Песня года, выполняет — Tik Tu

Пісня року, виконує — Tik Tu

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Пісня року, виконує — Tik Tu

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

По мнению музыкальных критиков и многих меломанов, главное и очень серьезное музыкальное открытие 2016-го — тернопольское трио Tik Tu. В интервью DT.UA группа рассказывает про свой дебютный альбом, этнические мотивы и незабываемые концерты.

 

С Лесиком Драчуком, ударником Tik Tu, встречаемся на тернопольском вокзале. В музыкальных кругах он известен под кличкой Omodada. Работает саунд-продюсером, имеет собственную студию звукозаписи. В свое время сотрудничал с коллективами Zapaska, DaKooka, Epolets, Semmar, Nameless и многими другими.

По заснеженным улицам Тернополя Лесик ведет к галерее «Бункермуз». За несколько дней группа Tik Tu представит там свой дебютный лонг-плей Shuma — важнейший украинский альбом 2016 г. Музыка Tik Tu — это мелодичный, местами психоделический инди-поп с колоритными украинскими, литовскими и английскими текстами.

Репетиция длится более часа. Даже за это время нетрудно понять, что музыка для Лесика, Натали Багрий (вокал, флейта, альт, клавишные) и Романа Божко (бас, клавишные, программирование) — не развлечение, а храм. За их плечами — годы, проведенные в оркестрах, участие в нескольких музыкальных проектах, сотрудничество с именитыми музыкантами. Они живут музыкой.

— Альбом Shuma, вышедший в конце 2016-го, сразу занял первые позиции в итоговых рейтингах лучших пластинок года и получил лестные отзывы критиков. Довольно необычная для украинских реалий реакция на дебютную работу. Означают ли что-то для вас такие отличия?

Наталья Багрий. — Мы не питаем иллюзий относительно этого. Конечно, такие отличия — приятные. Они держат на достигнутом, не дают сделать что-то хуже в будущем. Не скажу, что этим альбомом мы поставили себе определенную планку, потому что это не так. Мы лишь играем музыку, которая нам нравится. Не строим особых планов. Играется — играем. Не играется — не мучаем себя, делаем что-то другое. Больше всего боюсь, чтобы группа не превратилась в такую себе машину, когда музыка не приносит удовольствие, а становится одним из обязанностей. Тогда все портится.

Пісня року, виконує — Tik Tu

Роман Божко. — Музыку нужно писать с ощущением легкости. Если этот процесс дается большими усилиями — получается совсем не то, что надо.

Лесик Драчук. — Ты знаешь, мы не можем сказать, что после этих отличий в музыкальных медиа нас стали чаще приглашать с концертами. Приглашают, конечно, но бесплатно. Вот приезжайте к нам, сыграйте, а мы угостим вас кофе. Это прекрасно, однако мы уже не можем себе этого позволить. Людям часто трудно понять, что музыка является нашей профессией, основным занятием.

— Ваше занятие —лишь Tik Tu?

Н.Бы. — Относительно меня — так. Хотя планирую вернуться в симфонический оркестр, в котором играла раньше, потому что прибыли группы пока очень скромные. Лесик работает саунд-продюсером, Роман организовывает концерты в «Бункермузе». Так или иначе мы все касательные к музыке.

— Если говорить об альбоме, не могу не спросить о его обложку. Девушка в желтом платье и красной тубой в руках — очень удачная идея.

Н. Бы. — Первой идеей была фотография Ромы, где он играет на тромбоне среди горы инструментов, которыми заполнена его квартира. Но этот снимок куда-то исчез. Мы решили не отказываться от духового инструмента, и я сфотографировалась с нетипичной для себя тубой. Художница Grycja RD предложила несколько вариантов обложки. Первый — рисунок со зверюшками. Нам показалось, что этот вариант не ассоциируется с нашей музыкой, более серьезной по содержанию. Поэтому решили остановиться на втором варианте, который вы видите сейчас. Хотя зверушек там тоже можно найти, если внимательно присмотреться.

