надлежащие условия сохранения объектов культурного наследия”.

Полностью этот феерический документ можно прочитать по ссылке.

Можно продолжать разбор полетов Министерства культуры под руководством Кириленко, которыми он хвастается в отчете за 2015 год:

  • Законопроект о поддержке кинематографа так и не прошел второе чтение в парламенте — в него внесли неимоверное количество правок, да так, что никто не знает, в какой редакции он сейчас находится на рассмотрении парламентского комитета;
  • Украинский Институт, который должен был бы заняться культурной дипломатией, заглох из-за отсутствия нормальной коммуникации между Минкультом и МИДом (последний занимается культурной дипломатией самостоятельно);
  • Стратегия библиотечного дела — единственный пункт, насчет которого не слышно громкой критики. Наверное, из-за того, что к ее созданию в Минкульте додумались привлечь представителей Украинской библиотечной ассоциации;
  • Закон о конкурсах на должности руководителей учреждений культуры, как ни странно, тоже записан в достижения министерства. Но это инициатива народного депутата Ирины Подоляк. Несмотря на смягчение закона, эго не спешат приводит в действие: например, до сих пор не проведен (хоть и объявлен) конкурс на пост директора Национального художественного музея Украины;
  • Национальная память: закон о декоммунизации называют одной из эффективных реформ, проведенных после Майдана. Минкульт задорно выдает списки памятников коммунистического режима, которые нужно отдать под снос, но не вносит в реестр охраняемых объектов действительно важные вещи, вроде мозаики Аллы Горской в Мариуполе.

Составление списков — вообще, судя по всему, любимое занятие в Минкульте. Перечень лиц, угрожающих национальной безопасности Украины, включает в себя 83 человека и может расшириться. Исходя из этих списков, Госкино отменяет выдачу прокатных удостоверений фильмам, в которых так или иначе задействованы упомянутые в списки люди. Все с нетерпением ждут, когда же длинные руки регуляторов дотянутся до Романа Балаяна и его “Полетов во сне и наяву”, где, как известно, сыграл Олег Табаков.

Чому В'ячеслава Кириленка не можна залишати в Мінкульті

Одиозность Минкульта не оставили без внимания в СБУ и Национальной комиссии по вопросам теле — и радиовещания. Глава последнего Юрий Артеменко считает, что министерство должно обнародовать критерії к формированию перечня лиц, которые создают угрозу национальной безопасности. Учитывая манеру ведения диалога, принятую в министерстве культуры, боимся, что внятного ответа, кроме как “сам дурак”, мы не услышим.

Что у нас в сухом остатке? Больше года министерство культуры возглавляет неэффективный министр, расколовший профильное сообщество и не проведший ни одной реформы.

О чем сигнализирует тот факт, что новое правительство собирается оставить такого министра на своем посту? О том, что а) обещание президента страны о том, что главы министерств не будут назначаться по квотному принципу, не выполняется; б) власти по-прежнему наплевать на культуру; в) никаких реформ в ближайшее время не произойдет. Министерство культуры в этом плане выполняет роль простой лакмусовой бумажки: есть ли у власти желание запускать основательные реформы, или нет.

История с министерством культуры — не о том, как смешно министр выглядит на фоне выставки репродукций в Дружковке. Она о том, что старая система ценностей сопротивляется сильнее, чем мы ожидали. Реванш старой милицейской гвардии, прокурорские скандалы, громкие отставки министров-реформаторов и неспособность общества адекватно оценить их работу, не зацикливаясь на дихотомии “измена-победа”, — это все звенья одной цепи, ведущей все туда же — в министерство вашей нелюбимой “культурки”.

Источник

Добавить комментарий