— Альбом открывает композиция «Луч» со струнными и лаконичным электроникой, что вместе достигают плавного крещендо. Как она создавалась?

Н.Бы. — Обычно каждый из нас что-то пишет самостоятельно, приносит на репетицию, и уже вместе решаем, что делать дальше. Первое аранжировка «Луча» с накоплением струнных придумалось у меня дома. Позже песня понравилась ребятам. Они осторожно подходили к ней с разных сторон, чтобы не испортить. То, как она звучит теперь, — в значительной мере их заслуга. В этой композиции особенно ощутима пентатоника, характерная для традиционной музыки восточных стран.

— Традиционного корни восходят и тексты. Например, в песне «Седое море» вы используете такие аутентичные эпитеты, как «крислате жизни» или «хорасті песни».

Н.Бы. — Я родилась в Кутковцах. Это небольшое село под Тернополем. Там общаются таким лексиконом, именно так я разговариваю со своей бабушкой. Народная речь и вся эта кутківецька аутентика постоянно о себе напоминают. Я в этом органическая: фольклорные мотивы всегда стучатся в мои двери — не могу не открыть.

— Каждый из вас имеет значительный опыт в музыке. Как вы находите компромисс в видении аранжировок?

Н.Бы. — Это вопрос к Роме. Он у нас самый вариативный и принципиальный (Роман Божко жестикулирует — мол, зачем?; все смеются). Обычно мы руководствуемся методом голосования — если двоим нравится, то один не спорит. Когда я предлагаю какой-то замысел, ребята его дополняют. Время композиционные варианты существенно меняют, разнообразят наш материал, — к чему я вообще могла бы не додуматься.

Г.Бы. — Речь идет о том, что мы не должны придерживаться каких-то канонов. Мы всегда можем что-то менять, добавлять, придумывать, импровизировать. Чтобы у слушателя, который постоянно ходит на наши концерты, тоже не слабнуло интерес.

Пісня року, виконує — Tik Tu

— В ироничной композиции DJ партию тромбона исполнил Александр Марусяк, участник львовских коллективов «Гич Оркестр» и Lemko Bluegrass Band. Почему прибегли к такой творческой коллаборации?

Л.Д. — Одновременно с записью нашего альбома я работал над новой пластинкой «Гич Оркестра». Кстати, она уже вполне готова, скоро ребята ее представят. И Саша как раз был в студии, когда ко мне забежали Наталья и Роман. Нам пришло в голову попросить его сыграть. За несколько минут он на скорую руку «набросал» несколько фрагментов. Музыканты спешили на поезд, поэтому мы это отложили. Через неделю вернулись, послушали: классно звучит! Тем более, инструмент Сашка дополняет концепцию обложки нашего альбома.

Н.Бы. — Как и много наших композиций, DJ родилась в совместном джеме. В ней говорится о том, как часто мы пренебрегаем временем, тратим его.

— Слушая альбом, начал вас опасаться: чтобы отправиться в тур или поехать в другой город на концерт, вам придется нанимать отдельную машину только для инструментов.

Л.Д. — Именно сейчас ломаем над этим голову (смеется). Своего времени действительно брали все инструменты и грузили в поезд. Это было очень изнурительно. Но после записанных в альбоме струнных и гитарных партий без автомобиля нам теперь не обойтись.

— Трудно не заметить, что вы особенно тяготеете к литовского языка. Речь идет и о названии группы (Tik Tu переводится с литовского как «только ты». — А.Д.), и про один из самых заметных треков в альбоме — Ozis.

Н.Бы. — Мой папа был военнослужащим. Я родилась и прожила первые два года в Монголии, где он служил. Позже отца перенаправили в Литву. Там я пошла в школу, которую посещала до 15 лет, то есть до 9 класса. Также училась в музыкальной школе. Когда встал вопрос — возвращаться домой или дальше жить в Литве, — мы с мамой проголосовали за то, чтобы поехать. Конечно, этот период на меня серьезно повлиял, что заметно и в творчестве. Ozis — это литовская народная детская песня, положенная на нашу музыку. В Литве ее поют совсем иначе.

— То есть от вас можно ждать и новых песен на литовском?

Н.Бы. — Если немного поднять завесу над нашим следующим альбомом, то скажу лишь, что в нем будет литовськомовна композиция под названием Kukuti.

— Знаю, что проект Tik Tu начинался сначала как дуэт…

Н.Бы. — Мы с Романом много ссорились. Нам был нужен миротворец.

Л.Д. — Теперь ссоримся втроем (смеются). Мы собрались вместе, когда у Романа и Натальи было написано достаточно песен, чтобы выполнять их с живыми ударными.

Пісня року, виконує — Tik Tu

Н.Бы. — А знакомы мы все давно. С Ромой познакомились в тернопольском группе Nameless. Он был моим конкурентом. Пришел играть на тромбоне — так дудів, что не было слышно моей скрипки. Помню, он меня ужасно нервничал. Позже у нас всех был общий проект Echo Gardens. Кроме нас, в нем была Наталья Рудяк, вокалистка с очень красивым женским тембром. К сожалению, она не видит своего будущего в музыке. Поэтому мы стали Tik Tu. Собственно, я впервые за все это время начала петь. Хотя отношусь к своему вокалу, скорее, как к еще одному инструменту.

— В прошлом году вы были участниками крупнейших украинских музыкальных фестивалей — Zaxidfest, «Файне Місто», «Бандерштат». Такие выступления существенно отличаются от клубных концертов. Или стала проверка опен-ейрами для вас особым опытом?

Н.Бы. — Фестивали добавили нам уверенности. На первых наших концертах я напоминала робкого лань, ужасно боялась сделать что-то не так. Раскрепощенная фестивальная публика — это классный опыт для любого артиста.

Л.Д. — Один из самых запоминающихся фестивальных впечатлений — утреннее выступление на «Бандерштате». Согласно программе, мы должны были выйти на сцену в два часа ночи и играть максимально тихо, чтобы организаторы не имели проблем с полицией. Но программа, как всегда, затянулась. Одно слово, мы начинаем выступление в пять утра. Под сценой на коврике дремлет сонная публика, восходит солнце. Поскольку уже было утро, поэтому мы решили не обращать внимания на полицию. Звукорежиссер нас поддержал. И публика проснулась! Люди танцевали под сценой на протяжении всего концерта.

— Думал, вы вспомните о фестивале «Файне Місто», где ваше выступление мало не прервала буря…

Л.Д. — Это было невероятно! На сцену выбежало пятеро монтировщиков, чтобы удержать сорванные ветром баннеры, но мы упорно доигрывали до конца. Если уж погибать — так с песней!

— Судя из вашего опыта, записать хороший альбом сегодня можно даже не выходя из дома.

Л.Д. — Это действительно вполне возможно. В наших квартирах — маленькие студии. Мне сейчас даже трудно сказать, что и где мы записывали для альбома Shuma. Что-то рождалось прямо в кухне — записывались целые фрагменты, сэмплы, дорожки. Правда, вокал и барабаны писали преимущественно на «Шпиталь Рекордс» (студия Лесика Драчука. — А.Д.).

Пісня року, виконує — Tik Tu

— Перед интервью вы сказали, что в Тернополе о существовании Tik Tu знает ограниченный круг людей. С чем это связано, по вашему мнению?

Л.Д. — Музыкальное среда Тернополя довольно однотипное. Если посмотреть на состав местных коллективов, то это одни и те же лица. Группы перемешиваются, обмениваются участниками. Такой себе сплошной музыкальный инцест. Мы стараемся здесь часто не выступать. Только тогда, когда есть новая программа, новые песни. За несколько дней будем презентовать альбом — так увидим, нас знают. Не будем забегать вперед.

Источник

Добавить комментарий